Статья:

Программы по развитию межкультурной компетентности студентов: российский и зарубежный опыт

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(161)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Шаталова Е.А. Программы по развитию межкультурной компетентности студентов: российский и зарубежный опыт // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 25(161). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/161/96395 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Программы по развитию межкультурной компетентности студентов: российский и зарубежный опыт

Шаталова Екатерина Александровна
студент, Национальный исследовательский Томский государственный университет, РФ, г. Томск

 

Значимость межкультурной коммуникации, как эффективного средства достижения устойчивого сотрудничества между различными народами и культурами, с каждым днем возрастает. Актуальность данного вопроса обусловлена не только тенденциями развития мультикультурного общества, но и присутствием межкультурной коммуникации во всех сферах жизни. Сформированная межкультурная компетентность позволит современному студенту спокойно взаимодействовать с представителями других культур и адаптироваться к культурным различиям. Одна из основных тенденций сегодня – растущая взаимозависимость современных государств, что стимулирует процессы интернационализации практически всех отраслей, включая образование. Поэтому в настоящее время интернационализация является приоритетом в развитии образовательных учреждений. По данным аккредитованного образовательного агентства международной ассоциации ICEF (International Consultants for Education and Fairs), сегодня во всем мире более 5 миллионов студентов получают образование за границей. В год общее количество студентов, получающих образование за рубежом, во всем мире увеличивается примерно на 8% [4].

Развитие межкультурной компетентности в университетской среде имеет высокое значение для формирования личности студента и готовности к диалогу культур. Сформированная компетенция позволяет современному студенту общаться с представителями других культур и адаптироваться к культурным различиям. Программы, направленные на ее развитие, могут способствовать приобретению и совершенствованию этой компетенции. Такие программы создаются и реализуются повсеместно, как в России, так и за рубежом. Анализ таких программ позволит ознакомиться с опытом реализации, а также может послужить основанием для создания нового проекта.

В сравнительном анализе Российских и зарубежных программ, направленных на формирование межкультурной коммуникативной компетентности указаны: название и автор программы; содержание; длительность; формы и методы реализации.

1. Культурный ассимилятор. Автор Г. Триандис. Содержание программы включает обучение людей эффективной межкультурной коммуникации. Длительность программы не указана. Тренинговые программы включающие: диалог, ролевые игры, дискуссии, встречи с представителями других культур [5].

2. Активное обучение. Автор В. Ф. Гревцева.    В содержание входят основные элементы активного обучения: говорение, аудирование, чтение, письмо и рефлексия. Эти элементы вовлекают ученика в мыслительную деятельность и позволяют ему совершенствовать, оспаривать существующие знания и осваивать новые. Длительность программы не указана. Активные формы обучения: ролевые игры и симуляции, дискуссии, разбор конкретных ситуаций, тренинги, альтернативные форматы лекций, обсуждение проблем в малых группах, выполнение аудиторных творческих письменных заданий, проекты и презентации, мозговой штурм, обучение на основе информационно-компьютерных технологий, проведение занятий в непривычном месте [1].

3. Рефлексивное обучение. Автор М. Говиндасами. Рефлексивное обучение дает студентам возможность исследовать и представлять свой опыт, описывая, анализируя и представляя свой опыт, который включает в себя четыре этапа: осознание или осведомленность; опыт; рефлексия; оценка или анализ. Длительность программы: 4 недели. Основными формами и методами реализации являются лекционные занятия, рефлексия [7].

4. Образовательный лагерь иностранных студентов «ПОЛИС». Авторы: С. А. Иванчина, А. В. Куца, О. В. Мещеряковой. Комплекс дискуссионно-образовательных и тренинговых площадок для активных иностранных студентов из разных университетов страны. Программа лагеря состояла из трех модулей: основного – образовательного и двух вспомогательных – культурно-творческого и экскурсионно-туристического. Длительность программы: 3 недели. Форма реализации представляет выездной лагерь [2].

5. Спецкурс «Теория и практика массовых коммуникации в процессе межкультурного взаимодействия». Автор Э. Р. Латыпова. Программа состоит из двух модулей. Первый модуль: «Сущность, структура и основные направления в изучении массовых коммуникаций в процессе межкультурного взаимодействия». Второй модуль: «Языковая личность и особенности ее формирования в процессе межкультурного общения». Длительность программы составляет 36 часов. Применяются интерактивные технологии и методы, в том числе ряд эвристических методов: метод «мозгового штурма», метод «фокальных объектов», метод «морфологического черного ящика», «кейс-стади» и другие [3].

6. Комплекс упражнений. Автор О. А. Устюгов. Комплекс упражнений состоит из трех направленных на формирование определённых навыков. Первый блок – работа с универсальными составляющими культуры. Второй блок – исследование культурных ценностей родной культуры. Третий блок – осознанное восприятие родной и чужой культуры, более подробное знакомство с особенностями межкультурной коммуникации и коммуникативными барьерами.   Программа проводиться постепенно в течение учебного семестра параллельно с обучающим курсом комплекса «Русский язык: 5 элементов. Уровень А1, А2, В1». В программе используются различные упражнения [5].

7. Программа обучения культурному интеллекту. Авторы: Ана Азеведоа, Джо Шанеб. Программа интенсивного обучения с онлайн компонентами. Составлен отдельный план уроков с подробным описанием тем, включенных в программу интенсивного обучения, рассчитанную на два выходных, с онлайн компонентами. Первые часть включает: знакомство студентов, а также время для обмена информацией об исследовании. Вторая: еженедельное ведение индивидуального журнала с саморефлексией; командный проект, включающий в себя интервью с менеджером, который в настоящее время испытывает межкультурные проблемы на своем рабочем месте; саморефлексивное эссе в конце семестра. Длительность программы составляет 1 семестр. В программе используются: лекции, индивидуальные задания, документы для саморефлексии, эссе, групповые проекты, упражнения и обсуждения в офлайн и онлайн форматах [6].

8. Тренинг эффективности работы в моно- и поликультурных группах. Авторы программы не указаны. Целью тренинга было повышение межкультурной компетентности участников. Длительность программы не указана. Проективная методика «Незаконченные предложения». Данный метод применялся для измерения динамики изменения компонентов межкультурной компетентности в ходе межкультурного тренинга. Опросники, содержащие открытые вопросы о межкультурном опыте и биографических данных участников. Основным методом является включенное наблюдение [8].

В результате рассмотрения российских и зарубежных программ, направленных на формирование и развитие межкультурных компетентностей нам удалось выделить как общие, так и отличающиеся моменты в каждой из них. Программы различаются разновидностью подходов к развитию межкультурной компетентности. Такая разновидность в основном обусловлена территорией, университетом, людьми и их принадлежностью к различным культурам. Каждая из выделенных программ сама по себе уникальна, потому что абсолютно все исследователи перед тем, как создать проект программы анализируют среду, в которой они будут работать. Содержание программ направленно на развитие межкультурной компетентности через погружение в определенные культурные особенности и формирование культурного интеллекта в целом. Также в большинстве исследований выделялась более успешная реализация тренинговых программ в поликультурных группах. В связи с этим можно сказать, что к участию в тренинговой программе, направленной на формирование межкультурной компетентности, необходимо привлекать представителей различных культур и стран. Все это необходимо для успешной и продуктивной реализации программы, так как в процессе подобные группы будут демонстрировать культурные различия, а, следовательно, будет происходить процесс, формирующий понимание этих различий.  Необходимо отметить важность подбора методов оценки эффективности составляемой программы, для того, чтобы была возможность отслеживать динамику и, при необходимости, корректировать недочеты.

Таким образом, развитие навыков межкультурного общения у студентов позволит им осознать значение культурных факторов в процессе межкультурного взаимодействия, а также исследовать ценности родной культуры и сложившиеся национальные стереотипы. В процессе у студентов будет формироваться осознанное восприятие родной и чужой культуры и способность эффективного функционирования в ситуациях культурного разнообразия. Участие студентов в программе, направленной на развитие межкультурной компетентности также позволит повысить значение показателей уровня развития межкультурной компетентности в образовательной среде.

 

Список литературы:
1. Гревцева В.Ф. Развитие межкультурной компетенции студентов на основе активных форм обучения // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. – 2014. – №14.
2. Иванчин С. А. Развитие межкультурной компетенции студентов как важный аспект интернационализации внутренней среды университета / С. А. Иванчин, А. В. Куц, О. В. Мещерякова // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. – 2018. – №3.
3. Латыпова Э. Р. Формирование межкультурной компетенции бакалавров педагогического образования неязыковых специальностей вуза // Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирсий государственный университет». – Электрон. дан – Стерлитамак. – 2017.
4. Основные тенденции развития образования в современном мире // Unipage. – 2020.
5. Серебрякова Р.В. Межкультурная коммуникативная компетентность как необходимое условие осуществления эффективной межкультурной коммуникации // Научный вестник Ямало-Ненецкого а. окр. – 2017. – №4 (97).
6. Ang S. Cultural intelligence: Its measurement and effects on cultural judgment and decision making, cultural adaptation and task / Soon Ang., Linn NA Van Dyne., Christine Koh., K. Yee Ng. // Management and Organization Review. – 2007. – Vol. 3. – № 3.
7. Brinkmann U. Connecting intercultural learning with personal development: Insights from the Intercultural Readiness Check // WU. Wirtschafts universität Wien. Vienna university of economics and Business. – 2009.
8. Heather G. Evidence-Based Interventions for Cultural Competency Development Within Public Institutions / Getha-Taylor Heather, Maja Husar Holmes, Justin R. Moen. // Administration and Society. – 2018. - № 52 (2).