Статья:

КОНТРОЛЬ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ, ЕГО ФУНКЦИИ, ВИДЫ И ФОРМЫ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(218)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Тетерюкова Н.П., Клочкова А.М. КОНТРОЛЬ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ, ЕГО ФУНКЦИИ, ВИДЫ И ФОРМЫ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 39(218). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/218/119981 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

КОНТРОЛЬ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ, ЕГО ФУНКЦИИ, ВИДЫ И ФОРМЫ

Тетерюкова Наталия Павловна
студент, Московский информационно-технологический университет, РФ, г. Москва
Клочкова Анна Максимовна
студент, Московский информационно-технологический университет, РФ, г. Москва
Афанасьева Оксана Васильевна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент, Московский информационно-технологический университет, РФ, г. Москва

 

CONTROL IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES, ITS FUNCTIONS, TYPES AND FORMS

 

Natalia Teteryukova

Student, MITU-MASI, Russia, Moscow

Anna Klochkova

Student, MITU-MASI, Russia, Moscow

Afanasyeva Oksana Vasilievna

Scientific director, Cand. Phil. Sciences. Associate Professor, MITU-MASI, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье рассматривается важность и необходимость контроля во время учебного процесса. Выделяется пять методов контроля в  целях повышения эффективности изучения иностранного языка, а так же дается подробный анализ каждого из них.

Abstract. The article discusses the importance and necessity of control during the educational process. Five control methods are distinguished in order to increase the effectiveness of learning a foreign language, and a detailed analysis of each of them is also given.

 

Ключевые слова: контроль, контроль в обучении, иностранный язык, виды контроля.

Keywords: control, control in education, foreign language, types of control.

 

Качество образования определяется соответствием достигнутого уровня обучения и воспитания, целями и ожидаемым результатом, определенными нормативными, образовательными и социальными потребностями человека, также требованиями государства и общества. Процесс контроля регламентируется рядом определенных дидактических требований: научности, надежности, эффективности, организации, объективности, систематичности, справедливости и всесторонности.

Контроль является важной частью учебного процесса. Правильный контроль позволяет оценивать получаемые учащимися знания, умения, навыки, вовремя корректировать их ошибки и помогать добиваться поставленных целей. При использовании контроля в целях повышения эффективности изучения иностранного языка используются:

  • Методы устного контроля
  • Методы письменного контроля
  • Методы практического контроля
  • Дидактические тесты
  • Наблюдение

Традиционно выделяют следующие виды контроля:

  • Предварительный - позволяет определить уровень знаний ученика в данный период времени. Изначально проводится в начале учебного года для выявления уровня готовности учащихся к дальнейшему освоению учебной программы. В случае если выявляются низкие результаты, то обязательно проводится курс повторения.
  • Текущий - позволяет оценить имеющиеся знания учеников и судить об их успешности овладения данным материалом. К такому виду контроля относятся опросы учащихся (фронтальные/выборочные) на уроках, тестирование после нескольких уроков.
  • Промежуточный - проводится по завершении темы и позволяет судить об эффективности владения целым разделом.

Формы и методы контроля

  1. Устный.

Данный вид контроля включает в себя: устные опросы, ответы с места, ответы у доски. Устные опросы могут быть не только индивидуальными, но и групповыми, например, опросить «слабых» учащихся с целью выявления пробелов и приданию уверенности в своих силах при ответе на вопросы. Ответы с места могут применяться при ответах на вопросы изученной темы или целого раздела. Необходимо подметить, что своевременное использование устного контроля помогает выявить существенные ошибки в речи учащихся.

  1. Письменный.

Письменный контроль представляется в виде проверки тетрадей на предмет выполнения домашней или классной работы. Обязательным элементов письменного контроля можно смело обозначить проведение тестирования или самостоятельных работ.

Один из наиболее эффективных средств контроля обучения - тест. Тесты являются основной частью обучения, метода обучения, предусматривает выполнение испытуемым специальных заданий. Среди многочисленных заданий, которые используются для составления тестов и контрольных работ встречаются следующие: альтернативный выбор (true/false), множественный выбор (multi choice), упорядочение (arrangement), перекрестный выбор (matching), завершение (complete), замена (substitution), трансформация (transformation), ответ на вопрос, перевод и тд.

Систематические внедрение тестов будет стимулировать активность и внимание учеников на уроке, а так же, повышать ответственность во время выполнения заданий. Полученные результаты тестов послужат показателем уровня усвоения полученных или имеющихся знаний у учащихся.

Выделяют пять основных форм контроля:

  1. Фронтальный контроль - ученики отвечают на вопросы учителя с места. Учитель составляет вопросы для учеников по небольшому объему материала, на которые должны быть даны короткие ответы. Данная форма контроля приобретает вид активной беседы. Она не выявляет знания учащихся на глубоком уровне, но позволяет установить процесс усвоения материала и позволяет определить готовность учеников к восприятию новой темы. Данная форма контроля будет эффективной только в том случае, если вопросы задаются конкретно, являются предельно ясными и простыми, а также не содержат подсказки.
  2. Групповая форма - учитель делит класс на группы и ставит перед ними определенный вопрос, на который они должны дать ответ. Дается задание, выполнение которого предполагается в классе.
  3. Индивидуальная форма- с помощью данного вида контроля учитель может ознакомиться со знаниями, умениями и навыками учеников, вызывая их для ответа у доски. Данная форма контроля позволяет учителю ознакомиться с умениями и навыками отдельных учащихся более основательно.
  4. Комбинированная форма - это комплекс индивидуального контроля с фронтальным и групповым. Чаще всего данный метод используется при прохождении объемной темы, когда возникает необходимость опросить максимальное количество учеников. Сложность заданий зависит от успеваемости учащихся.
  5. Самоконтроль - обеспечивает работу внутренней обратной связи в процессе обучения.

Функции контроля

  • Контролирующая - позволяет проверить достижения учащимися определенного уровня сформированности иноязычных умений и навыков за определенный отрезок времени.
  • Оценочная - взаимодействие учителя и ученика во время обучения, следовательно, возникает необходимость в оценке. С помощью этой оценки у учителя складывается мнение об уровне обученности учащихся. Эта функция дает учителю возможность самооценки, анализа собственной деятельности и эффективности собственных методов обучения.
  • Управленческая  -  ее задача заключается в определении меры, в которой педагогический процесс обеспечен контролем. Эта функция основывается на том, что преподаватель может планировать учебный процесс.
  • Корректирующая - разделяется на два этапа: коррекция обучающих упражнений, а также достижение эффективности приемов контроля применяемых к учебным задачам.
  • Обучающая  - улучшение и систематизация знаний и умений. Во время контроля обучаемыми проверяется и закрепляется пройденный материал. Это не только процесс, когда учащиеся воспроизводят пройденный материал, но и практическое применение знаний на практике.
  • Стимулирующая - создание положительных поводов для изучения иностранного языка. Важно, что полученный результат (отметка) после выполнения проверки знаний (контроля) имеет значение для учащихся. Положительный результат приносит учащемуся чувство удовлетворения после успешно проделанной работы. Отрицательная отметка мотивирует учащегося приложить усилия к дальнейшему обучению и исправить отрицательную отметку.
  • Воспитательная функция контроля направлена на дисциплинирование и введение в привычку учащихся систематические занятия (развитие силы воли в изучении языка). Систематичный контроль учебной деятельности стимулирует как обучающего, так и обучаемых.

Вопросы, связанные с контролем в образовательном процессе, подразумевают, что любая учебная деятельность должна подвергаться обязательному контролю. В контексте обучения иностранному языку контроль предполагает достижение того уровня речевых умений и межкультурной компетенции, который достигнут учениками за конкретный период обучения. Также, говоря о контроле в образовательном процессе, мы можем сказать, что он является своеобразным продолжением обучения, которое позволяет обучающимся самоанализировать свои успехи и корректировать пробелы в знаниях.

Подводя итог, мы можем сделать вывод, что контроль помогает определить уровень освоенных знаний, умений и навыков. Другими словами - постоянное отслеживание (контроль) обучения разными методами. Помимо проверки знаний осуществляется и повышение мотивации учащихся к получению хороших оценок. Контроль позволяет развивать у учащихся внимание, память, речь, интересы и способности и всецело является неотъемлемой частью всего учебного процесса.

 

Список литературы:
1. Гусева Д. С. Традиционные и современные формы контроля на уроках иностранного языка //АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ. – 2018. – С. 35-38. 
2. Жаркова Л. И., Картушина Н. В. Тестирование как метод контроля знаний при обучении иностранным языкам //Мир науки. Педагогика и психология. – 2017. – Т. 5. – №. 2. – С. 17. 
3. Миролюбова А.А. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку //Методическое пособие. – 2001. – С. 80. 
4. Пелеванюк Е.Н. Контроль на уроках английского языка как способ дифференцированного обучения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontrol-na-urokah-angliyskogo-yazyka-kak-sposob-differentsirovannogo-obucheniya (дата обращения: 21.11.2022).