Роль проблемных методов в формировании пространственного мышления младших школьников на уроках рисунка в детской художественной школе
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(74)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(74)
Роль проблемных методов в формировании пространственного мышления младших школьников на уроках рисунка в детской художественной школе
Проблемное обучение в современной отечественной педагогике представляет собой одно из важных векторов в области формирования пространственного мышления детей разных возрастных групп. В целом проблемное обучение – это обучение путём постановки проблемы и её решения. Проблемные методы являются основными способами достижения поставленной образовательной задачи. Методов формирования пространственного мышления, в том числе проблемных, в современной педагогической науке насчитывается достаточно много [2;3;4]. Зачастую в научной литературе мы сталкиваемся с тем, что отдельные методы преобразуются в частные методики по формированию данного вида мышления и рассматриваются в совокупности [5]. Кроме того, методы формирования пространственного мышления у детей младшего школьного возраста, наряду с формами и средствами, зависят от специфики конкретного предмета.
В современной психолого-педагогической науке существуют следующие классификации проблемных методов обучения. Так, исследователи традиционно выделяют классификацию по способу решения задач: проблемное изложение, совместное обучение, исследовательская работа и творческое обучение. Практика нашей деятельности в детской художественной школе (ДХШ) показала, что младшие школьники склонны к первому и второму виду проблемного обучения, частично к третьему.
Так же в отечественной педагогике существует классификация, предложенная известным учёным М.И. Махмутовым, являющаяся актуальной и по сей день:
- метод монологического изложения;
- рассуждающий метод;
- диалогический метод;
- эвристический метод;
- исследовательский метод;
- метод программированных действий [3].
Рассмотрим, классифицируемые методы формирования пространственного мышления в современной науке. Так А.В. Клубко [4] выделяет следующие методы:
- игра;
- наблюдение;
- восприятие и осмысливание информации, полученной от учителя и из учебников;
- практическая деятельность;
- мысленное оперирование пространственными представлениями;
- рисование;
- конструирование;
- моделирование;
- лепка и т.д.
Н.Н Богданова предложила свою классификацию методов. Она ставит в основу всех методов формирования пространственного мышления – упражнение. Кратко расшифруем её идеи:
- Индивидуальные карточки-задания с различными задачами по развитию пространственного мышления.
- Осязаемые упражнения. Например, анализировать форму кувшина не только зрительно, но и осязательно.
- Двигательные упражнения.
- Кратковременные проблемные упражнения для передачи в рисунке пространства и глубины [2].
По нашему мнению одним из главных методов формирования пространственного мышления на уроках рисунка являются наглядные методы.
О принципе наглядности, как важнейшем принципе обучения и воспитания говорили такие выдающиеся деятели науки как Я.А.Коменский, И.Песталоцци, И.Ф.Гербарт, А.Дистервег, К.Д.Ушинский, И.С.Якиманская. Наглядные пособия должны быть весьма разнообразны по количеству видов и средств, а так же по многоплановости выполняемых функций. Стоит заметить, что содержанием пространственного мышления является использование пространственных образов на основе их воссоздания с использованием наглядности (предметной или графической).
Другой важный метод – работа с воображением ученика. Оно играет существенную роль в формировании и развитии пространственного мышления в ДХШ. Воображение всегда есть в определённой мере отход от действительности, однако, всегда источник воображения – объективная реальность. На уроках рисунка воображение помогает учащимся оживить абстрактные понятия (выпуклый, рельефный). И нередко трудности в усвоении таких понятий связаны с тем, что у учащихся не возникают объёмные, чёткие образы.
Рассмотрим методы и приёмы передачи пространства на плоскости бумаги. Именно на этой основе будут строиться методы формирования пространственного мышления, ведь умение мыслить и верно отображать трёхмерную действительность на двухмерной плоскости является главным признаком сформированного пространственного мышления. Условно назовём эти способы «системой передачи пространства на плоскости».
Для выявления формы предметов и их объемно-пространственного решения необходимо овладеть навыками и теоретическими познаниями светотеневого решения формы, линейной, воздушной и наблюдательной перспективы [5 с. 13]. В практике нашей деятельности существует достаточно большой ряд тем и заданий (перспектива квадрата, круга, куба, пленэрная практика и т.д.), направленных на овладение детьми младшего школьного возраста пространственным видом мышления. Среди них наиболее существенными являются: натюрморт, наброски интерьера в угловой и фронтальной перспективе, пейзаж с линейной и воздушной перспективой, зарисовки открытых пространств, в том числе архитектуры, как правило, на пленэре.
Основой построения всех вышеперечисленных тем становится перспектива. На каждом уроке уделяется большое внимание изучению законов перспективы и применение их на практике. Искусство изображения объемной трёхмерной реальности на плоскости в соответствии с кажущимися изменениями величины, очертаний, чёткости предмета, обусловленное степенью отдалённости, в современной науке называется перспективой.
В ходе уроков на начальном этапе дети изучают главные правила линейной перспективы: изображение в перспективе параллельных прямых, изображение вертикальных линий, изображение предметов разноудаленных и равноудаленных от зрителя, перспектива фронтальных линий любого направления. Огромное значение в передаче пространства и объёма в изображении имеет правильное перспективное построение рисунка.
Для реалистичности передаваемого художественного образа мы учитываем знания правил воздушной перспективы. Воздушная перспектива характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя, то есть изменением тональной насыщенности и мягкости. Учащиеся же младшего школьного возраста делают элементарные светотеневые растяжки, они усваивают в ходе занятия, что предмет, находящийся ближе будет светлее и насыщеннее чем тот, который находится в отдалении.
Например, при изучении темы «Перспектива квадрата», помимо линейной перспективы так же нами предусматривается изучение воздушной перспективы: при изображении квадратов, удаляющихся от глаз наблюдателя (дорога, разграниченная секторами), ближние квадраты заштриховываются плотным тоном и чем ближе к горизонту и дальше от глаз наблюдателя, тем квадраты становятся более смазанными, светлыми, мягкими.
На уроках рисунка в ДХШ отводится особое место изучению законов наглядной перспективы, так как в младшем школьном возрасте изучением линейной и воздушной перспективы пока углубленно не занимаются. У детей возникают сложности в передаче направления уходящих к точкам схода линий при построении, к примеру, куба в силу слабо развитого глазомера и пространственного мышления.
В целях развития такого умения проводится ряд специализированных упражнений, направленных на преодоления данной трудности. Так учащиеся методом визуального измерения выявляют направление грани куба и переносят в том же положении карандаш на лист бумаги. Ребёнок должен мысленно сопоставить известную вертикальную грань куба с гранью реального куба и относительно неё выявить угол удаления нижней горизонтальной грани. На начальном этапе в возрасте девяти-десяти лет дети сталкиваются с серьёзными трудностями, так как не могут верно перенести угол удаления на плоскость листа. Выходом из ситуации видится постоянная практика и повторение теоретических знаний.
На пространство в рисунке влияет так же выбор выразительных графических средств и приёмов, таких, например, как линии, штриховка предметов, световая моделировка формы, техническое владение инструментами и материалами, гармоничный выбор выразительных средств. Помимо обязательного владения простейшими приёмами перспективы, ученики овладевают элементарными сведениями о светотени, а так же навыками её использования.
Нами в ходе занятий обстоятельно и конкретно разъяснялась роль света в выявлении объёмной формы. Построением теней преследовалась цель придать изображению большую объемность, наглядность. Даже без детальной проработки рефлексов и остальных деталей можно добиться понимания ребёнком пространства. Линейное построение с учётом перспективы выполняется на начальном этапе работы, после чего происходит тональная проработка форм. Тон – важнейшее и неотъемлемое качество рисунка, позволяющее найти неожиданное решение, расставляющее предметы в пространстве. Именно с помощью тона, как средства графического изображения, каждому предмету на картине придаётся объем, который нельзя рассматривать отдельно от пространства, ведь это его количественная характеристика.
К примеру, в линейном рисунке будет нарисован куб, стоящий к наблюдателю по линии горизонта под углом девяноста градусов, а внутри него будет встроен шар. В линейном рисунке неизвестно, выпуклая форма у шара или вогнутая внутрь куба: мы видим лишь круг. Однако прорабатывая рисунок в тоне, мы поймём, вогнутая форма или выпуклая за счёт определения стороны освещения, которое можно вычислить по падающей тени. Таким образом, мы видим, что пространственные свойства могут определяться не только перспективой, но и светотенью, следовательно, пространственное мышление детей можно формировать с помощью построения светотени.
Пространство в рисунке, помимо основных методов: перспективы и освещения, можно передавать следующими средствами: контрастность, лаконичность, (что свойственно любому графическому изображению), положение предметов относительно друг друга, жирность линии, направление штриха, жёсткость штриха, фактура [1]. Именно этими методами можно передать объем предметов и пространство на плоскости более достоверно.
Методы формирования пространственного мышления на уроках рисунка базируются на данных средствах и приёмах. Однако состав проблемных методов обучения зависит от конкретного урока и темы. Предложим ряд проблемных методов по формированию пространственного мышления детей младшего школьного возраста на уроках рисунка в ДХШ, которые включают в себя различные области знаний. К ним мы можем отнести:
1. Из общей педагогики следующее:
- Упражнение;
- Дидактическая игра;
- Использование наглядности;
- Коллективная творческая работа;
- Проектная деятельность.
2. Из области методики преподавания рисунка следующее:
- Работа с воображением, памятью и логикой обучающегося;
- Осязательный контакт с натурой;
- Демонстрация этапов выполнения работы с рассуждениями о роли пространства в них;
- Проговаривание вслух предлогов и слов, отражающих пространственное местоположение объектов (сбоку, внутри, слева и т.д.);
3. Из области психологии следующее:
- Восприятие и оценка графических произведений;
- Рефлексия.
Состав предложенных нами методов проблемного обучения, конечно, может быть сужен (или расширен) в прямой зависимости от конкретной темы урока. Однако в каждом названном методе присутствует элемент «системы передачи пространства на плоскости», так как без этого все вышеперечисленные методы теряют свою роль в формировании пространственного мышления школьника.
В итоге исследования можно утверждать, что роль проблемных методов на уроках рисунка в художественной школе велика, хотя и не бесспорна, а проблемное обучение является одним из важных педагогических условий формирования пространственного мышления детей на данных уроках. Оно может осуществляться как на отдельных занятиях рисунка, так и в комплексе.
Каждый отдельный метод обучения направлен на развитие пространственного мышления, поэтому он включает в себя комплекс специфических заданий и способов переноса трёхмерного объекта на двухмерную плоскость, с учётом всех законов передачи пространства, а так же информации об этом изложенной в проблемном виде.