Статья:

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОМУ ВОСПРИЯТИЮ НОТ ПРИ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(258)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Дэн Ц. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОМУ ВОСПРИЯТИЮ НОТ ПРИ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 35(258). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/258/131579 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОМУ ВОСПРИЯТИЮ НОТ ПРИ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО

Дэн Цинюй
студент, Российская академия музыки имени Гнесиных (РАМ имени Гнесиных), РФ, г. Москва

 

METHODS OF TEACHING VISUAL PERCEPTION OF NOTES WHEN PLAYING THE PIANO

 

Deng Qingyu

Student, Russian Academy of Music named after the Gnessins (RAM named after the Gnessins), Russia, Moscow

 

Аннотация. Научиться читать ноты при игре на фортепиано – непростая задача. На курсах изучения инструментальной музыки развитие этого навыка требует много времени и энергии. Однако мы все еще очень мало знаем о процессе, который позволяет начинающим студентам освоить чтение музыки. С другой стороны, исследования в области чтения музыки за последние несколько лет достигли значительного прогресса. Мы сделали акцент на некоторых методах преподавания музыки и подняли важные вопросы, которые до сих пор остаются без ответа.

Предметом исследования является визуальное восприятие нот при игре на фортепиано.

Объектом исследования являются методы обучения визуальному восприятию партитур при игре на фортепиано.

Особое внимание уделяется проблеме нотного чтения, в частности, ас волновало, как воспринимают музыкальные ноты глаза музыканта, когда он играет на пианино.

Научная новизна исследования заключается в разработке методики оценки зрительного восприятия музыкального произведения и визуального смысла партитуры.

Основные результаты и выводы. Основываясь на анализе научной литературы, специализирующейся на изучении музыкальных нот при игре на фортепиано, мы попытались создать метод, с помощью которого можно понять, как музыканты визуально воспринимают музыкальные ноты при игре на фортепиано. Мы считаем, что основной вывод заключается в том, что пиктографическая информация на нотной бумаге пригодна для визуального восприятия. Предлагаемый нами метод включает в себя 4-ступенчатую систему: исследование основных типов нот; ритмическая тренировка; завершение мелодической игры; тональность.

Abstract. Learning to read sheet music while playing the piano is not an easy task. In instrumental music courses, the development of this skill requires a lot of time and energy. However, we still know very little about the process that allows novice students to master music reading. On the other hand, research in the field of music reading has made significant progress over the past few years. We focused on some methods of teaching music and raised important questions that still remain unanswered.

The subject of the study is the visual perception of notes when playing the piano.

The object of the research is the methods of teaching visual perception of scores when playing the piano.

Particular attention is paid to the problem of musical notation, in particular, I was worried about how musical notes are perceived by the eyes of a musician when he plays the piano.

The scientific novelty of the research lies in the development of a methodology for assessing the visual perception of a musical work and the visual meaning of the score.

Main results and conclusions. Based on the analysis of scientific literature specializing in the study of musical notes when playing the piano, we tried to create a method by which it is possible to understand how musicians visually perceive musical notes when playing the piano. We believe that the main conclusion is that pictographic information on music paper is suitable for visual perception. The method we propose includes a 4-step system: the study of the main types of notes; rhythmic training; completion of melodic playing; tonality.

 

Ключевые слова: музыка, ноты, зрительное восприятие, игра на фортепиано, обучение чтению нот.

Keywords: music, sheet music, visual perception, piano playing, learning to read sheet music.

 

Введение в основной текст

Обучение чтению музыки – сложное занятие. Много времени и внимания уделяется развитию этого навыка на уроках инструментального обучения. Тем не менее, мы все еще очень мало знаем о процессах, которые позволяют начинающему ученику достичь мастерства в чтении музыки. С другой стороны, исследования в области чтения нот значительно продвинулись за последние несколько лет. Мы выделяем некоторые педагогические методы для преподавания музыки и поднимаем важные вопросы, которые до сих пор остаются без ответов.

Поскольку некоторым музыкантам удается очень эффективно читать ноты, а операция расшифровки кажется «автоматической», создается впечатление, что навыки чтения музыки развиваются «естественным образом» по мере того, как человек учится играть на музыкальном инструменте. Тем не менее, для многих музыкантов чтение музыки остается тяжелым занятием. Даже после многих лет учебы многим не удается достичь некоторой легкости в расшифровке раздела. Трудности, связанные с чтением, настолько очевидны у многих пианистов, что ведущие педагоги в конечном итоге пришли к выводу, что этому навыку не обучают и что только музыкантам, обладающим даром чтения с листа («одаренным зрительным восприятием»), удается совершенствоваться, в то время как у менее одаренных наблюдается небольшое улучшение.

Основной текст исследования

Для учителя музыки, перед которым стоит сложная задача преподавать основы музыкального чтения. Существуют ли определенные стратегии для овладения таким сложным навыком, как чтение музыки?

Просматривая доступную современную литературу, сначала поражаешься скудости исследований, посвященных изучению и преподаванию музыкального чтения. Зарубежный ученый Доналд Ходжес утверждал: «В музыке нет теории, специально посвященной объяснению нотного чтения: таким образом, большая часть исследований, по-видимому, связана с изучением музыки, лишенной теоретической основы» [Ходжес 2020] [9]. Некоторые научные работы носят, в основном, спекулятивный характер, не имеют экспериментального обоснования, поэтому данная тема нуждается в изучении для поддержки выдвинутых теорий. Также интересно отметить отсутствие измерительного инструмента для проверки навыков чтения у пианистов.

Обратимся к российским исследованиям, посвященным музыкальному образованию: например, Юдовина-Гальперина Т.Б. [10], автор уникальной методики музыкального развития детей двух-трёхлетнего возраста, издала методическое пособие для преподавателей «За роялем без слез, или я – детский педагог»; Оболенская М.М. [6] в своем исследовании говорит о ценностном подходе в музыке; Вогралик Н.А. [3] занималась исследованиями в области игры на фортепиано; Фридкин Г.  [8] обучал «чтению с листа на уроках сольфеджио» и т.д.

Таким образом, состояние исследований не очень благоприятно для обучения зрительному восприятию музыкальных нот при игре на фортепиано. Чтение музыкальных партитур исторически считалось экспертной областью, связанной со знанием репертуара, идиом и музыкальных жестов.

Исследование двигательной реакции на сложность музыкальных отрывков показало, что способность читать партитуры (чтение нотных записей без предварительного просмотра их материалов) зависит от наличия реакций, контролируемых правилами, приобретенных благодаря многолетней практике, которые вызывают знакомые зрительные образы в точках.

На основе анализа научной литературы, посвященной чтению нот при игре на фортепиано, мы постарались представить методику, при которой можно узнать, как воспринимают музыкальные ноты глаза музыканта, когда он играет на пианино.

Исследования функционирования зрительных нейронов направлены на объяснение того, как происходит распознавание абстрактных символов, таких как буквы и нотная запись. Сначала мы должны рассмотреть работу, выполняемую на уровне сетчатки глаза, чтобы лучше понять процесс с помощью рывков и фиксаций, а затем мы обсудить свойства, характерные для букв алфавита и нотной записи, представив, как форма, размер шрифта и контрастные штрихи соответствуют предпочтениям нейронных механизмов зрения.

  1. Процесс чтения начинается с глаз. Визуальная информация – буква, музыкальный символ или даже цифра-должна сначала восприниматься сетчаткой глаза. Рейнер и его коллеги (1998, 1981, 1980) продемонстрировали, что только ямка, центр сетчатки, которая покрывает около 15% поля зрения, обладает достаточной степенью разрешения для распознавания букв и символов. Узость ямки требует постоянного перемещения взгляда. Маленькие, крошечные движения, называемые рывками, выполняются четыре-пять раз в секунду. При чтении текста каждое прикрепление ямки захватывает примерно 3 или 4 буквы слева и 7 или 8 букв справа. Изучение рывков и фиксаций возможно с помощью сложных методов окулометрической (глазометрической) записи, позволяющей обнаруживать и регистрировать движения глаз в процессе чтения.

При наличии текста процесс чтения организован вокруг слова, и исследователь может проанализировать серию фиксаций, которые выполняются «от слова к слову».

В музыке контекст сильно отличается, и задача исследователя более сложна, поскольку основная единица не так четко определена.  При чтении текстов взгляд останавливается непосредственно на слове. Таким образом, легче интерпретировать то, что считыватель декодирует в момент фиксации. В музыке последовательность рывков на данный момент сложнее определить. Например, фиксация редко касается самой ноты, но охватывает непосредственный контекст. Это похоже на то, как если бы читателю удалось расшифровать заметку, не прикрепляя ее напрямую, а, скорее, идентифицируя строки и пробелы вокруг нее. Таким образом, сложнее определить, вводит ли читатель только одну ноту за раз или же он выполняет считывание интервалов (анализ пространства и направления между двумя нотами) или, что еще лучше, если он идентифицирует более крупные партии, такие как движение арпеджио или аккорд. Кроме того, при игре на клавишных инструментах глаз должен учитывать не только горизонтальную плоскость, но и вертикальную плоскость, что усложняет саккады и затрудняет интерпретацию соискателем, поскольку глаз читателя представляет движение в горизонтальной плоскости.

  1. Форма букв и нотная запись. Как мы можем объяснить, что наш мозг смог адаптироваться и научиться распознавать буквы алфавита за очень короткий период эволюции? Согласно гипотезе «нейронной переработки» Дехена (2007), нейронные цепи, предназначенные для распознавания объектов (дома, пейзажа, инструментов и абстрактных символов) «обладают определенной способностью адаптироваться к окружающей среде, поскольку эволюция наделила их пластичностью и правилами обучения. Те же нейроны, которые распознают форму лиц или рук, также могут изменять свои предпочтения, чтобы реагировать на искусственные объекты, фрактальные формы или даже буквы».

Нотная запись также отвечает элементарным формам нейронных механизмов зрения. Простая комбинация линий, образующих углы или кривые, выгодно влияет на чувствительность нейронов к чтению. Интересной работой для историка музыки было бы переосмыслить эволюцию музыкального письма в соответствии с нейронными механизмами чтения и проследить, как музыканты и теоретики постоянно искали все более эффективные обозначения, которые соответствовали бы ограничениям нашей мозговой организации.

Давайте представим одну из методик обучения зрительного восприятия музыкальных нот:

Шаг 1. Изучение основных видов нот. Музыка состоит из различных символов, основными из которых являются нотоносцы, ключи и ноты. Вся музыка содержит эти основные «ингредиенты», и чтобы научиться читать ноты, необходимо сначала ознакомиться с ними.

  • Основные виды нот. Нотоносец состоит из пяти строк и четырех пробелов. Каждая строка и каждый пробел представляют разные буквы, которые, в свою очередь, представляют ноты. Эти строки и пробелы представляют собой ноты с именами A-G, а последовательность нот идет вверх в алфавитном порядке.

 

Рисунок 1. Основные виды нот

 

  • Скрипичный ключ. Необходимо знать два основных ключа. Первый – скрипичный ключ. Крайняя левая часть скрипичного ключа украшена буквой G, а внутренняя часть G окружает линию G на нотоносце. Скрипичный ключ указывает на более высокий музыкальный диапазон, поэтому, если у вас есть инструмент с высокими тонами, такой как флейта, скрипка или саксофон, ваша партитура будет записана в скрипичном ключе. Скрипичная партия на клавишных инструментах также пишется скрипичным ключом.

 

Рисунок 2. Скрипичный ключ

 

Мы используем общие мнемоники, чтобы запомнить названия нот на линиях и пробелах скрипичного ключа. Мы помним, что подсказка для музыкальной ноты «EGBDF» в строке — «Every Good Boy Does Fine» (у каждого хорошего мальчика все хорошо). Ключевое слово для запоминания нот в интервале простое «Face».

  • Басовый ключ. Линия между двумя точками басового ключа – это линия, на которой лежит нота F на ножке басового ключа, поэтому басовый ключ также называют ключом «F». Басовый ключ записывает нижний музыкальный диапазон, поэтому, если у вас инструмент с более низким тоном, например фагот, туба или виолончель, ваша музыка будет записана в басовом ключе. Партия баса на клавишных инструментах также пишется в басовом ключе.

 

Рисунок 3. Басовый ключ

 

Подсказка, которую мы используем, чтобы запомнить ноту «GBDFA» в строке басового ключа, звучит так: «Хорошие мальчики всегда хороши» и слово «ACEG».

  • Примечание. Ноты, написанные на нотоносце, говорят нам, какую ноту играть и как долго ее играть. Каждая заметка состоит из трех частей: заголовка, основы и флага.

 

Рисунок 4. Расположение нот на нотоносце

 

У каждой заметки есть головка, либо заполненная (черная), либо пустая (белая). Положение нотной головки на нотоносце (линия или пробел) определяет, какую ноту вы будете играть. Иногда головки для заметок располагают над или под четырьмя промежутками в нотоносце. В этом случае следует нарисовать линию посередине над или под головкой ноты, чтобы указать букву ноты, которую нужно сыграть, например ноты «B» и «C» выше.

Шток представляет собой тонкую линию, идущую вверх или вниз от головки. Линии штока идут вверх, когда они находятся на правой стороне головки, и вниз, когда они находятся на левой стороне. Ориентация линий штиля не влияет на то, как вы играете ноты, но облегчает их чтение, сохраняя при этом их аккуратное расположение на нотоносце. Вообще говоря, в нотах на линии «B» нотоносца или над ней используются направленные вниз основы, а в нотах ниже линии «B» используются направленные вверх основы.

Крючок – это изогнутая отметка на правой стороне стебля. Его цель состоит в том, чтобы сказать, как долго держать ноту. Независимо от того, заполнена ли головка для нот или пуста, отображается продолжительность ноты или как долго следует удерживать ноту. Начиная с закрытой ноты со штилем, это четвертная нота, которая имеет значение одной доли. Пустая головка с ножкой – это половинная нота, длительность которой равна двум долям. Пустая нота, которая выглядит как «О» без основы, представляет собой целую ноту и занимает четыре доли.

Есть и другие обозначения, которые увеличивают продолжительность ноты. Например, точка после нотной головки увеличивает длительность ноты вдвое. Половина с точкой равна сумме половинной и четвертной ноты; Четвертная нота с точкой равна продолжительности четвертной ноты плюс восьмая нота. Унисон также можно использовать для удлинения ноты. Пока две ноты соединены линией, следует добавить длительность двух нот. Обычно это используется для сохранения длительности нот между тактами или тактовыми линиями. И наоборот, мы также можем сократить продолжительность ноты. Ноты меньшей продолжительности, чем четвертные, представлены либо крючками, как обсуждалось выше, либо перемычками между нотами. Каждый флаг составляет половину длительности ноты, поэтому один флаг соответствует 1/2 четверти, два флага — 1/4 четверти и так далее. Хуки позволяют нам более четко читать ноты и делают ноты менее запутанными.

Шаг второй: обучение ритму. Чтобы играть музыку, нужно знать ее ритм, который люди используют, когда танцуют, хлопают в ладоши или топают ногами под песню. В нотной записи доля похожа на партитуру с числом над ним и числом под ним, что мы называем тактовым размером произведения. Цифры выше говорят вам, сколько долей находится между каждой вертикальной чертой (тактовой чертой), то есть сколько долей в такте. Цифры внизу показывают продолжительность каждой доли, чтобы ноги могли отстукивать такт во время прослушивания.

Помимо хронометража и тактового размера, последний шаг к ощущению ритма – это знание темпа или количества ударов в минуту. Темп обычно отображается в верхней части партитуры, говоря быстро или медленно исполняется произведение. Такт, скажем, 60 ударов в минуту, означает, что вы играете 60 нот в минуту или одну ноту в секунду. Точно так же такт 120 удваивает темп до 2 нот в секунду. Вы также можете увидеть итальянские слова, такие как «Largo», «Allegro» или «Presto» вверху партитуры, которые указывают на общий ритмический темп.

Музыканты используют инструмент под названием «метроном», чтобы поддерживать ритм во время исполнения нового произведения.

Шаг 3: Игра мелодии. Гаммы состоят из восьми последовательных нот, например, гамма до мажор состоит из до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. Интервал между первой нотой и последней нотой гаммы до мажор является примером октавы. Очень важно практиковать гамму до мажор, потому что, как только вы опускаете до мажор вниз, вы можете получить другие мажорные гаммы. Каждой ноте до-мажорной гаммы соответствует белая клавиша на клавиатуре.

По мере того, как нота поднимается по нотоносцу и перемещается вправо от клавиатуры, высота ноты становится выше. В музыкальном плане целые шаги или расстояние между нотами в целом ограничивают звуки, которые мы можем издавать на инструменте. Итак, до-мажор. Расстояние между клавишами C и D в гамме C равно целому шагу, тогда как расстояние между клавишами E и F в гамме C равно полутону. Существует такая разница: между клавишами E и F нет черных клавиш, поэтому они разделены всего на полтона. Каждая мажорная гамма, которую вы играете на клавиатуре, имеет одну и ту же схему: «целая-целая-половина-целая-целая-целая-половина». Есть много других типов гамм, каждая из которых имеет уникальное звучание, например, минорные гаммы, модальные гаммы и т. д.

Хроматические шаги, или полушаги на клавиатуре, позволяют нам записывать в музыку бесконечные звуковые паттерны. Диез, обозначаемый «♯», означает, что высота ноты на полшага выше, чем исходная нота. И наоборот, бемоль, обозначаемый «♭», означает, что нота на полшага ниже, чем исходная нота. Вы заметите изображение клавиатуры ниже и аннотированный нотоносец, показывающий каждый полутон между C и E, независимо от того, используете ли вы диезы или бемоли, в зависимости от того, двигаетесь ли вы вверх или вниз по клавиатуре.

Существует также символ полутонов, знак сокращения, представленный знаком «♮». Если нота сопровождается диезом или бемолью, нота с этим диезом или бемолью будет проходить через всю гамму, если нет ноты возврата. Восстановление отменяет диез или бемоль в такте или музыкальном произведении. Вот пример игры от C до E в естественной нотации.

Шаг 4. Наконец, чтобы читать ноты, необходимо понимать тональность. До-мажорная тональность имеет до-мажорную ноту. Гаммы названы в честь их тоники, которая является наиболее заметной нотой в гамме и определяет, в какой тональности вы играете. Вы можете начать мажорную гамму с любой ноты, следуя схеме «целое — целое — половина — целое — целое — целое — половина». Теперь, следуя мажорному шаблону, тональности, отличные от до мажор, требуют от нас использования диезов и бемолей. В этом случае мы пишем диез или бемоль тональности партитуры между тактовым размером и ключом. Это говорит вам, чтобы эти ноты были резкими или плоскими на протяжении всей музыки, если только это не отменено.

Заключение

Основываясь на анализе научной литературы, специализирующейся на изучении музыкальных нот при игре на фортепиано, мы попытались создать метод, с помощью которого можно узнать, как музыкант визуально воспринимает музыкальные ноты при игре на фортепиано. В этой статье мы пришли к некоторым выводам, которые мы сделали из этих исследований.

Главным выводом, на наш взгляд, следует считать то, что пиктограмматическая информация на нотной бумаге поддается визуальному восприятию. Метод, представленный нами, состоит из 4-шаговой системы:

  • Изучение основных видов нот;
  • Обучение ритму;
  • Игра мелодии. Гаммы;
  • Тональность.

Музыка состоит из различных символов, основными из которых являются ключи, тональности и ноты. Чтобы воспроизводить музыку, вы должны знать ее ритм. В нотной записи пропорция похожа на партитуру с числом вверху и числом внизу. По мере того, как нота поднимается по нотоносцу и перемещается вправо от клавиатуры, высота ноты увеличивается.

В музыкальном плане целые шаги или расстояние между нотами в целом ограничивают звуки, которые мы можем издавать на инструменте. Наконец, чтобы читать ноты, необходимо понимать тональность. Гаммы названы в честь тоники. Вы можете начать мажорную гамму с любой ноты, следуя схеме «целое – целое – половина – целое – целое – половина».

 

Список литературы:
1. Бородин А. Сочинения для фортепиано / М., Музыка, 2010.
2. Брянская Ф. Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. - М.: 000 Издательский дом «Классика­ XXI», 2005.
3. Вогралик Н.А. Игра на фортепиано как необходимый компонент музыкального образования/ Вестник музыкальной науки, 2018. – С.140-143.
4. Камаев А., Камаева Т. Чтение с листа на уроках фортепиано. - М.: 000 Издательский дом «Классика­ XXI», 2007.
5. Милич Б. Фортепиано. 1, 2,3 класс / изд. Кифара, 2006.
6. Оболенская М.М. Ценностный подход в музыке: опыт разработки методики. Проблемы музыкальной науки: Южно-российский музыкальный альманах. Ростов-на-Дону, 2016; № 2 (23): 22-27. 
7. Учитель и ученик. Хрестоматия фортепианного ансамбля/ сост. Лепина Е. Композитор. СПб, 2012
8. Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. Издательство: М.: Музыка. – 2022. – 128 с.
9. Ходжес, Д. Музыка в человеческом опыте: Введение в музыкальную психологию, 2-е изд. Нью-Йорк: Ратледж. – 2020. – 486 с.
10. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез, или я – детский педагог: методическое пособие для преподавателей. Спб.: союз художников, 2002. – 112 с.