Статья:

Реализация регионального компонента на уроках математики

Конференция: LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Николаева А.А. Реализация регионального компонента на уроках математики // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(51). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/12(51).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Реализация регионального компонента на уроках математики

Николаева Анна Александровна
студент, ФГБОУ ВО «ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского», РФ, г. Липецк
Тигрова Ирина Валерьевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского», РФ, г. Липецк

 

В век высоких технологий «краеведческая нить» помогает связать нас с прошлым, увидеть настоящее и осознать будущее. Обучение невозможно без передачи накопленных знаний об окружающей нас действительности. Краеведение играет важную роль в воспитании патриотических чувств учащихся, расширении кругозора, формировании умственных и творческих способностей.

На современном этапе развития образования изучение культуры родного края является неотъемлемым компонентом ФГОС. Они обеспечивают специфические потребности и интересы населения определенного региона в области образования, в которых отражено своеобразие культуры народов, населяющий данный регион.

Призвание образования – обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

В учебных планах образовательных учреждений уделяется особое внимание реализации регионального компонента. Современная школа ставит перед собой цели – научить школьников ценить, сохранять и развивать богатую историю и культуру народов Российской Федерации. Регионализация – одно из стратегических направлений развития образования в нашей стране.

Важность использования краеведческого материала в обучении и воспитании младших школьников подчеркивали в своих трудах Я. А. Каменский, Ж. Ж. Руссо, Г. Песталоцци [3; с. 15-25].

В XIX в. К. Д. Ушинский в концепции «народного воспитания» уделял особое значение краеведению. Педагог отмечал, что любовь к Родине, ее традиции и ценности никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека. К. Д. Ушинский обосновал необходимость включения краеведческого материала в преподавание учебных предметов [3; с. 30].

Понятие «краеведение» закрепилось в русском языке лишь в начале XX в. Сегодня под краеведением понимают изучение населением географических, исторических, культурных, природных, социально-экономических и других факторов, характеризующих в комплексе формирование и развитие какой-либо определённой территории страны.

Благодаря внедрению регионального компонента в систему обучения и воспитания, повышается уровень качества изучаемого материала, возрастает скорость его усвоения за счёт активизации деятельности учащихся. Во время работы на уроках с краеведческим материалом снижается уровень тревожности, создается благоприятная психологическая атмосфера для познавательной деятельности.

Использование краеведческого материала на уроках математики не только расширяет кругозор школьников, развивает интеллектуальные и творческие способности учащихся с учетом их интересов и склонностей, но и способствует формированию нравственных качеств.

Учителю предоставляется возможность показать учащимся уникальные природные, этнические или культурные особенности своего края, пробудить эмоционально-ценностное отношение к культурному и природному наследию.

Главные цели введения элементов краеведения в преподавании математики заключаются в следующем. Во-первых, повышение интереса учащихся к изучению математики и углубление понимания изучаемого материала. Во-вторых, формирование гражданских качеств личности и чувства патриотизма. В-третьих, расширение кругозора школьников и повышение их общекультурной компетентности.

К задачам с краеведческим содержанием можно обращаться на уроках открытия нового знания, закрепления, комплексного применения знаний и умений, контроля и оценки, а также на уроках обобщения и систематизации.

Как показывает опыт педагогов МБОУ СОШ № 61 им М. И. Неделина г. Липецка, школьникам трудно запомнить исторический материал, который связан с чем-то далеким, незнакомым. Однако, рассказы о исторических событиях родного края вызывают жгучий интерес у учащихся.  Учителя школы № 61 составили пособие «Задачи с краеведческим материалом». Особенность предлагаемой разработки в том, что «фабулы» задач связаны с историей Липецкой области с его архитектурным и культурным наследием, с природой и географией. При составлении задач педагоги использовали сведения, почерпнутые из трудов историков, археологов, географов, экологов, а также учитывали психологические особенности обучающихся.

Большие возможности для реализации принципа воспитывающего обучения представляет использование задач с краеведческой фабулой. Опираясь на опыт липецких учителей, рассмотрим примеры таких заданий.

1. Запишите цифрами числа, встречающиеся в тексте, и прочитайте их:

Согласно ревизии (переписи населения) одна тысяча семьсот восемьдесят первого года в уездном городе Липецке проживало «купцов сто девяносто пять, мещан пятьсот тридцать два, однодворцев шестьсот один, при казенном заводе мастеровых одна тысяча двадцать, шляпников двести тридцать восемь, погонщиков двести двадцать девять, положенных по штату тридцать семь, сверх штату тридцать семь. Итого две тысячи девятьсот семьдесят пять душ мужского пола». В то время при переписи считались только жители мужского пола, т. о. жителей было примерно шесть тысяч человек.

2. Вычислите:

В 1868-1869 г.г. была построена ж/д Елец - Грязи - Козлов (Мичуринск). В каком году железная дорога будет праздновать 150-летний юбилей? Сколько вам будет лет в этом году?

3. «Галичья Гора» - один из первых заповедников России, основанный 25 апреля 1925 года, находится на территории Липецкой области. Сколько вам будет лет, когда заповедник будет праздновать свое 100-летие?

4. Морозова Гора - часть заповедника «Галичья Гора», заповедна с 1941 года. На сколько заповедник «Галичья гора» «старше» урочища Морозова Гора?

5. Протяженность реки Дон на территории нашей области - 315 км. Длина реки Воронеж на 92 км меньше, чем Дона, а река Байгора - на 112 км меньше, чем Воронежа. Найдите длины крупных рек, протекающих по территории нашей области [4].

Таким образом, включение в структуру уроков математики заданий с краеведческим содержанием создает возможность вовлечения учащихся в посильную для них творческую деятельность. Пользоваться предлагаемыми задачами следует в сочетании со стабильным учебником по математике, который содержит необходимый теоретический материал и разнообразные тренировочные упражнения.  Решая краеведческие задачи, учащийся не только овладевает системой математических знаний, но и изучает прошлое своего родного края, а также учится бережно и внимательно относится к культурному наследию и окружающей среде.

 

Список литературы:
1. Колтаков, В.М. Исторические и памятные места Липецка / В.М. Колтаков, А. В. Овчинников. – Липецк. Издательский центр газеты «Де-факто», 2007 – 221 с.
2. Позняк, Т. А. Воспитание и развитие учащихся при обучении математике: учебное пособие / Т. А. Позняк, Т. Е. Рыманова, О. А. Саввина, Г. А. Симоновская.  – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2001. – 107 с. 
3. Сластенин, В. А. Педагогика: учебник /   В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина.  – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 576 с.
4. Задачи с краеведческим содержанием на уроках математики авторского коллектива учителей МБОУ СОШ № 61им. М.И. Неделина г. Липецка: Вовденко О.Л., Двуреченская Л.В., Круглова И. П., Купцова И.Г., Смирнова Т.И., Лаврова О. А., Ларина В.М.