Статья:

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(308)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Шарифуллина Э.И. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 41(308). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/308/157105 (дата обращения: 27.12.2024).
К условиям публикации Скачать журнал
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Шарифуллина Эндже Ильдусовна
студент, Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Казанский (Приволжский) федеральный университет, РФ, г. Елабуга
Газизова Фарида Самигуловна
научный руководитель, Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Казанский (Приволжский) федеральный университет, РФ, г. Елабуга
Нуриева Алеся Радиевна
научный руководитель, Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Казанский (Приволжский) федеральный университет, РФ, г. Елабуга

 

Дошкольный возраст — благоприятный период для творчества. Именно в это время происходят изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (воображение, память, внимание, мышление, восприятие, речь), развиваются личностные качества, их основа — склонности и способности.

Формирование творческих способностей у детей является важным аспектом их общего развития и требует системного подхода. Это процесс, который можно разбить на несколько этапов, каждый из которых включает в себя стимулирование самостоятельности и инициативы ребенка. Важным шагом на этом пути является расширение методов и приемов, которые помогают развивать творческие навыки. Одним из эффективных способов является усложнение заданий в играх. Например, можно предложить детям не просто рисовать, а создавать целые истории с использованием различных материалов, таких как бумага, картон и даже природные элементы. Это не только развивает их художественные способности, но и учит креативно мыслить, находить нестандартные решения. Кроме того, важно, чтобы дети применяли усвоенные приемы творчества в новых и измененных ситуациях.

Включение театрализованных игр, музыкальных занятий и хореографии может значительно обогатить творческий опыт ребенка. Каждый из этих видов деятельности предоставляет уникальные возможности для самовыражения и развития индивидуальности. Таким образом, формирование творческих способностей — это многогранный процесс, который требует постоянного внимания и разнообразия подходов.

Метод моделирования ситуаций в детском творчестве – это мощный инструмент развития воображения и художественных навыков.  Он заключается в совместном с детьми создании миниатюрных "живых картин" – сюжетов-моделей,  ситуаций-моделей,  исполняемых в форме театрализованных этюдов.  Например, если ребенок затрудняется изобразить  эмоцию персонажа,  воспитатель может предложить ему посмотреть на себя в зеркало, изобразив эту эмоцию, или продемонстрировать  несколько вариантов мимики и жестов.

Метод творческой беседы, в свою очередь,  ориентирован на  постепенное,  ненавязчивое введение ребенка в мир художественного образа.  Здесь ключевую роль играет  специально подобранная тактика ведения диалога. Например,  воспитатель может  начать беседу с описания  цвета, текстуры,  а затем  перейти к  обсуждению  эмоций,  вызываемых  картиной,  музыкальным произведением или литературным отрывком. 

Метод ассоциаций,  наконец,  задействует  способность ребенка к  свободным  мысленным  ассоциациям. Воспитатель предлагает  ребенку  подумать о том,  с чем  ассоциируется  то или иное  явлениe,  предмет или  образ.  Например,  "Если бы  дерево  могло  говорить, что бы оно  сказало?".  Возникающие  ассоциации  затем  становятся  основой  для  создания  новых  художественных  образов.

Для эффективного применения  этих методов используются  различные  приемы. Прямые приемы включают стимулирование игровой активности,  распределение ролей,  постоянную поддержку и  поощрение  творческих  порывов ребенка,  а  также  анализ и обсуждение результатов работы. Косвенные приемы  более  обширны:  это  и  тематические экскурсии в музеи,  театры,  на природу,  и  чтение художественной литературы,  и  просмотр фильмов,  и  беседы с родителями о  творческих  увлечениях ребенка,  и  использование различных дидактических игр,  театрализованных  игр  и  занятий.  Все это  создает  богатую  познавательную  среду,  стимулирующую  творческое  самовыражение.

Цель применения системного подхода в театрализованной деятельности.

Основная задача комплексного применения методов и приемов в развитии творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности заключается в стимулировании детского воображения и создании условий, способствующих проявлению детской изобретательности и креативности.

Сензитивный период для развития творческих способностей

Старший дошкольный возраст характеризуется повышенной чувствительностью к развитию творческих способностей в сфере театрализованной деятельности. По своей природе ребёнок активен, любопытен и стремится преобразовывать мир согласно своим представлениям о красоте. Дети этого возраста проявляют склонность к самовыражению через танец, движения и изобразительное искусство.

Рекомендации по организации театрализованной деятельности

Для успешной реализации театрализованной деятельности в группах разного возраста рекомендуется наличие следующих материалов:

* Младшая группа: настольная ширма, объемные игрушки, плоскостной театр, театр на коврографе, игровое поле для режиссерской игры (50 х 70 см).

* Средняя группа:  добавляются БИ-БА-БО (показ на столе, рука стоит на локте), пальчиковый театр, перчаточный театр, театр варежек.

* Старшая и подготовительная группы: добавляются теневой театр, театр марионеток, кукла "Живая рука".

Важность театрализованной деятельности

Все дети по своей природе – прирожденные актеры, живущие эмоциями. Каждый ребенок мечтает, чтобы его любимые игрушки оживали, играли и разговаривали, рассказывая о себе. Играя, ребёнок бессознательно накапливает богатый опыт разнообразных ситуаций. При умелом руководстве взрослого, театрализованная деятельность открывает широкие возможности для воспитания и познания окружающего мира через образы, цвета, звуки. Поставленные вопросы побуждают детей к размышлению, анализу, выводам и обобщениям.

 

Список литературы:
1. Стахович, Рыжановская, Семенкова. Сборник театрализованных игр. Пособие для воспитателей и родителей. ФГОС ДО. М.: Вита-Пресс, 2022г.
2. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Книга для детей 5-6 лет. Конспекты занятий. Учебно-методическое пособие. От рождения до школы. ФГОС. М. : Мозаика-Синтез, 2022.
3. Додокина Н.В. Моделирование театрализованной деятельности детей 4-5 лет. Освоение образовательной области "Художественно-эстетическое развитие". Волгоград: Учитель, 2024.
4. Ярославцева И. Б. Театральная азбука. Цикл познавательно-игровых занятий для детей старшего дошкольного возраста. М: АРКТИ, 2020с.