Статья:

Формирование представлений об этикете у детей 5-6 лет в процессе создания лэпбука

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(64)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Короткова М.А. Формирование представлений об этикете у детей 5-6 лет в процессе создания лэпбука // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 13(64). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/64/49728 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование представлений об этикете у детей 5-6 лет в процессе создания лэпбука

Короткова Марина Александровна
студент института ВятГУ, РФ, г.Киров

 

Анотация. В современном мире  нравственное воспитание можно рассматривать как одну из важнейших сторон общего развития дошкольников. Именно в процессе нравственного воспитания у детей развиваются навыки культурного поведения в обществе, уважение к взрослым, что не мало важно в наше дни. Развивать нравственное воспитание у дошкольников  5-6 лет будем в процессе создания лэпбука.

Ключевые слова: этикет, лэпбук

 

«Воспитание есть воздействие одного человека на другого

с целью заставить воспитываемого усвоить

известные нравственные привычки.»

 Л.Н. Толстой

 

Этике́т (от фр. etiquette — этикетка, надпись) — это нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе. В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика  ХIV - гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться, хотя определённые своды норм и правил  поведения существовали уже с древнейших времён [3,с. 204].

Этикет для детей – это  водная часть поведенческой культуры, общепринятый порядок поведения, задачи взрослых людей, занимареющихся его воспитанием, расширить и скорректировать детские знание о поведении, привести это знания в систему, выработанную обществом.

У детей в возрасте 5–6 лет  формируется гибкое отношение к выполнению правил этикета, стремление понять их.

Ближе к 5 годам, когда ребенок подражает взрослым, самое время начинать обращать внимание реберенка на то, как мы общаемся друг с другом и другими людьми, особенно за пределами семьи. Вот виды этикета, которые должен знать каждый дошкольник, чтобы не попасть в неловкую ситуацию и не заставлять краснеть родителей.

Соблюдать правила речевого этикета необходимо не только с членами своей семьи, но вообще со всеми детьми и взрослыми.

Приучать ребенка к правилам поведения за столом следует с малых лет, а по мере взросления требования к ребенку будут расти. То, как ведет себя ребенок за столом, создает главное представление о его воспитанности, и уважении к такому семейному ритуреалу, как прием пищи.

Гостевой этикет. Ребенок должен знать как вести себя в гостях, как можно проявить уважение к хозяевам дома.

Этикет в общественных местах, в транспорте, на улице, в поликлинике и т.д.

Я предлагаю развивать этикет у детей 5–6 лет новыми информационными–коммуникативными технологиями, которые активно внедряются в образовательный процесс и замещают живое эмоциональное общение детей и взрослых, а также общения детей друг с другом. Есть  замечательное современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса детей и взрослых это – лэпбук.

Термин "Лэпбук" был впервые введён мамой и писателем из Вирджинии (штат США) Тэмми Дюби, которая была использована в домашнем обучении со своими детьми данное средство для систематизации информации. Она назвала её так, именно потому, что весь Лэпбук умещается на коленях ребёнка. Лэпбук – сравнительно новое средство обучения из Америки, представляет собой  одну  из разновидностей  метода проектов. Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная папка» (lap – колени, book – книга), или как его еще называют тематическая папка. [1, с.12].

Д.А.Гатовская в своей статье очень хорошо выразилась «Лэпбук – это полет фантазий, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задачав зрослого лишь придавать ребенку уверенности в своих силах и правильно мотивировать его на открытие новых горизонтов» [2, с.26].

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде: информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал), а также способствует развитию творчества, воображения. Его можно использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально. Лэпбук помогает быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученный материал в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четку структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.

Преимущество использования лэпбука в работе взрослых с детьми в следующем:

  • лэпбук для детей  – яркая, красочная, «загадочная» книжка, хранящая в себе множество секретов и тайн, которую постоянно хочется рассматривать и изучать, возвращаться вновь и вновь к её содержимому;
  • лэпбук для родителей  – возможность полезно и увлекательно провести время со своим ребенком, организовать активное общение, возможность узнать интересы и потенциал ребёнка, проявить творчество, поучаствовать в жизни детского сада;
  • лэпбук для педагогов  – интерактивное обучающее средство, позволяющее организовать активную речевую, коммуникативную, познавательную деятельность воспитанников, осуществляя дифференцированный подход;
  • лэпбук для ДОУ – часть дидактического обеспечения зон развития в группах, средство мотивации профессионального и творческого развития педагогов, средство повышения компетентности родителей и педагогов.

Создание лэпбука состоит из нескольких этапов:

На первом этапе выбирается тема лэпбука. Тема может быть любая в зависимости от интересов детей и их возраста.

На втором этапе составляется план будущего лэпбука. На этом этапе воспитатель с ребенком должен определиться, что они хотят видеть в этом лэпбуке (какие кармашки будут делать, каким цветом, каким размером и т.д.)

На третьем этапе изготавливается макет лэпбука: изготавливаем макет лэпбука, т.е. готовим основу лэпбука (куда будем приклеивать кармашки). Вырезаем шаблоны кармашек для лэпбука.

На четвертом этапе изготавливается сам лэпбук.  Раскладываем кармашки по лэпбуку, приклеиваем кармашки и вкладываем готовый материал по теме в кармашки лэпбука. Лэпбук готов.

Да, кстати, совершенно необязательно (и даже, совсем, нежелательно) выполнить все задания, заложенные в лэпбук, за одно занятие или за один день. Многие из них рассчитаны на длительную работу, изучение дополнительной информации и проведение собственных исследований. Ведь лэпбук – это ещё и споресоб оформления самостоятельного исследовательского проекта.

В процессе создания лэпбука дети общались между собой, изучали новый материал, знакомились с новыми видами этикета,  разгадывали загадки, собирали пазлы на тему этикет, закрашивали  картинки на предложенную нам тему. И выяснили что в процессе совместной деятельности воспитателя и детей по созданию лэпбука на тему: «Формирование представлений об этикете в процессе создания лэпбука». Можно сделать вывод, что лэпбук положительно влияет на формирование представлений об этикете у детей 5–6  лет.

Лэпбук – отличный способ закрепить или изучить определенную тему с детьми, в процессе которой ребенок участвует в поиске новых знаний. Лэпбук развивает творческие способности, а также  коммуникативные навыки.

 

Список литературы:
1. Блохина Е.,  Лиханова Т. Лэпбук – «наколенная книга». // Обруч, 2015. -№6.
2. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь: Меркурий, 2015.
3. Шемшурина А.И. Основы этической культуры. Книга для учителя. - М.: Просвещение , 1998.