Статья:

ЗНАЧИМОСТЬ УЧЕБНО-РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ ОВЛАДЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧЬЮ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(268)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Ушакова О.С. ЗНАЧИМОСТЬ УЧЕБНО-РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ ОВЛАДЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧЬЮ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 1(268). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/268/143277 (дата обращения: 22.08.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЗНАЧИМОСТЬ УЧЕБНО-РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ ОВЛАДЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧЬЮ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ

Ушакова Олеся Сергеевна
студент, Московский педагогический государственный университет – МПГУ, РФ, г. Москва

 

THE SIGNIFICANCE OF EDUCATIONAL SPEECH SITUATIONS IN MASTERING FOREIGN LANGUAGE MONOLOGUE SPEECH AT THE INITIAL STAGE OF EDUCATION

 

Olesya Ushakova

Student, Moscow State Pedagogical University - MPGU, Russia, Moscow

 

Аннотация. Обучение иностранным языкам в начальной школе обусловлено значимостью учебно-речевых ситуаций. Статья рассматривает важность учебно-речевых ситуаций при обучении монологической речи на начальной ступени образования. Особое внимание уделяется рассмотрению методов, приемов обучения, а также изучению классификаций учебно-речевых ситуаций.

Abstract. Teaching foreign languages in primary school is determined by the importance of educational and speech situations. The article examines the importance of educational speech situations in teaching monologue speech at the primary stage of education. Particular attention is paid to the consideration of teaching methods, techniques, as well as the study of classifications of educational and speech situations.

 

Ключевые слова: монологическая речь, учебно-речевая ситуация, классификация, опора, обучение иностранным языкам, начальная ступень обучения, методика преподавания иностранного языка.

Keywords: monologue, educational-speech situation, classification, reliance, teaching foreign languages, initial stage of education, methods of teaching a foreign language.

 

Практические цели обучения иностранному языку в школе заключаются в формировании навыков и развитии умений устного общения на иностранном языке. Для этого, прежде всего, нужно создать условия для активной коммуникации между обучаемыми.

Именно поэтому, учебно-речевые ситуации имеют большое значение, так как они повышают мотивацию, и студенты с большим успехом высказывают свое мнение.

Задания с учебно-речевыми ситуациями направлены на выражение собственного мнения и исключают однотипность ответов, что стимулирует максимальную речевую деятельность учеников.

В современной методике выделяют несколько классификаций упражнений с применением учебно-речевых ситуаций. В данной работе мы рассмотрим основные классификации, применяемые в современных методиках преподавания иностранных языков.

В классификации Е.И. Пассова и А.В. Стояновского различают типы ситуаций, исходя из взаимоотношений между коммуникантами. Данная классификация опирается на четыре главных фактора, выделяемые авторами:

  1. Ситуация социально-статусных взаимоотношений (субъекты предстают как представители профессиональных групп (продавец), возрастных групп (школьник, пенсионер), территориальных общностей (сосед)).
  2. Ситуация ролевых взаимоотношений (турист-гид, лидер-подчиненный).
  3. Ситуация деятельностных взаимоотношений (учебно-познавательная, поисковая, трудовая, художественная, бытовая).
  4. Ситуация нравственных взаимоотношений (процесс общения осуществляется между живыми людьми, каждый из собеседников является личностью со всеми присущими ей качествами и чертами: помощь слабому, поддержка ближнего, уважение старших).

Данная классификация характеризуется социально-статусными взаимоотношениями, где социальный статус определяет взаимоотношения между собеседниками.

В данных учебно-речевых ситуациях обучаемые являются представителями разных социальных слоев, профессий, возрастных групп и т.д.

Функциональная сторона классификации опирается на определенные правила, условия и обязанности, появляющиеся в ходе коммуникации [2, с. 18 ].

Вторая классификация, предложенная В.Л. Скалкиным, выделяет: дополнительные, воображаемые, ролевые и проблемные учебно-речевые ситуации. Располагаются они по степени трудности:

  1. Дополняемые учебно-речевые ситуации – основываются на завершении описания, дополнении новой информации, формирования вывода или умозаключении.
  2. Создаваемые проблемные ситуации, имеющие значение для обучения неподготовленной, спонтанной речи и возникновении желания высказаться. Создание проблемных ситуаций определяется видом речевой деятельности, характером вербальных и невербальных опор, приемами обучения и т.д.
  3. Воображаемые учебно-речевые ситуации опираются на воображение учеников. Возможными учебно-речевыми ситуациями могут быть: спор, дискуссия, высказывание личного мнения.
  4. Ролевые учебно-речевые ситуации предполагают указание определенных ролей участников. Кроме того, перед участниками ставится задача, позволяющая «войти» в образ и определить тему высказывания. Выделяют два вида ролей: психологические и социальные. Социальные роли диктуются обстоятельствами (отражают социальные функции: учитель, врач, полицейский и др.), а психологические роли состоянием (взрослый, друг, ребенок и др.). Часто содержание и характер общения определяются ролевыми ожиданиями и представлениями [3, c. 46].

Третья классификация учебно-речевых ситуаций была выделена Е.Н.  Солововой. Согласно ее классификации, выделяются три типа учебно-речевых ситуаций: проблемные, реальные и условные.

Проблемные ситуации активизируют речемыслительную деятельность учащихся на уроках иностранного языка, создавая учебно-познавательную мотивацию для осуществления общения.

Примером создания проблемной ситуации может быть модель проигрывания ситуации, при которой необходимо задать проблемный вопрос, который заведомо предполагает возможность различных ответов и столкновение мнений.

Реальные ситуации обусловлены общением преподавателя и ученика. Примером реальных ситуаций на уроках иностранного языка может быть: межличностное общение преподавателя с учащимися или общение в учебной группе во время занятия.

Условные ситуации являются способом образования реальных ситуаций общения, способствующие развитию речевого поведения в бытовых ситуациях. Примером данных ситуаций может быть смоделированная в искусственной среде (урок иностранного языка) ситуация, такая как поход в магазин, поездка в зоопарк, помощь в указании пути [3, c. 173].

Имея представление о том, какие существуют классификации учебно-речевых ситуаций, можно сделать вывод, что они способствуют повышению мотивации в речевых упражнениях, благодаря тому данные ситуации характеризуются внедрением жизненных ситуаций, в которых ученикам видна актуальность изучения иностранного языка.

Особую роль учебно-речевые ситуации занимают при обучении монологической речи на начальной ступени обучения, когда лексический и грамматический запас учащихся ограничен, а психологические особенности не позволяют полностью самостоятельно начать говорить.

В обучении монологическому высказыванию используются различные виды опор:  наглядные (плакаты, картинки, схемы, реальные предметы), текстовые, тематические, ситуативные, ориентировочные, сентенциозные (пословиц, поговорки, крылатые выражения)

Учебно-речевые ситуации при обучении иностранному языку в начальной школе обусловлены, в основном, визуальными материалами (картинки, игрушки, распечатки, фигурки и др.), но и внедрение проблемных учебно-речевых ситуаций через вербальное общение повышает мотивацию у школьников.

В таком случае учебно-речевые ситуации могут быть внедрены через сказки, в которых герой нуждается в помощи ребят.

На начальном этапе обучения последовательность использования опор такая же, как и на других этапах обучения: изобразительная и предметная наглядность, текст, ситуация, тема [1, с. 31-34].

Таким образом, использование учебно-речевых ситуаций на уроках иностранного языка в начальной школе благоприятно влияет на обучение монологической речи, что обуславливается большей вовлеченностью учащихся при выполнении заданий.

Это характеризуется использованием актуальных заданий, вовлекающих учащихся в процесс обучения, по средствам высказывания своего личного мнения, примирения на себя различных социальных ролей, а также представления ситуаций, максимально приближенных к реальной жизни.

 

Список литературы:
1. Бредихина И.А. Методика преподавания иностранных языков. Обучение основным видам речевой деятельности. Учебное пособие -  Екб.: Издательство Уральского университета, 2018. – с. 31-34
2. Пассов Е.И., Стояновский А.М. Ситуация речевого общения как методическая категория // Иностранные языки.- 1989. №2. – с. 18
3. Солонцова Л.П. Современная методика обучения иностранным языкам. Общие вопросы, базовый курс. Часть 1. – Алматы: Эверо, 2015. – с. 173.