ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(324)
Рубрика: Педагогика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(324)
ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация. Статья посвящена анализу возможностей интернет-технологий в образовательном процессе при обучении диалогической речи на уроках иностранного языка, особенно на этапе среднего школьного звена (5-7 классы). Рассматривается эволюция применения цифровых инструментов - от начального этапа использования электронной почты и форумов до современных мультимедийных платформ, таких как WhatsApp, Telegram, YouTube и TikTok. Особое внимание уделено их потенциалу в развитии диалогической речи учащихся. Обоснована эффективность использования данных ресурсов с учётом возрастных особенностей обучающихся и их высокой вовлечённости в цифровую среду. Делается вывод о трансформации интернет-технологий из вспомогательных средств в полноценные инструменты формирования иноязычной коммуникативной компетенции.
Ключевые слова: интернет-технологии, цифровая образовательная среда, цифровые платформы, интерактивные методы обучения, онлайн-коммуникация, диалогическая речь, коммуникативная компетенция, мотивация учащихся.
Эволюция применения интернет-технологий в обучении иностранным языкам отражает глубинные трансформации в подходах к организации образовательного процесса, ориентированного на развитие коммуникативной компетенции обучающихся. Современные цифровые инструменты, интегрированные в педагогическую практику, создают условия для формирования диалогической речи. Как справедливо отмечает Г. Кесслер, «We are living in a time with unprecedented opportunities to communicate with others in authentic and compelling linguistically and culturally contextualized domains» [1, 2018, с. 205]. Данная цитата Г. Кесслера подчёркивает важность цифровой образовательной среды для формирования реальных коммуникативных навыков учащихся.
Развитие информационно-коммуникационных технологий, в частности интернета, обеспечило значительное преобразование в сфере образования, обусловив появление новых педагогических парадигм и методов обучения. Первые попытки интеграции сети Интернет в учебный процесс пришлись на конец 1990-х - начало 2000-х годов, когда доступ к ресурсам Всемирной паутины начал расширяться, а учителя стали использовать электронную почту, чаты и форумы для организации языковой практики вне рамок традиционного урока. С развитием технологий и увеличением пропускной способности сетей в начале XXI века стало возможным внедрение синхронных форм общения - таких как видеосвязь и голосовые мессенджеры, появилась возможность общаться в режиме реального времени с носителями языка - сверстниками из англоговорящих стран, что предоставило импульс развитию устной диалогической речи на иностранном языке с использованием интернет сети.
Особого внимания заслуживает использование интернет-технологий в обучении учеников среднего звена (5-7 классы), поскольку данная возрастная группа характеризуется высокой восприимчивостью к цифровой среде и активной вовлечённостью в онлайн-коммуникацию. В этом контексте социальные сети могут выступать в качестве эффективного медиапространства, способствующего формированию и развитию навыков диалогического сотрудничества на изучаемом иностранном языке. Такие цифровые платформы, как WhatsApp, Telegram, Instagram*, YouTube и TikTok, изначально ориентированные на межличностную коммуникацию и развлекательную деятельность, в условиях активной цифровизации образовательного пространства постепенно трансформируются в эффективные инструменты педагогического взаимодействия. Их интеграция в учебный процесс позволяет не только актуализировать интерес обучающихся, но и обеспечить реализацию принципов интерактивного, личностно-ориентированного и коммуникативного подходов к обучению иностранному языку. Достаточно простой функционал WhatsApp, Telegram, YouTube и TikTok позволяет организовать процесс усвоения иноязычного материала в гибкой, интерактивной и привлекательной для учащихся форме. Как отмечает профессор Б. Климова, «мобильные приложения помогают развивать все языковые навыки, в первую очередь запоминание новой лексики, и их использование также повышает мотивацию студентов к обучению» [2, 2020, с. 2]. Это делает данные ресурсы особенно эффективными при работе с учащимися среднего школьного звена. В контексте развития диалогической речи у обучающихся среднего звена данные платформы открывают широкие дидактические возможности, в частности:
- Осуществление регулярной языковой практики в синхронных и асинхронных форматах (переписка, голосовые сообщения, видеокоммуникация), приближённой к условиям реального общения;
- Восприятие и анализ устной речи носителей языка через мультимедийные материалы (видеоролики, сторис, подкасты, техника shadowing);
- Развитие продуктивных навыков диалогической речи путём участия в тематических обсуждениях, ролевых играх, цифровых проектах и дискуссиях;
- Создание обучающимися собственных медиапродуктов (видеороликов, сторителлингов, мини-блогов), что повышает уровень речевой активности и креативности;
- Моделирование речевых ситуаций в реальном или приближенном к реальности контексте.
С учетом возрастных особенностей учащихся среднего звена, которые отличаются высокой чувствительностью к цифровой среде и активностью в социальных взаимодействиях, внедрение интернет-платформ в обучение иностранному языку способствует увеличению мотивации, вовлеченности и устойчивого интереса к изучению предмета. Образовательная практика, основанная на использовании как привычных, так и привлекательных для учащихся форм общения, обеспечивает эффективное развитие рецептивных и продуктивных речевых навыков. Таким образом, наблюдаемая эволюция интернет-технологий в языковом образовании свидетельствует об их переходе от вспомогательных инструментов к полноценным средствам обучения для учащихся. В частности, применение социальных сетей в работе с учащимися среднего звена представляет собой перспективное направление, способствующее развитию диалогической речи как важного компонента иноязычной коммуникативной компетенции.
*социальная сеть, запрещенная на территории РФ, как продукт организации Meta, признанной экстремистской – прим.ред.
