Использование логоритмики на занятиях по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(112)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(112)
Использование логоритмики на занятиях по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
THE USE OF LOGARITHMIC IN THE CLASSROOM FOR OVERCOMING OF THE GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE
Olesya Troyanovskaya
Student of Smolensk state University, Russia, Smolensk
Elena Krylova
Candidate of pedagogical Sciences, Associate Professor of Smolensk state University, Russia, Smolensk
Аннотация. В статье рассматривается проблема преодоления нарушений речевого развития у старших дошкольников с использованием логоритмики.
Abstract. The article deals with the problem of overcoming of violations of speech development of senior preschool children with the use of logarithmic.
Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, общее недоразвитие речи, логопедическая ритмика.
Keywords: children of senior preschool age, General underdevelopment of speech, speech therapy rhythm.
Среди детей дошкольного возраста все чаще встречаются разнообразные виды нарушений речевого развития. Данные статистики свидетельствуют об увеличении в дошкольных образовательных организациях дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). Без своевременной логопедической коррекции дошкольники с ОНР впоследствии испытывают значительные затруднения при обучении в школе. Все это актуализирует проблему поиска новых технологий коррекционно-логопедической работы, позволяющих преодолевать у детей общее недоразвитие речи.
Общее недоразвитие речи является достаточно сложной формой речевой патологии. Р.Е. Левина определяет данное речевое нарушение как «форму речевой аномалии, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы, которые имеют отношение к звуковой и смысловой стороне речи» [2, с. 67].
Отличительной особенностью дошкольников с ОНР является недостаточная сформированность у них фразовой речи, отставание словарного запаса в сравнении с нормативным речевым развитием, как количественно, так и качественно, нарушение фонематического восприятия и звукопроизношения. Для детей с общим недоразвитием речи характерны как нарушения речевого развития, так и особенности развития моторики – общей, мелкой и артикуляционной.
О взаимосвязи развития речи и моторики писали своих работах В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, М.М. Кольцова, Л.В. Фомина и др. В работах И.П. Павлова отмечается, что «речь – это, прежде всего, мышечные ощущения, которые ведут от речевых органов в кору головного мозга» [7, с. 72]. Развитие звукопроизношения И.П. Павлов связывал с совершенствованием работы периферического речевого аппарата. В исследованиях М.М Кольцовой было показано, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук» [3, с. 56]. Данные исследований убедительно доказывают наличие определенных связей между двигательной и речевой функциональными системами, которые в процессе онтогенетического развития образуют сложное межфункциональное взаимодействие. Сформированность двигательных навыков ребенка создает основу для развития его речи, в связи с этим, в практику коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими нарушения речевого развития, внедряются новые технологии, основанные на учете данной взаимосвязи. Логопедическую ритмику, являющуюся синтезом речи, музыки и движений, можно рассматривать как один из методов работы по преодолению нарушений речевого развития у детей.
Идея рассмотрения музыкальной ритмики как отдельной отрасти музыкальной педагогики принадлежит Э. Жак-Далькрозу. Его идеи впоследствии были развиты в трудах отечественных исследователей ‒ Н.А. Власовой, Г.А. Волковой, В.А. Гринера, Н.С. Самойленко и др. В исследованиях Г.А. Волковой была значительно расширена область применения логоритмики в работе с детьми и разработаны рекомендации, по включению логоритмических занятий в общую систему логопедической коррекции нарушений речи у дошкольников. Г.А. Волкова определила логопедическую ритмику, как «форму своеобразной активной терапии, которая основывается на связи между словом, музыкой и движением» [2, с. 4].
Цель нашего исследования явилось научное обоснование, разработка и апробация системы занятий по логопедической ритмике в рамках логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи. В исследовании приняли участие 12 детей дошкольного возраста ‒ от 5 до 5,2 лет.
Изучение особенностей развития речи старших дошкольников с ОНР, проведенное на констатирующем этапе исследования, выявило наличие дефицита предикативного и атрибутивного словаря, ими допускались ошибки, связанные с употреблением предложно-падежных конструкций, они испытывали затруднения при образовании существительных суффиксальным способом, в процесс общения детьми используются короткие и грамматичные фразы, в словах отмечаются пропуски, замены отдельных звуков и слогов.
Большинство дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, характеризуются полиморфными нарушениями звукопроизношения. Наиболее характерными ошибками в произношении являются: межзубное произношение переднеязычных звуков, смягченное произношение всех согласных, оглушение согласных, постоянные замены звуков, изолированно произносимых верно, отсутствие звуков, заменамягких согласных твердыми. Для многих дошкольников с ОНР также характерны нарушения просодики: ускоренный темп, укороченный речевой выдох, нарушенные голосовые функции (низкий, хриплый, чрезмерно тихий, громкий, назализованный голос). Для дошкольников с ОНР свойственно несовершенство во всех компонентах моторики: в общей (крупной), артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук, которое проявляется в неловкости движений, плохой их координированности, а также нарушениях регуляции и контроле произвольных движений. В пробах темпо-ритмического характера у детей обнаруживаются недостатки плавности, ритмичности, а также трудности регулирования смены темпа движений.
На основании результатов констатирующего эксперимента был разработан комплекс занятий, на которых использовались логоритмические упражнения. В логоритмическом воздействии были применены методические рекомендации, разработанные Г.Р. Шашкиной, О.А. Новиковской, Е.Е. Аюповой, А.Г Степановой, Е. Косаревой и др. [1, 4, 6, 8].
Основной целью логоритмического воздействия было преодоление имеющихся у дошкольников нарушений речи путем развития и коррекции неречевых психических функций и коммуникативного поведения.
Занятия по логопедической ритмике проводились 1 раз в неделю по 15-20 минут в течение 6 месяцев и находились в тесной связи с другими средствами комплексного коррекционного воздействия. В одном занятии сочетались игры разнообразной сенсорной направленности и активности, что позволяло на протяжении всего занятия поддерживать интерес дошкольников к происходящему. Одним из важнейших принципов, который был положен в основу работы, являлся принцип последовательности и систематичности.
Работа с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами логопедической ритмики осуществлялась с соблюдением ряда этапов.
На подготовительном этапе создавались все необходимые условия для того, чтобы установить контакт с детьми дошкольного возраста и мотивировать их к предстоящим занятиям.
На следующем этапе осуществлялась непосредственная работа с детьми дошкольного возраста с использованием следующих средств логопедической ритмики: вокальное и инструментальное музицирование, речедвигательные игры, пальчиковая гимнастика, танцевально-ритмические упражнения. Данный этап работы предполагал осуществление постепенного перехода от простого подражания к непосредственному исполнительству.
Третий этап был направлен на развитие у детей дошкольного возраста таких качеств движения, как самостоятельность, точность, выразительность в сочетании с работой по обогащению их активного словаря, формирования грамматической стороны речи, а также совершенствования артикуляционной моторики.
Каждое логоритмическое занятие включало три этапа – подготовительный, основной, заключительный. На подготовительном этапе занятия создавался положительный эмоциональный настрой, посредством включения эмоциональных мимических разминок, знакомых дошкольникам игр на развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия.
Основной этап занятия включал игрогимнастику, вокальное музицирование или речедвигательные игры и упражнения (дыхательно-артикуляционный тренинг, пальчиковая гимнастика, речевые игры, ролевые стихи); инструментальное музицирование или танцевально-ритмические упражнения. Для снятия мышечного и эмоциональногонапряжения мы также использовали релаксационные упражнения, игровой массаж.
На заключительном этапе занятия для сохранения полученного положительного эмоционального заряда и состояния внутреннего комфорта проводились коммуникативные упражнения, подводились итоги занятия и отмечались успехи каждого ребенка на занятии.
Разработанный и реализованный комплекс занятий по логопедической коррекции нарушений речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами логоритмики предполагает учет особенностей структуры речевого дефекта при подборе логоритмических упражнений и осуществление комплексного воздействия, предполагающего развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, моторики (общей, тонкой, артикуляционной) и речи.
На контрольном этапе исследования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи была выявлена значительная положительная динамика. Использование в процессе занятий по логопедической ритмике танцевально-ритмических упражнений и разных видов музицирования позволили достичь улучшения показателей развития у детей ритмического, тембрового, звуковысотного слуха, а также повысить у детей уровень координированности и переключаемости движений. Благодаря включению в занятия эмоционально-коммуникативного тренинга, речедвигательных игр и упражнений значительно улучшились показатели речевого развития дошкольников: расширился активный словарь, снизилось количество ошибок в употреблении значений грамматических форм слов, оформилась артикуляционная база звуков, что повысило внятность речи. Многообразие игровых заданий логопедической ритмики обеспечили закрепление приобретенных дошкольниками коммуникативных умений. После проведенной работы дети стали более активно применятьдоступные средства вербального общения, проявлять большую заинтересованность в речевых контактах со сверстниками.
Результаты внедрения логопедической ритмики в логопедический процесс позволяют рассматривать ее как эффективное средство преодоления речевых нарушений в структуре ОНР у старших дошкольников и убедительно доказывают перспективность и функциональность данного средства логопедической коррекции.