ФОЛЬКЛОР И ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(231)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(231)
ФОЛЬКЛОР И ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Фольклор-достояние народа России, он своими корнями питает всю жизнь человека, пробуждает в ребенке активные мысли и чувства, помогает расширить кругозор и накопить жизненный опыт. Фольклор представлен народным творчеством, душой народа.
Его особенность-отсутствие авторства, неоднократные изменения текста разными рассказчиками. В истории литературы некоторые писатели и поэты заимствовали сюжетные элементы из фольклора и подписывали их своими именами.
В то же время Фольклор меняется и развивается с новым содержанием с развитием быта и традиций народа. Именно поэтому фольклор отражает характерные особенности народов мира, особенности их различий. Исследователи узнали их благодаря сказкам, песням, странствиям, колыбельным, мистериям и другим фольклорным памятникам [1, с. 46].
Дети очень чувствительны и любознательны и с интересом изучают окружающий мир, и первым источником познания является детский фольклор. С первых лет жизни детям раскрываются образы мира и природы, порядок и смысл вещей в окружающей действительности, причинно-следственные связи через детский фольклор.
Фольклор-особая область народного творчества, которая через многообразие жанров объединяет детский и взрослый мир: поэтический, прозаический и музыкальный.
Это дает основание фольклору быть одним из мощнейших инструментов воспитания. «Много способствуют воспитанию народного характера передача эпических сказаний и поверий и привычка эпической старины жить в обычаях и нравах, переданных от отцов к детям; но еще могущественнее образовательная сила языка, потому что его вековой мудростью поучаются нарождающиеся поколения точно так же, как на наших глазах с усвоением родного языка раскрывается смысл дитяти, получая ту организацию, какую дает ему родное слово».
Сегодня устная народная устная речь идет иным путем, чем столетие назад: ребенок получает ее через взрослого, в основном из книг, в которых собраны произведения различных фольклорных жанров.
Далее представлена структура личности с позиции использования фольклора:
1. Компонент деятельности - творческая деятельность с позиции усвоения важнейших национальных ценностей, которая реализуется как основа для развития деятельности личности на основе знаний, умений и навыков.
2. Мотивационный компонент-идентичность формируется на основе мотивации молодежи к участию в национальных праздниках и социально-культурных мероприятиях.
3. Социальный компонент-развитие социального мышления молодежи формируется на основе норм и традиций социального, нравственного, эстетического, духовного содержания.
4. Рефлексивный компонент - личность - самосознание на основе применения норм морали.
5. Социально-культурный компонент-идентичность основывается на ориентации норм социально-культурного пространства на социально-культурное развитие и социально-культурную активность в условиях ценностных ориентиров, музыкально-игрового фольклора.
6. Поведенческий компонент-усвоение правил и норм поведения в обществе осуществляется на основе включения личности в социально значимую деятельность.
7. Мировоззренческий компонент - позиции личности определяются ее идеалами и ценностями, которые выражают общий взгляд на поведение и деятельность человека в условиях творчества [2, с. 165].
Фольклор является не только источником информации о мире, но и способом взаимодействия с ним, обладающим большим воспитательным потенциалом.
Например, колыбельные народные песни-неиссякаемый источник материнской любви. Любовь касается не только самого ребенка, но и всего, что его окружает.
В песнях используется множество уменьшительно-ласкательных суффиксов, что дает материнский взгляд на все, что связано с ребенком. Народные песни дают ребенку первые представления об окружающем мире, учат определенным правилам, наполняют любовью.
Большой интерес представляет календарный фольклор, связанный с календарными праздниками, которые всегда сопровождаются народными песнями, танцами, обрядами. Календарные песни (святочные, масленичные, купальные и др.) не только отражают полный цикл земледелия, но и дают информацию о народных обрядах.
Толерантное чувство мировосприятия и мироощущения возникает в процессе включения ребенка в мир гуманистической культуры, где продуктивная фантазия становится основным механизмом усвоения культуры. В этом подходе формирование воображения и развитие творческих возможностей становится одной из задач воспитательной работы в образовательных учреждениях. Это обеспечивает доступ обучающегося в мир общечеловеческих проблем и культуры.
По мнению М.Н. Мельникова, З.М. Явгильдиной фольклор, как часть культуры народа, развивается со временем, добавляя все новые социальные изменения ко всему ценному: что существовало ранее. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен и может эффективно использоваться в учебно-воспитательном процессе.
Новикова В. И. в своей статье «Воспитание толерантности средствами изучения фольклора народов Приамурья» отмечала, что в настоящее время объективная реальность заставляет больше внимания уделять развитию культуры межнациональных отношений, следовательно, необходима этническая толерантность, то есть принятие внутренней установки личности относительно ценностей, культурных особенностей других этнических групп, готовность к межэтническим контактам.
Межнациональная толерантность считается приоритетом культуры межнациональных отношений. Развитие личности как направления происходит в образовательном процессе, создает условия для конструктивного общения с представителями других этносов.
Развитие межнациональных толерантных отношений учащихся является частью профессиональной подготовки и является организационно-педагогической системы.