Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(229)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Малова П.А., Васильева А.Е. ФОРМИРОВАНИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 6(229). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/229/123813 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Малова Полина Андреевна
студент, Педагогический институт им. П.П. Ершова, РФ, г. Ишим
Васильева Анжелика Евгеньевна
студент, Педагогический институт им. П.П. Ершова, РФ, г. Ишим

 

Аннотация. В данной статье речь пойдет о формировании каллиграфических навыков младших школьников. Нами будет раскрыты особенности, педагогические условия, методы, этапы и приёмы формирования каллиграфических навыков младших школьников.

 

Ключевые слова: каллиграфические навыки, младшие школьники, тактильная память, этап, мускульная память.

 

С того момента, как младшие школьники начинают своё обучение в школе - на первом этапе их обучения учителям необходимо, чтобы школьники овладели навыкам письма и чтения, ведь данные навыки очень важны не только для обучения детей в начальной школе, но и для дальнейшего обучения в образовательном учреждении.

Определим, что же понимается под термином «каллиграфический навык», для этого обратимся к работе Л.Я. Желтовской и Е.Н. Соколовой «каллиграфический навык - трудное речерукодвигательное действие, которое конкретно проявляет себя, с одной стороны, как речевое (интеллектуальное), а с другой стороны, как двигательное» [1, с. 21].

Изучим особенности формирования каллиграфических навыков младших школьников:

1. Организация групповой деятельности детей, т.к. она выступает «немаловажным этапом и внутренним механизмом индивидуальной деятельности, она порождает инициативу школьника и эффективно воздействует на становление каллиграфического навыка» [3, с. 213].

2. Увеличение скорости письма, т.е. письмо должно быть не только быстрым, но и красивым, однако в современных реалиях на это потребуется достаточно много времени.

3. Позволяет воспитать опрятность и старательное отношение детей к выполнению письменных работ.

4. Специально-организованная работа по написанию длинных слов (безотрывного письма), но на первых порах обучения каллиграфическим навыкам (1-2 класс) у многих детей могут возникать сложности в написании длинных слов [5, с. 156].

Процесс формирования каллиграфических навыков младших школьников должен соответствовать и будет эффективным благодаря:

1. Учёту индивидуальных особенностей учащихся (декстрал – правша, сенестрал – левша, гиперактивные или медлительные);

2. Соблюдению определённых гигиенических условиях на уроках, т.е. расстановка школьной мебели, её удобство для письма, освещенность рабочего места учащихся;

3. Использованию системы упражнений с постепенным увеличением сложности: от простого к сложному, которые строятся с учётом возрастных особенностей учащихся [2, с. 367].

Вышеописанное и будет выступать в качестве необходимых педагогических условий формирования каллиграфических навыков обучающихся начальных классов.

Е.Н. Потапова, для обучения младших школьников письму предлагает организовать работу с использованием последовательных этапов, для наилучшего усвоения и формирования навыков каллиграфии. Представим данные этапы на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Этапы обучения младших школьников письму [6, с. 21]

 

На первом этапе широко используются следующие упражнения: работа с линейками-трафаретами; с лекалами; рисование со штриховкой и раскрашивание; гимнастика для рук; письмо мокрой кисточкой (под счет, на доске, в воздухе).

В качестве одного из упражнений на первом этапе может использоваться упражнение рисование со штриховкой «Ёжик» (рис.2)

 

Рисунок 2. Упражнение «Ёжик»

 

На втором этапе развивается тактильная память через использование карточек (из наждачной бумаги и для обведения букв пальцами – желательно вырезать буквы для каждого ученика), а также продолжается развитие мускульной памяти (вводятся новые штриховки, минутки чистописания, ощупывание букв). Карточки для развития тактильной памяти младших школьников представлены на рисунке 3.

 

 

Рисунок 3. Карточки для развития тактильной памяти

 

На третьем этапе закрепляются ЗУН для этого используются вкладыши букв и карточки-кальки, продолжается работа со штриховкой, письмо мокрой кисточкой, а также упражнения на отработку плавных движений (рис.4).

 

Рисунок 4. Отработка плавных движений

 

На каждом из этапов урока важно проводить гимнастику для рук, ведь это поможет детям избегать усталости, перенапряжения и настроят на дальнейшую образовательную деятельность [7, с. 103-105].

В системе обучения каллиграфическим навыкам получили распространение такие методы, как:

1. Копировальный - был введен в школах ещё в XIX веке, однако в современное время данный метод не получил широко распространения, ведь он заключался в обведении уже имеющихся букв, который были напечатаны в специальных тетрадях в виде точек либо были написаны учителем с помощью карандаша. Однако на ранней стадии в условиях индивидуальной работы с детьми такой метод все же может использоваться.

2. Линейный - заключается в использовании шрифтового подхода к обучению, т.е. используется специальная вспомогательная сетка, которая определяет высоту письма, наклон и расстояние между элементами, но пользоваться данным методом следует ограниченно либо вообще отказаться от него.

3. Ритмический - состоит в том, что написание букв осуществляется под счёт в одинаковом темпе и ритме для всех обучающихся. Данный метод удобен при организации работы со всем классом, позволяет установить нужную скорость письма у младших школьников.

4. Генетический - состоит в том, что буквы изучают в следующем порядке: от графически простой по форме буквы к более сложной. Однако при использовании данного метода буквы пишутся без их осмысливания, поэтому его следует использовать лишь для того, чтобы совершенствовать каллиграфические навыки.

5. Метод Карстера заключается в обучении навыкам письма с прописыванием специальных упражнений, направленных на развитие движений рук: сначала прописываются элементы крупным планом, затем буквы, далее слова – без вспомогательных линий. Данный метод научит пользоваться пространством листа, развить легкость движения руки [4, с. 10-11].

Представленные методы являются традиционными и разумно сочетаются на каждом из этапов обучения навыкам каллиграфии.

Также целесообразным считается проводить следующие приёмы для формирования каллиграфических навыков учащихся начальной школы:

Во-первых, использовать игры и различного рода занимательный материал на занятиях, элементы соревнования, конкурсы.

Во-вторых, организовывать внеклассную работу через викторины, беседы, создание альбомов и плакатов.

В-третьих, использовать красочные картины, плакаты, цветные мелки и художественное чтение с опорой на слуховую и зрительную наглядность. 

Таким образом, для формирования каллиграфических навыков младших школьников необходимо:

- учитывать особенности формирования каллиграфических навыков с учётом возрастных особенностей учащихся;

- учитывать педагогические условия формирования каллиграфических навыков;

- соблюдать поэтапность обучения каллиграфических навыков: развитие мускульной памяти, тактильной памяти и закрепление ЗУН;

- проводить гимнастику для рук на каждом уроке письма;

- использовать совокупность традиционных методов формирования каллиграфических навыков;

- использовать занимательные приёмы на уроках.

 

Список литературы:
1. Желтовская, Л.Я. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников: пособие для учителя четырехлетней нач. школы / Л.Я. Желтовская, Е.Н. Соколова. – М.: Просвещение, 2010. – 225 с. – Текст : непосредственный
2. Зырянова, В. А. Формирование каллиграфических навыков у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка / В. А. Зырянова. – Текст : непосредственный // Аллея науки. – 2019. – Т. 5. - № 1(28). – С. 366-370. 
3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2013. – 476с. – Текст : непосредственный
4. Ивкина, Ю. М. Основы каллиграфического письма: теория и методика: учебно-методическое пособие / Ю. М. Ивкина, Ж. С. Искужиева. - Оренбург: Южный Урал, 2019. - 64 c. - Текст : непосредственный.
5. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка / М.Р. Львов. – М.: Академия, 2009. – 272 с. – Текст : непосредственный
6. Потапова, Е.Н. Радость познания: книга для учителя / Е. Н. Потапова. - Москва: Просвещение, 1990. - 96 с. – Текст: непосредственный
7. Финько, В.А. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников / В.А. Финько. – Текст: непосредственный // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. - 2022. -  №1. – С. 101-106