Статья:

ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ)

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(311)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Рахвалова М.С. ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ) // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 2(311). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/311/157947 (дата обращения: 24.07.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ)

Рахвалова Маргарита Сергеевна
студент, кафедра акмеологии и психологии развития, Институт образования, Кемеровский государственный университет, РФ, г. Кемерово
Шамовская Татьяна Владимировна
научный руководитель, Кемеровский государственный университет, РФ, г. Кемерово

 

Аннотация. В статье рассматривается формирование самоконтроля подростков при помощи интерактивного обучения на примере обучения правил дорожного движения.

Abstract. The article deals with the formation of self-control of adolescents with the help of interactive learning on the example of learning the rules of the road.

 

Ключевые слова: ПДД, самоконтроль, подростковый самоконтроль, интерактивное обучение.

Keywords: traffic rules, self-control, adolescent self-control, interactive learning.

 

На сегодняшний день больше всего в учебном процессе уделяют внимание личностным качествам учеников и раскрытию его индивидуальности.

Для развития данных показателей напрямую влияет уровень самоконтроля учащихся. В подростковом возрасте способность самоконтроля необходима не только в процессе обучения, но и в жизненных ситуациях, так как в данный период происходит психологические изменения у подростков, их взросление, смена приоритетов. Именно самоконтроль влияет на формирование процесса обучения и получения первичных навыков, при этом основная роль педагога - направление и корректировка, после анализа результатов. В ходе самоконтроля человек совершает умственные и практические действия по самооценке, корректированию и совершенствованию выполняемой ими работы, овладевает соответствующими умениями и навыками. Кроме того, самоконтроль способствует развитию мышления. Самоконтроль – это основа для самостоятельности человека.Таким образом можно подойти к теме данной статьи, это достижение самостоятельности путем интерактивного обучения, на примере обучения правилам дорожного движения. Нынешние образовательные государственные стандарты для форм общего образования (включая начальное), а также госстандарты для СПО и ВО базируются на системно-деятельностном методе, требующем необходимых навыков. Такие методы работают с организацией заинтересованности учеников и активным общением школьников во время обучающего процесса. Одним из таких методов является способ интерактивного обучения. Самостоятельность – это качество, которое является желательным, но не всегда легко достижимым. Как можно повлиять на формирование этого качества у учащихся? Проблема формирования учебной самостоятельности учащихся остается актуальной и в наши дни. Самостоятельность учащегося – это ключ к его успешному обучению в школе и в будущей жизни. Современные учителя ставят перед собой задачу формирования у учащихся готовности к самоопределению и саморазвитию в условиях постоянного изменения нашего общества. Учебная самостоятельность школьников является одним из аспектов их личностного развития, способностью расширять свои знания и умения на основе собственной инициативы, то есть умением учить себя. Учебная самостоятельность, инициативность и поисковая активность – это ключевые черты идеального выпускника современной школы. Я считаю, что одной из главных целей образования является развитие активности и учебной самостоятельности учащихся. Как можно преодолеть равнодушие к познанию и ко всему новому? Как можно повлиять на формирование и развитие самостоятельности? Какие методы и средства можно использовать? Известно, что дети любят играть и не любят заниматься неинтересными делами. Они не любят скучные уроки, запоминание большого количества информации и пересказывание ее. Поэтому включение интерактивных методов обучения в учебный процесс позволяет создать такую среду на уроке, которая дает возможность каждому ребенку найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности. Актуальной задачей современной школы является формирование ключевых компетенций, обобщенных и прикладных предметных умений, жизненных навыков. Решение этой задачи невозможно без внедрения инновационных методик и новых педагогических технологий, которые должны обеспечивать личностно-деятельный подход к обучению и развивать самостоятельность учащихся. Продуктивный урок должен формировать не только глубокие и прочные знания, но и умения использовать их в различных ситуациях, самостоятельно добывать знания, формировать опыт решения проблем. Наилучшие результаты при решении этой проблемы можно получить только при наличии активной позиции учащихся в учебном процессе. Интерактивные методы обучения – это инновационный подход, который способствует активизации познавательной деятельности учащихся и развитию их самостоятельности. Интерактивное обучение – это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Этот подход оказался для меня наиболее реальным для достижения поставленной цели. Интерактивное обучение – это особая форма организации познавательной деятельности, которая может положительно влиять на качество знаний, работоспособность и трудовую активность учащихся, а также их заинтересованность в предмете. Создание комфортных условий для обучения позволяет ученикам чувствовать свою успешность и интеллектуальную самостоятельность, что делает процесс обучения продуктивным. Интерактивную работу можно применять на уроках усвоения материала, на уроках по применению знаний, а также вместо опроса или обобщения. Интерактивные формы и методы обучения - это инновационный подход, который способствует активизации познавательной деятельности учащихся и развитию их самостоятельности. С использованием компьютерных технологий интерактивное обучение приобретает совершенно новые качества. Здесь интерактивность достигается за счет специальной организации обучающих компьютерных программ, а также использованием технических средств обучения, таких как интерактивная доска, электронные учебники, новейшие средства мультимедиа, компьютерное тестирование и методическое обеспечение.  В целом, формирование учебной самостоятельности учащихся – это очень важная задача, которая требует использования инновационных подходов и методов. Интерактивные методы обучения являются одним из наиболее эффективных способов достижения этой цели, поскольку они способствуют активизации познавательной деятельности учащихся и развитию их самостоятельности. Интерактивное обучение предложено рассмотреть для подростков при помощи правил дорожного движения. Данная тематика актуальна в любом возрасте. Для подрастающих учеников, которые в будущем будут сдавать на права, не только можно будет запомнить правила дорожного движения посредством интерактивного тестирования, но и смоделировать реальные ситуации, которые могут происходить на дорогах. Так же в спокойной обстановке можно разобрать каждую дорожную ситуацию и таким способом научится самоконтролю, так как в учебном классе не отвлекаясь больше возможность сконцентрировать своё внимание и закрепить данный навык.

 

Список литературы:
1. Айламазьян А.М. "Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра", учебное пособие для студентов, МГУ, 2009. - 244с.
2. Аладьина А.А., Минайдарова М.Е., Абдрахманова Х.Т. Роль интерактивных методов обучения в формировании креативной личности, Таразский государственный педагогический институт, Тараз, 2011. - 136 с.
3. Атаманова Р.И., Толстой Л.Н. Деловая игра: сущность, методика конструирования и проведения - М.: АСТ-Пресс, 2008. - 124с.
4. Колмогорова С. Интерактивные формы и методы работы – Педагогическая техника № 2, 2007 г. – стр. 18 – 24
5. Шевченко Н. Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника – Учитель № 5, 2004 г. – стр. 12 – 17