Веб-квест как средство обучения математике в дистанционном формате
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(153)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(153)
Веб-квест как средство обучения математике в дистанционном формате
В условиях пандемии все образовательные учреждения были вынуждены перейти в дистанционный формат обучения. Большую часть времени учащиеся стали проводить в мире компьютерных технологий и Интернета. С одной стороны информационно-коммуникативные технологии позволили облегчить работу с постоянно увеличивающимся объемом информации, увеличить скорость её обработки и восприятия. С другой стороны на просторах Интернета часто можно видеть дублирование, искажение информации, «информационный шум». В связи со сложившейся ситуацией учащиеся сталкиваются с информационной перегрузкой, ограниченностью временных ресурсов и проблемой безопасной работы в сети Интернет. В математическом образовании возникает проблема слабого усвоения материала учащимися, так как они не понимают практической значимости математики в повседневной жизни, что в свою очередь сказывается на снижении уровня их мотивации.
Одним из приёмов, который позволяет научиться работать с информацией (осуществлять поиск, понимание, преобразование информации и др.), является веб-квест. «Квест (или веб-квест), - по мнению Т. Марча, - это построенная по типу опор (помощь учащимся работать вне зоны их реальных умений) учебная структура, использующая ссылки на существенно важные ресурсы в Интернете и аутентичную задачу с тем, чтобы мотивировать учащихся к исследованию какой-либо проблемы с неоднозначным решением» [1].
В учебном процессе лучше использовать краткосрочные веб-квесты, которые занимают от одного до четырех учебных занятий. В результате работы с таким веб-квестом учащиеся должны обработать большой объём информации в Интернет-пространстве. Преимущество такого квеста заключается в том, что учащиеся не устают от работы с однотипной информацией. При использовании цикла таких квестов в математике на разные темы, каждый учащийся сможет найти себе задание, в котором он будет заинтересован, что непосредственно повлияет на повышение его уровня мотивации.
Для создания квеста учитель математики должен придерживаться следующего плана действий:
1. Определить категорию учащихся, предметную область, тему квеста и его название, а также определить планируемые результаты и поставить учебные цели и задачи.
2. Придумать структуру квеста, определить роли (3- 4 роли для работы в группах), разработать задания, подобрать полезные ссылки для прохождения квеста.
3. Разработать архитектуру веб-квеста, создать его и разместить в сети Интернет.
4. Разработать методические рекомендации по проведению и оцениванию работ учащихся с веб-квестом.
Таблица 1.
Примеры математических веб-квестов
Стартовая страница сайта |
Возраст |
Основная образовательная идея |
https://sites.google.com/view/kvest-m1
|
6-7 класс, 12-13 лет |
Закрепление и расширение знаний по теме «Масштаб». Идея: учащиеся выбирают любую из предложенных профессий (модельер, дизайнер, архитектор, картограф). В ходе прохождения квеста учащиеся знакомятся с выбранной профессией, и выполняют творческое задание, которое отражает взаимосвязь выбранной профессии с темой «Масштаб». |
https://sites.google.com/view/kvest-m1/ |
6-7 класс, 12-13 лет |
Повторение основных тем по математике за 6 класс. Идея: пираты отправляются на поиски сокровищ, где на своём пути сталкиваются с различными математическими проблемами, с которыми им предстоит справиться и добыть главное сокровище – знание. |
Во время наблюдения за прохождением обучающимися веб-квестов по математике были определены следующие трудности:
- сложность организации групповой работы в дистанционном формате;
- в каждом классе находилось несколько учащихся, которые не желали принимать участие в групповой форме работы или вообще участвовать в данном виде деятельности;
- не всегда соблюдались правил этикета (умение слушать и слышать);
- недостаточно сформированы навыки при работе с презентацией (с данным программным обеспечением учащиеся работали на уроках информатики в виде ознакомления);
- не все учащиеся обладают способностью оформления, рисования и черчения, что затрудняет выполнение некоторых творческих заданий или влечёт за собой потерю интереса к нему.
Также во время апробации технологии образовательных веб-квестов можно отметить следующие плюсы такой формы работы с обучающимися:
- наличие соревновательного духа;
- развитие умения анализировать большое количество информации и выделять главное;
- развитие умения высказывать свою точку зрения и прислушиваться к чужой;
- формирование умения работать в группе, вести себя сдержано, уважать работу других, не нарушать дисциплину;
- умение адекватно оценивать свою работу и работу окружающих, а также нести ответственность за общие результат;
- формируют навык подбирать слова и готовить выступление для защиты своих работ;
- развивают эмоционально-волевую сферу личности, учатся сдерживать свои эмоции, достойно реагировать на критику и принимать её к сведенью.
В ходе работы учащимся предстоит научиться обрабатывать большое количество информации из Интернет-источников, а также учиться сотрудничеству и взаимодействию со сверстниками, что оказывает положительное влияние во время работы в дистанционном формате. Веб-квест позволяет организовать работу таким образом, что каждый учащийся сможет выполнять задания в привычном для него темпе работы, что благотворно скажется на качестве полученных знаний и повышении мотивации. На учителя математики ложится большая трудозатратная работа по созданию и разработке веб-квестов. В ходе проведения квеста учитель выступает в роли координатора, задача которого направлять обучающихся на достижение итогового результата.
Благодаря участию в веб-квестах школьники смогут не только расширить свои знания по предмету «Математика», но и смогут улучшить своё умение работы с информацией, повысить уровень мотивации и понимание уровня значимости математического образования в своей жизни и успешно справиться с обучением в дистанционном формате.