Статья:

Направления развития геологического образования в России и Вьетнаме

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(83)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Направления развития геологического образования в России и Вьетнаме // Студенческий форум: электрон. научн. журн. Монаков Е.В. [и др.]. 2019. № 32(83). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/83/58998 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Направления развития геологического образования в России и Вьетнаме

Монаков Егор Вадимович
студент, «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», РФ, г. Москва
Тедикова Анита Аркадьевна
студент, «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», РФ, г. Москва
Щёкина Марина Владимировна
канд. техн. наук, доцент, «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», РФ, г. Москва
Липина Александра Валерьевна
ассистент, «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», РФ, г. Москва

 

Directions for the development of geological education in Russia and Vietnam

 

Egor Monakov

Student, associate professor in National University of Science and Technology MISIS, Russia, Moscow

Anita Tedikova

Student, associate professor in National University of Science and Technology MISIS, Russia, Moscow

Marina Shchekina

Candidate of Engineering Sciences, associate professor in National University of Science and Technology MISIS, Russia, Moscow

Alexandra Lipina

Assistant of professor in National University of Science and Technology MISIS, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье приводятся результаты реализации проекта MINERAL, продолжавшегося в период 2016-2019 гг и объединившего 9 университетов участников из 5 стран мира. Основным результатом программы стала разработанная программа подготовки магистров в области геологии полезных ископаемых в соответствии с требованиями Болонского процесса.

Abstract. The paper presents the results of the MINERAL project, which lasted during the period 2016-2019 and united 9 universities from 5 countries. The main result of the program realization is the developed master program for the preparation of masters in the mineral geology major in accordance with the requirements of the Bologna process.

 

Ключевые слова: геология, горное дело, подготовка магистров, MINERAL, Erasmus+

Keywords: geology, mining, training of master students, MINERAL, Erasmus+

 

Благодарность

Проект выполнен при финансовой поддержке европейского фонда Erasmus+.

 

Введение

Проект «Модернизация геологического образования в российских и вьетнамских университетах» стартовал в 2016 году и объединил 9 университетов Европы и Азии. Первоочередная задача, поставленная перед участниками проекта – разработка и реализация магистерской программы в области геологии.

Россия и Вьетнам – страны, богатые природными ресурсами, такими как металлы, нефть и газ. Данные ресурсы важны для экономики обеих стран, поскольку они являются производителями и экспортерами полезных ископаемых. Истощение запасов легкодоступных ресурсов вызывает необходимость освоения новых месторождений и применения современных технологий поиска и добычи полезных ископаемых. Однако существующие системы образования не могут быстро адаптироваться к стремительным изменениям индустрии, которые наблюдаются в последние десятилетия. Недостаточно оборудованные лаборатории и устаревшие методы обучения в значительной степени способствуют снижению интереса к геологии и качеству образования будущих специалистов.

В свою очередь квалификация большинства сотрудников горнодобывающих компаний не отвечает требованиям рынка труда, что снижает конкурентоспособность национальных компаний по отношению к международным.

Разрабатываемая в рамках проекта новая учебная программа магистратуры в области геологии полезных ископаемых будет основой подготовки квалифицированных кадров в соответствии с Болонской системой. Это поднимет университеты-участники на международный уровень, обеспечит интернационализацию и тесное взаимодействие учреждений. Для участия в проекте были выбраны четыре российских и два вьетнамских университета, выпускающих специалистов в области геологии и горного дела:

- Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова (Новочеркасск);

- Северо-Кавказский горно-металлургический институт (Владикавказ);

- Уральский государственный горный университет (Екатеринбург);

 Национальный университет науки и технологий «МИСиС» (Москва)

- Ханойский горно-геологический университет (Ханой);

- Вьетнамская академия наук и технологий (Ханой).

Российское и вьетнамское партнерство было выбрано, так как обе страны имеют сходство в том, как управляются, финансируются и структурируются образовательные центры, включая высшие учебные заведения. Россия и Вьетнам имеют давние традиции сотрудничества в области эксплуатации ресурсов. Исторически страны поддерживали отношения в энергетическом секторе – добыче нефти. По этим причинам сотрудничество между Вьетнамом и Россией с точки зрения модернизации геологического образования имеет благоприятную среду.

Инновационный характер проекта обусловлен результатами и рамками реализации. Проект охватывает 5 стран, имеющих солидный опыт и современное состояние геологического образования. Геологическое образование в Европе, России и Вьетнаме имеет разные традиции, поэтому взаимодействие между странами является решающим моментом в построении международной и европейской среды в геологическом образовании. При разработке новой магистерской программы по геологии нефти и газа будет создано единое образовательное пространство. Содержание курсов будет адаптировано к потребностям учащихся и работодателей, будет способствовать повышению качества образовательной деятельности.

Цели и задачи проекта MINERAL

Проект MINERAL, направленный на модернизацию геологического образования в России и Вьетнаме, основан на анализе текущих потребностей участвующих университетов и направлен на разработку учебной программы по геологии для российских и вьетнамских университетов в соответствии с Лиссабонской стратегией и Болонским процессом. Целью проекта является возможность международного обмена знаниями и приобретения нового полезного опыта между студентами России, Австрии, Германии, Италии и Вьетнама, а также интеграция большого опыта в разработке учебных программ для геологического образования под руководством ведущих университетов: Фрайбергской горной академии (Германия), Горного университета Леобен (Австрия) и Туринского университета (Италия). Существующие учебные планы российских и вьетнамских университетов-участников во время проекта должны быть обновлены и модернизированы чтобы вобрать в себя лучшие образовательные и инновационные практики. В ходе проекта участники проекта установят тесное сотрудничество по созданию образовательной сети между университетами ЕС, России и Вьетнама.

Цели проекта:

- содействовать модернизации и интернационализации путем развития инновационных институциональных возможностей высшего образования в России и Вьетнаме;

- поддерживать региональную интеграцию и межрегиональное сотрудничество для обеспечения обмена опытом;

- поддерживать взаимодействие и сотрудничество между вузами и неакадемическими партнерами в ЕС, России и Вьетнаме;

- повысить привлекательность обучения наукам геологического цикла.

Задачи проекта:

Улучшить качество исследований в области геологии в российских и вьетнамских университетах, для которых конкретные задачи будут следующими:

1) разработать новую учебную программу магистерской программы по геологии нефти и газа;

2) повысить научный потенциал путем обновления лабораторий и их оснащения современным оборудованием;

3) повысить престиж наук геологического цикла в университетах-партнерах путем создания зимней школы «Юный геолог»;

4) создать сеть многонационального сотрудничества в геологии.

Результаты реализации проекта

Разработана магистерская программа, включающая в себя основные модули, модули специализации, практические модули и стажировки, исследовательские модули, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации). Преподавателями университетов-участников разработаны учебные материалы для каждого нового курса и курсов на английском языке (по 6 модулей для каждого участвующего русского и вьетнамского университетов, включая 3 модуля на английском языке) и специальный курс по академическому письму на английском языке.

Тридцать преподавателей из РФ и Вьетнама приняли участие в методическом семинаре во Фрайберге (Германия). Были разработаны методические рекомендации по унификации учебного контента на трех языках - русском, вьетнамском и английском. Двадцать семь преподавателей приняли участие в виртуальном круглом столе, двадцать четыре российских и вьетнамских преподавателя приняли участие в семинаре в Турине (Италия), посвященном методам преподавания. Двухнедельная программа обучения в Италии предполагала участие в семинарах в Университете Турина, посещение баз практик, в том числе законсервированной каменоломни «Streppenosa Mine», действующей шахты по добыче соли «Realmonte Salt Mine», наблюдательных станций геофизического центра и ряда геологических объектов. Также преподаватели прошли 10-ти дневное обучение инновационным методикам преподавания в Леобене (Австрия). В результате были подготовлены три методические рекомендации, разработанные на 3 языках по практическим аспектам подготовки геолога.

В течение двух лет успешно реализуется зимняя школа «Юный геолог», которая проходит в феврале-марте в формате вебинаров и лекций, доступных в режиме онлайн. Занятия зимней школы продолжаются в течение двух недель на английском языке, в течение этого времени студентам открыт доступ на платформу, где загружены курсы лекций от каждого университета. За время реализации проекта более 400 человек со всего мира дистанционно прослушали лекции профильных университетов-участников грантовой программы ERASMUS+ MINERAL «Modernization of geological education in Russian and Vietnamese universities». По меньшей мере 20 студентов были зачислены каждым университетом-участником в России и Вьетнаме. Каждый университет записал несколько лекций, посвященных тематике зимней школы:

Фрайбергская горная академия:

Проблемы устойчивости ствола скважины в технике бурения и добычи жидких углеводородов.

Горный университет Леобена:

Нетрадиционные углеводороды (в двух частях).

Университет Турина:

Определение характеристик массива горных пород бесконтактными передовыми методами;

Хрупкая деформация горных пород.

Уральский государственный горный университет:

Минералогическое богатство Урала;

Драгоценные металлы и камни Урала;

Уникальные геологические объекты Урала;

Инновационные сейсмические технологии в разведке ресурсов (лекция с индустриальным партнером)

Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»:

Диагностические свойства минералов;

Минерально-сырьевая база РФ;

Защита окружающей среды в горнопромышленных регионах;

Современные горно-геологические информационные системы (лекция с индустриальным партнером);

Виртуальная экскурсия по геологическому музею им. Ершова.

Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова:

Автоматизация и роботизация туннельных работ;

Системы автоматизации бурения;

Нефтегазовые провинции России и зарубежных стран;

Бурение скважин (лекция с индустриальным партнером).

Северо-Кавказский горно-металлургический институт:

Региональная геология Северной Осетии

Геология Кавказа

Нефтегазогенез и миграция нефти и газа

Экономические аспекты геологического изучения (лекция с индустриальным партнером);

Вьетнамская академия наук и технологий:

Геология Вьетнама;

Минеральные ресурсы Вьетнама.

Геоопасности

Ханойский горно-геологический университет:

Анализ и интерпретация геологической структуры;

Нефтяная геология Вьетнама;

Разведка нефти.

Проведение подобных вебинаров и международных видеоконференций является инновационным подходом, с успехом применяющимся в ведущих мировых вузах. Факт внедрения такого подхода в современном образовании говорит о том, что это большой шаг вперёд и для повышения качества образования и возможностей студентов, и для развития партнёрских отношений с ведущими вузами Европы и мира. Благодаря проведению зимней школы студенты из университетов-участников проекта получили возможность прослушать лекции ведущих европейских учёных.

Заключение

Программа Erasmus+ – новая программа Европейского Союза, направленная на поддержку сотрудничества в области образования, профессионального обучения, молодежи и спорта на период с 2014 по 2020 гг.

Программа призвана стать эффективным инструментом содействия развитию человеческого капитала в Европе и за ее пределами. В задачи Программы входит создание нового качества сотрудничества, включая:

- Использование, распространение и развитие ранее достигнутых результатов;

- Продвижение новых идей и привлечение новых участников из сферы труда и гражданского общества;

- Создание и развитие новых форм сотрудничества.