Статья:

Роль проблемных методов в формировании пространственного мышления младших школьников на уроках рисунка в детской художественной школе

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(74)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Пашкова Е.Е. Роль проблемных методов в формировании пространственного мышления младших школьников на уроках рисунка в детской художественной школе // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 23(74). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/74/55231 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль проблемных методов в формировании пространственного мышления младших школьников на уроках рисунка в детской художественной школе

Пашкова Екатерина Евгеньевна
магистрант Институт искусств, Адыгейский государственный университет, РФ, г. Майкоп

 

Проблемное обучение в современной отечественной педагогике представляет собой одно из важных векторов в области формирования пространственного мышления детей разных возрастных групп. В целом проблемное обучение – это обучение путём постановки проблемы и её решения. Проблемные методы являются основными способами достижения поставленной образовательной задачи. Методов формирования пространственного мышления, в том числе проблемных, в современной педагогической науке насчитывается достаточно много [2;3;4]. Зачастую в научной литературе мы сталкиваемся с тем, что отдельные методы преобразуются в частные методики по формированию данного вида мышления и рассматриваются в совокупности [5]. Кроме того, методы формирования пространственного мышления у детей младшего школьного возраста, наряду с формами и средствами, зависят от специфики конкретного предмета.

В современной психолого-педагогической науке существуют следующие классификации проблемных методов обучения. Так, исследователи традиционно выделяют классификацию по способу решения задач: проблемное изложение, совместное обучение, исследовательская работа и творческое обучение. Практика нашей деятельности в детской художественной школе (ДХШ) показала, что младшие школьники склонны к первому и второму виду проблемного обучения, частично к третьему.

Так же в отечественной педагогике существует классификация, предложенная известным учёным М.И. Махмутовым, являющаяся актуальной и по сей день:

- метод монологического изложения;

- рассуждающий метод;

- диалогический метод;

- эвристический метод;

- исследовательский метод;

- метод программированных действий [3].

Рассмотрим, классифицируемые методы формирования пространственного мышления в современной науке. Так А.В. Клубко [4] выделяет следующие методы:

- игра;

- наблюдение;

- восприятие и осмысливание информации, полученной от учителя и из учебников;

- практическая деятельность;

- мысленное оперирование пространственными представлениями;

- рисование;

- конструирование;

- моделирование;

- лепка и т.д.

Н.Н Богданова предложила свою классификацию методов. Она ставит в основу всех методов формирования пространственного мышления – упражнение. Кратко расшифруем её идеи:

- Индивидуальные карточки-задания с различными задачами по развитию пространственного мышления.

- Осязаемые упражнения. Например, анализировать форму кувшина не только зрительно, но и осязательно.

- Двигательные упражнения.

- Кратковременные проблемные упражнения для передачи в рисунке пространства и глубины [2].

По нашему мнению одним из главных методов формирования пространственного мышления на уроках рисунка являются наглядные методы.

О принципе наглядности, как важнейшем принципе обучения и воспитания говорили такие выдающиеся деятели науки как Я.А.Коменский, И.Песталоцци, И.Ф.Гербарт, А.Дистервег, К.Д.Ушинский, И.С.Якиманская. Наглядные пособия должны быть весьма разнообразны по количеству видов и средств, а так же по многоплановости выполняемых функций. Стоит заметить, что содержанием пространственного мышления является использование пространственных образов на основе их воссоздания с использованием наглядности (предметной или графической).

Другой важный метод – работа с воображением ученика. Оно играет существенную роль в формировании и развитии пространственного мышления в ДХШ. Воображение всегда есть в определённой мере отход от действительности, однако, всегда источник воображения – объективная реальность. На уроках рисунка воображение помогает учащимся оживить абстрактные понятия (выпуклый, рельефный). И нередко трудности в усвоении таких понятий связаны с тем, что у учащихся не возникают объёмные, чёткие образы.

Рассмотрим методы и приёмы передачи пространства на плоскости бумаги. Именно на этой основе будут строиться методы формирования пространственного мышления, ведь умение мыслить и верно отображать трёхмерную действительность на двухмерной плоскости является главным признаком сформированного пространственного мышления. Условно назовём эти способы «системой передачи пространства на плоскости».

Для выявления формы предметов и их объемно-пространственного решения необходимо овладеть навыками и теоретическими познаниями светотеневого решения формы, линейной, воздушной и наблюдательной перспективы [5 с. 13]. В практике нашей деятельности существует достаточно большой ряд тем и заданий (перспектива квадрата, круга, куба, пленэрная практика и т.д.), направленных на овладение детьми младшего школьного возраста пространственным видом мышления. Среди них наиболее существенными являются: натюрморт, наброски интерьера в угловой и фронтальной перспективе, пейзаж с линейной и воздушной перспективой, зарисовки открытых пространств, в том числе архитектуры, как правило, на пленэре.

Основой построения всех вышеперечисленных тем становится перспектива. На каждом уроке уделяется большое внимание изучению законов перспективы и применение их на практике. Искусство изображения объемной трёхмерной реальности на плоскости в соответствии с кажущимися изменениями величины, очертаний, чёткости предмета, обусловленное степенью отдалённости, в современной науке называется перспективой.

В ходе уроков на начальном этапе дети изучают главные правила линейной перспективы: изображение в перспективе параллельных прямых, изображение вертикальных линий, изображение предметов разноудаленных и равноудаленных от зрителя, перспектива фронтальных линий любого направления. Огромное значение в передаче пространства и объёма в изображении имеет правильное перспективное построение рисунка.

Для реалистичности передаваемого художественного образа мы учитываем знания правил воздушной перспективы. Воздушная перспектива характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя, то есть изменением тональной насыщенности и мягкости. Учащиеся же младшего школьного возраста делают элементарные светотеневые растяжки, они усваивают в ходе занятия, что предмет, находящийся ближе будет светлее и насыщеннее чем тот, который находится в отдалении.

Например, при изучении темы «Перспектива квадрата», помимо линейной перспективы так же нами предусматривается изучение воздушной перспективы: при изображении квадратов, удаляющихся от глаз наблюдателя (дорога, разграниченная секторами), ближние квадраты заштриховываются плотным тоном и чем ближе к горизонту и дальше от глаз наблюдателя, тем квадраты становятся более смазанными, светлыми, мягкими.

На уроках рисунка в ДХШ отводится особое место изучению законов наглядной перспективы, так как в младшем школьном возрасте изучением линейной и воздушной перспективы пока углубленно не занимаются. У детей возникают сложности в передаче направления уходящих к точкам схода линий при построении, к примеру, куба в силу слабо развитого глазомера и пространственного мышления.

В целях развития такого умения проводится ряд специализированных упражнений, направленных на преодоления данной трудности. Так учащиеся методом визуального измерения выявляют направление грани куба и переносят в том же положении карандаш на лист бумаги. Ребёнок должен мысленно сопоставить известную вертикальную грань куба с гранью реального куба и относительно неё выявить угол удаления нижней горизонтальной грани. На начальном этапе в возрасте девяти-десяти лет дети сталкиваются с серьёзными трудностями, так как не могут верно перенести угол удаления на плоскость листа. Выходом из ситуации видится постоянная практика и повторение теоретических знаний.

На пространство в рисунке влияет так же выбор выразительных графических средств и приёмов, таких, например, как линии, штриховка предметов, световая моделировка формы, техническое владение инструментами и материалами, гармоничный выбор выразительных средств. Помимо обязательного владения простейшими приёмами перспективы, ученики овладевают элементарными сведениями о светотени, а так же навыками её использования.

Нами в ходе занятий обстоятельно и конкретно разъяснялась роль света в выявлении объёмной формы. Построением теней преследовалась цель придать изображению большую объемность, наглядность. Даже без детальной проработки рефлексов и остальных деталей можно добиться понимания ребёнком пространства. Линейное построение с учётом перспективы выполняется на начальном этапе работы, после чего происходит тональная проработка форм. Тон – важнейшее и неотъемлемое качество рисунка, позволяющее найти неожиданное решение, расставляющее предметы в пространстве. Именно с помощью тона, как средства графического изображения, каждому предмету на картине придаётся объем, который нельзя рассматривать отдельно от пространства, ведь это его количественная характеристика.

К примеру, в линейном рисунке будет нарисован куб, стоящий к наблюдателю по линии горизонта под углом девяноста градусов, а внутри него будет встроен шар. В линейном рисунке неизвестно, выпуклая форма у шара или вогнутая внутрь куба: мы видим лишь круг. Однако прорабатывая рисунок в тоне, мы поймём, вогнутая форма или выпуклая за счёт определения стороны освещения, которое можно вычислить по падающей тени. Таким образом, мы видим, что пространственные свойства могут определяться не только перспективой, но и светотенью, следовательно, пространственное мышление детей можно формировать с помощью построения светотени.

Пространство в рисунке, помимо основных методов: перспективы и освещения, можно передавать следующими средствами: контрастность, лаконичность, (что свойственно любому графическому изображению), положение предметов относительно друг друга, жирность линии, направление штриха, жёсткость штриха, фактура [1]. Именно этими методами можно передать объем предметов и пространство на плоскости более достоверно.

Методы формирования пространственного мышления на уроках рисунка базируются на данных средствах и приёмах. Однако состав проблемных методов обучения зависит от конкретного урока и темы. Предложим ряд проблемных методов по формированию пространственного мышления детей младшего школьного возраста на уроках рисунка в ДХШ, которые включают в себя различные области знаний. К ним мы можем отнести:

1. Из общей педагогики следующее:

- Упражнение;

- Дидактическая игра;

- Использование наглядности;

- Коллективная творческая работа;

- Проектная деятельность.

2. Из области методики преподавания рисунка следующее:

- Работа с воображением, памятью и логикой обучающегося;

- Осязательный контакт с натурой;

- Демонстрация этапов выполнения работы с рассуждениями о роли пространства в них;

- Проговаривание вслух предлогов и слов, отражающих пространственное местоположение объектов (сбоку, внутри, слева и т.д.);

3. Из области психологии следующее:

- Восприятие и оценка графических произведений;

- Рефлексия.

Состав предложенных нами методов проблемного обучения, конечно, может быть сужен (или расширен) в прямой зависимости от конкретной темы урока. Однако в каждом названном методе присутствует элемент «системы передачи пространства на плоскости», так как без этого все вышеперечисленные методы теряют свою роль в формировании пространственного мышления школьника.

В итоге исследования можно утверждать, что роль проблемных методов на уроках рисунка в художественной школе велика, хотя и не бесспорна, а проблемное обучение является одним из важных педагогических условий формирования пространственного мышления детей на данных уроках. Оно может осуществляться как на отдельных занятиях рисунка, так и в комплексе.

Каждый отдельный метод обучения направлен на развитие пространственного мышления, поэтому он включает в себя комплекс специфических заданий и способов переноса трёхмерного объекта на двухмерную плоскость, с учётом всех законов передачи пространства, а так же информации об этом изложенной в проблемном виде.

 

Список литературы:
1. Беда, Г.В.Основы изобразительной грамоты // М.: РИП-холдинг, 2016. – 270с.
2. Богданова, Н.Н. Развитие пространственного мышления на уроках ИЗО и черчения [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования: сайт. – URL: https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/ 2013/10/20/razvitie-prostranstvennogo-myshleniya – (дата обращения 8.06. 2019).
3. Долгова, Л.Н. Методы проблемного обучения детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Мультиурок: сайт. – URL: https://multiurok.ru/files/kursovaia-rabota-mietody-probliemnogho-obuchieniia.html (дата обращения: 9.06.2019)
4. Клубко, А.В. Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности, [Электронный ресурс] // Инфоурок: сайт. – URL: https://infourok.ru/formirovanie-prostranstvennih-predstavleniy-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-2052469.html (дата обращения 9.06.2019)
5. Поклонская, С.А. Развитие пространственного мышления и перспективных представлений на занятиях изобразительного искусства [Электронный ресурс] // Стародубский центр детского творчества: сайт. – URL: https://mbouscdt.ru/ssl/u/78/bfa28826d711e8b45185ab2054afc3.pdf  (дата обращения 25.05.2019)