Статья:

Порядок учреждения деятельности муниципальной общеобразовательной организации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(40)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Шамраева К.В. Порядок учреждения деятельности муниципальной общеобразовательной организации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 19(40). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/40/40705 (дата обращения: 04.06.2020).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Порядок учреждения деятельности муниципальной общеобразовательной организации

Шамраева Кристина Витальевна
магистрант Гуманитарного университета, РФ, г. Екатеринбург

 

Система образования любой страны предназначена для реализации самых важных задач социально-экономического и культурного развития общества. Именно школы и ВУЗы готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономики, культуры и политической жизни общества. Поэтому роль школы как базового звена образования важна, так как способна гибко реагировать на запросы общества.

Молодому человеку в современном мире, чтобы чувствовать себя комфортно в ежедневно меняющихся социально-экономических условиях жизни, необходимо получить качественное образование. Вопросы качества образования и его повышение занимают важное место в Приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ, принятых Правительством РФ 09.12.2004 г. [12].

Сегодня проблема обеспечения современными условиями обучения актуальна, часто в школах не хватает мест, обучение проходит в две, и даже в три смены. Исправить сложившуюся ситуацию получится лишь к 2025 году. Планируется в школах создать 6,5 млн. новых мест. Конечно, для соблюдения указанных сроков придется ускорить темпы ввода в эксплуатацию дополнительных площадей. Например, в 2017 г. в России уже было создано 56888 новых мест[13]. Предлагается решить проблему несколькими путями:

· создание новых мест для обучающихся за счет строительства новых школ;

· выкуп с последующим перепрофилированием зданий;

· выполнение капитального ремонта и создания, должных санитарно-гигиенических условий для обучения;

· ликвидацией практики обучения в несколько смен.

Поэтому вопрос учреждения или реорганизации муниципальной образовательной организации предоставляющей образование в наше время актуален.

Современное российское образование - это система непрерывно-последовательных ступеней обучения, на каждой из них действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов.

Общеобразовательные муниципальные организации являются некоммерческими учреждениями, поэтому особенности их создания регламентированы специальными нормами ФЗ «О некоммерческих организациях». Обратившись к статье 13 данного закона можно сказать, что общеобразовательная муниципальная организация создается 3 способами: в результате учреждения или реорганизации другой некоммерческой организации такой же организационно-правовой формы и в случаях, предусмотренных федеральными законами, в результате реорганизации в форме преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы (Рис. 1) [11].

Принятие решения о создании муниципальной общеобразовательной организации в результате ее образования учреждения происходит ее учредителями. В отношении бюджетных или казенных учреждений, являющихся общеобразовательной муниципальной организацией такое решение принимается в порядке, который устанавливается местной администрацией муниципального образования. В нашем городе это Администрация города Екатеринбурга.

 

Рисунок 1. Пути создания общеобразовательной муниципальной организации в соответствии со специальными нормами

 

В соответствии со ст. 25 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» общеобразовательная муниципальная организация действует исключительно на основании устава, утвержденного в порядке, который установлен законодательством Российской Федерации [6]. Согласно требованиям п. 2 ст. 52 ГК РФ, в уставе общеобразовательной муниципальной организации в обязательном порядке содержатся общие сведения об организации, такие как наименование образовательной организации, ее организационно-правовая форма; место ее нахождения; предмет и цели деятельности [3]. Кроме того, с опорой на п. 3 ст. 14 ФЗ «О некоммерческих организациях» в уставе бюджетного или казенного учреждения должна содержаться подробная информация (Рис.2). Устав общеобразовательной муниципальной организации подлежит утверждению учредителем.

 

Рисунок 2. Устав бюджетного казенного учреждения

 

В ст. 13.1. ФЗ «О некоммерческих организациях» установлен круг документов, которые необходимы для предоставления на государственную регистрацию общеобразовательной муниципальной организации:

1) заявление, должно быть подписано уполномоченным лицом, с указанием его личных данных: фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;

2) учредительные документы некоммерческой организации (три экземпляра);

3) решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов (два экземпляра);

4) сведения об учредителях (учредителе) (два экземпляра);

5) документ об уплате государственной пошлины;

6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией;

7) при использовании в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования – документы, подтверждающие правомочия на их использование [11].

Порядок регистрации установлен ФЗ «О некоммерческих организациях». В соответствии с частью 2 указанной статьи решение о государственной регистрации некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом[11]. В нашем городе это Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области. Принятие решения о государственной регистрации некоммерческих организаций возлагается на Министерство юстиции Российской Федерации [1].

Общий срок регистрации муниципальной общеобразовательной организации в территориальном органе Министерства юстиции Российской Федерации согласно пункта 22 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 №455 составляет семнадцать рабочих дней [7].

Органы Федеральной налоговой службы вносят в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о создании некоммерческих организаций в течение пяти дней со дня получения необходимых сведений и документов [5, с. 154] и не позднее одного рабочего дня, который следует за днем внесения указанной записи, сообщает об этом в центральный аппарат Министерства юстиции или его территориальный орган.

Уведомление должно быть направлено в орган исполнительной власти субъекта федерации, который осуществляет переданные полномочия Российской Федерации по лицензированию образовательной деятельности.

Предоставление образовательных услуг без лицензии предусмотрено админис­тративной, налоговой, уголовной ответственностью. Для получения лицензии должно быть документально подтверждено создание всех условий для оказания услуг в сфере образования. Порядок лицензирования регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации «О лицензировании образовательной деятельности» [10].

Лицензирующими органами общеобразовательных муниципальных организаций являются Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в отношении: организаций, осуществляющих образовательную деятельность и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В нашем городе это Управление по надзору и контролю в сфере образования (в структуре Министерства общего и профессионального образования)

В перечень документов необходимых для получения лицензии входит: заявление на получение лицензии (форма 1), документ подтверждающий право пользования помещением, копия устава ООО, или копия свидетельства о регистрации ИП, копия листа записи единого государственного реестра, копия свидетельства о налоговом учете ООО или ИП, копия заключений СЭС и Госпожнадзора о соответствии помещения необходимым требованиям в соответствии со ст. ст. 37 и 41 Закона об образовании в РФ [6]), справка, подтверждающая условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, справка о печатных и электронных ресурсах в соответствии со ст. 18 Закона об образовании в РФ [6], справка о работниках, справка об утверждении образовательных программ, в соответствии со ст. 12 Закона об образовании в РФ [6], справка об условиях, предназначенных для получения образования обучающимися с ОВЗ, справка о материально-техническом обеспечении, подтверждение оплаты госпошлины, опись (перечень предоставленных документов) [2].

Чтобы общеобразовательная муниципальная организация могла выдавать аттестаты государственного образца, она должна иметь свидетельство о государственной аккредитации [6], то есть подтверждение, полученное аккредитационным органом соответствия организации, осуществляющей образовательную деятельность, критериям аккредитации, которое является официальным свидетельством компетентности данной организации, чтобы осуществлять образовательную деятельность в соответствии с нормативными правилами, изложенными в Постановлении Правительства Российской Федерации «О государственной аккредитации образовательной деятельности» [9].

Государственная аккредитация проводится в отношении образовательных программ, которые реализуются организациями, для осуществления образовательной деятельности, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами [4, с. 19]. Государственная аккредитация проводится Рособрнадзором или органом исполнительной власти субъектов федерации, которые осуществляют полномочия в сфере образования, переданные Российской Федерацией.

К заявлению также прилагаются документы по приведенному в п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации «О государственной аккредитации образовательной деятельности» перечню с учетом особенностей, указанных в п. п. 9-13 этого нормативного правового акта [9]. Заявление о государственной аккредитации и прилагаемые к нему документы должны быть поданы в аккредитационный орган непосредственно или направлены заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. Формы заявления и прилагаемые к нему документы, а также требования к их заполнению и оформлению утверждены Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении форм заявлений о проведении государственной аккредитации, о выдаче временного свидетельства о государственной аккредитации и о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации» [8].

По результатам, полученным аккредитационной экспертизой, проводится государственная аккредитация, предметом которой является:

1) определение целесообразности содержания и качества подготовки, обучающихся в организации, которая осуществляет образовательную деятельность;

2) определение соответствия им качества подготовки обучающихся в организации, которая осуществляет образовательную деятельность.

Свидетельство об аккредитации общеобразовательной муниципальной организации выдается в срок, не превышающий пятнадцати рабочих дней со дня регистрации заявления организации, которая осуществляет образовательную деятельность.

Таким образом, учреждение муниципальной общеобразовательной организации возможно по решению учредителя – муниципального образования, которое разрабатывает устав, который вместе со всеми необходимыми документами подается на государственную регистрацию в территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации, обязанного провести регистрацию в течение семнадцати дней с момента поступления документов (при отсутствии законных оснований для приостановления или отказа в регистрации). Затем муниципальная общеобразовательная организация должна пройти процедуру получения лицензии и свидетельства об аккредитации.

Сложный порядок учреждения или реорганизации муниципальной образовательной организации необходим. Он позволит контролировать процесс оказания качественных услуг, а также даст гарантию, что утвержденные образовательные программы соответствуют стандартам.

 

Список литературы:
1. Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации [Электронный ресурс] : [Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1313; ред. от 02.12.2017] // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 октября 2004 г. N 42 ст. 4108. – Режим доступа: [Консультант Плюс].
2. Главная страница/Лицензирование образовательной деятельности/ Пакет документов по лицензированию образовательной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: - https://minobraz.egov66.ru/ (дата обращения: 28.09.2018)
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая [Электронный ресурс] : [федер. закон : принят Гос. Думой РФ 30.11.1994; в ред. от 29 июля 2017] // СЗ РФ. – 05.12.1994. – № 32. – Ст. 3301. – Режим доступа : [Консультант Плюс].
4. Кирилловых А.А., Ившин М.С. Аккредитация образовательной организации: принципы регулирования и новации законодательства [Текст] / А.А. Кирилловых, М.С. Ившин // Право и экономика. – 2015. – № 11. – С. 19 - 24. 
5. Комментарий к Федеральному закону о некоммерческих организациях (постатейный) [Текст] / В.В. Залесский, Р.Ф. Каллистратова. – М.: Юрайт, 2015. – 434 с.
6. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : [федер. закон : принят Гос. Думой РФ 21.12.2012; ред. от 29.12.2017] // Российская газета. № 303, 31.12.2012. – Режим доступа: [Консультант Плюс].
7. Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций [Текст] : [приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 N 455; ред. от 21.11.2017] // Российская газета. № 58. 16.03.2012. 
8. Об утверждении форм заявлений о проведении государственной аккредитации, о выдаче временного свидетельства о государственной аккредитации и о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации [Электронный ресурс] : [приказ Минобрнауки РФ от 18 сентября 2012 г. N 729] // Российская газета. 19 декабря 2012 г. № 292. – Режим доступа: [Консультант Плюс].
9. О государственной аккредитации образовательной деятельности [Электронный ресурс] : [постановление Правительства РФ от 18.11.2013 №1039] // Собрание законодательства РФ. 25.11.2013. № 47. ст. 6118. – Режим доступа: [Консультант Плюс].
10. О лицензировании образовательной деятельности [Электронный ресурс] : [постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966] // Собрание законодательства РФ. 04.11.2013. № 44. ст. 5764. – Режим доступа: [Консультант Плюс].
11. О некоммерческих организациях [Электронный ресурс] : [федер. закон : принят Гос. Думой РФ 08.12.1995; ред. от 14.11.2017] // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. N 3 ст. 145. – Режим доступа: [Консультант Плюс].
12. Постановление Правительства Российской Федерации. «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» от 09. 12. 2004 г. №47.
13. Российское образование 2018: новая программа и стратегия развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: - https://informatio.ru/news/education/rossiyskoe_obraz/(дата обращения: 28.09.2018)