Статья:

ФОЛЬКЛОР И ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(231)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Редькина В.В. ФОЛЬКЛОР И ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 8(231). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/231/124145 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОЛЬКЛОР И ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Редькина Влада Витальевна
студент Елабужского института (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет», РФ, г. Елабуга

 

Фольклор-достояние народа России, он своими корнями питает всю жизнь человека, пробуждает в ребенке активные мысли и чувства, помогает расширить кругозор и накопить жизненный опыт. Фольклор представлен народным творчеством, душой народа.

Его особенность-отсутствие авторства, неоднократные изменения текста разными рассказчиками. В истории литературы некоторые писатели и поэты заимствовали сюжетные элементы из фольклора и подписывали их своими именами.

В то же время Фольклор меняется и развивается с новым содержанием с развитием быта и традиций народа. Именно поэтому фольклор отражает характерные особенности народов мира, особенности их различий. Исследователи узнали их благодаря сказкам, песням, странствиям, колыбельным, мистериям и другим фольклорным памятникам [1, с. 46].

Дети очень чувствительны и любознательны и с интересом изучают окружающий мир, и первым источником познания является детский фольклор. С первых лет жизни детям раскрываются образы мира и природы, порядок и смысл вещей в окружающей действительности, причинно-следственные связи через детский фольклор.

Фольклор-особая область народного творчества, которая через многообразие жанров объединяет детский и взрослый мир: поэтический, прозаический и музыкальный.

Это дает основание фольклору быть одним из мощнейших инструментов воспитания. «Много способствуют воспитанию народного характера передача эпических сказаний и поверий и привычка эпической старины жить в обычаях и нравах, переданных от отцов к детям; но еще могущественнее образовательная сила языка, потому что его вековой мудростью поучаются нарождающиеся поколения точно так же, как на наших глазах с усвоением родного языка раскрывается смысл дитяти, получая ту организацию, какую дает ему родное слово».

Сегодня устная народная устная речь идет иным путем, чем столетие назад: ребенок получает ее через взрослого, в основном из книг, в которых собраны произведения различных фольклорных жанров.

Далее представлена структура личности с позиции использования фольклора:

1. Компонент деятельности - творческая деятельность с позиции усвоения важнейших национальных ценностей, которая реализуется как основа для развития деятельности личности на основе знаний, умений и навыков.

2. Мотивационный компонент-идентичность формируется на основе мотивации молодежи к участию в национальных праздниках и социально-культурных мероприятиях.

3. Социальный компонент-развитие социального мышления молодежи формируется на основе норм и традиций социального, нравственного, эстетического, духовного содержания.

4. Рефлексивный компонент - личность - самосознание на основе применения норм морали.

5. Социально-культурный компонент-идентичность основывается на ориентации норм социально-культурного пространства на социально-культурное развитие и социально-культурную активность в условиях ценностных ориентиров, музыкально-игрового фольклора.

6. Поведенческий компонент-усвоение правил и норм поведения в обществе осуществляется на основе включения личности в социально значимую деятельность.

7. Мировоззренческий компонент - позиции личности определяются ее идеалами и ценностями, которые выражают общий взгляд на поведение и деятельность человека в условиях творчества [2, с. 165].

Фольклор является не только источником информации о мире, но и способом взаимодействия с ним, обладающим большим воспитательным потенциалом.

Например, колыбельные народные песни-неиссякаемый источник материнской любви. Любовь касается не только самого ребенка, но и всего, что его окружает.

В песнях используется множество уменьшительно-ласкательных суффиксов, что дает материнский взгляд на все, что связано с ребенком. Народные песни дают ребенку первые представления об окружающем мире, учат определенным правилам, наполняют любовью.

Большой интерес представляет календарный фольклор, связанный с календарными праздниками, которые всегда сопровождаются народными песнями, танцами, обрядами. Календарные песни (святочные, масленичные, купальные и др.) не только отражают полный цикл земледелия, но и дают информацию о народных обрядах.

Толерантное чувство мировосприятия и мироощущения возникает в процессе включения ребенка в мир гуманистической культуры, где продуктивная фантазия становится основным механизмом усвоения культуры. В этом подходе формирование воображения и развитие творческих возможностей становится одной из задач воспитательной работы в образовательных учреждениях. Это обеспечивает доступ обучающегося в мир общечеловеческих проблем и культуры.

По мнению М.Н. Мельникова, З.М. Явгильдиной фольклор, как часть культуры народа, развивается со временем, добавляя все новые социальные изменения ко всему ценному: что существовало ранее. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен и может эффективно использоваться в учебно-воспитательном процессе.

Новикова В. И. в своей статье «Воспитание толерантности средствами изучения фольклора народов Приамурья» отмечала, что в настоящее время объективная реальность заставляет больше внимания уделять развитию культуры межнациональных отношений, следовательно, необходима этническая толерантность, то есть принятие внутренней установки личности относительно ценностей, культурных особенностей других этнических групп, готовность к межэтническим контактам.

Межнациональная толерантность считается приоритетом культуры межнациональных отношений. Развитие личности как направления происходит в образовательном процессе, создает условия для конструктивного общения с представителями других этносов.

Развитие межнациональных толерантных отношений учащихся является частью профессиональной подготовки и является организационно-педагогической системы.

 

Список литературы:
1. Кудрявцева Е.А. Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания детей // Актуальные вопросы современной науки и образования. материалы Научной сессии 2019 Борисоглебского филиала ФГБОУ ВО «ВГУ». 2019. С. 45-49.
2. Латыйпова В.М. Педагогические условия формирования идентичности молодежи средствами музыкально-игрового фольклора // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 2. С. 164-169.