Статья:

ИНТЕРНЕТ-МЕМЫ КАК НОВЫЙ ВИД ВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(195)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Черницын А.С. ИНТЕРНЕТ-МЕМЫ КАК НОВЫЙ ВИД ВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 16(195). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/195/110111 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИНТЕРНЕТ-МЕМЫ КАК НОВЫЙ ВИД ВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Черницын Андрей Сергеевич
студент, Казанского федерального университета, РФ, г. Елабуга

 

В начале XXI века значительно расширяются возможности информационного общества. Об этом утверждает процесс глобализации и развитие такого специфического вида коммуникации, как массовая коммуникация [4, с. 2]. Данные процессы, создают новое пространство для коммуникации, а также новые средства передачи информации. Во все эти процессы особо активно вовлечены подростки.

Урок обществознания невозможно провести на должном уровне, не пользуясь картами, схемами, иллюстрациями, графиками и другими видами наглядности. Они позволяют представить материал понятным для учащихся. Визуальные средства информации активизируют их внимание, мышление и память, что заставляет переключать внимание с одного элемента урока на другой, не утомляя школьника.

Одним из видов визуальной информации являются интернет-мемы. На данный момент феномен мемов и их функционирования широко изучен в контексте средств массовой информации, социологии и культурологии. Однако, на наш взгляд, интернет-мемы представляют особый интерес и обладают большим потенциалом в процессе обучения.

Благодаря сети Интернет, подростки очень активно коммуницируют друг с другом. Особое место в коммуникации занимают интернет-мемы. Мемы «внедрились» в повседневное общение, буквально в последнее десятилетие, однако, сражу же стали неотъемлемой его частью. Учащиеся довольно активно используют мемы в школьной среде. Чем креативней мем, тем он востребованней к употреблению. По этой причине, стоит считать, что интерес учащихся к уроку истории повысится, если применить систему интернет-мемов.

Термин meme был введен в 1976 году английским биологом Р. Докинзом в книге «Эгоистичный ген», он сравнил процесс биологической и культурной эволюции. По мнению автора, мем хранит в себе и распространяет культурную информацию от одного индивидуума другому так же, как ген хранит и распространяет генетическую информацию [2, с. 174]. Научные споры о существовании таких единиц в культуре и их серьезности, продолжались до появления интернета.

При воспроизведении для мемов важны плодовитость и относительная точность [3, с. 128]. В настоящее время термин приобрел новый смысл. Исследователь Т.Е. Савицкая отмечает, что мем, на данный момент, находится в фазе становления глобальной культуры постмодерности. Он включает в себя отредактированные фотографии, фотомонтажи, видеоролики [6, с. 4]. Благодаря социальным сетям, мемы мгновенно распространяются, а также имеют возможность для дальнейшего редактирования и безграничного тиражирования. Исходя из вышесказанного, под термином «мем» подразумевается информация любого содержания, ставшая популярной, которая воспроизводится в интернете в различных авторских контекстах, с возможностями неограниченного тиражирования. Поскольку в большинстве случаев мемы распространяются и воспроизводятся в Интернете, то в литературе к ним добавилась приставка «интернет». Из этого следует, что использование терминов «мем» и «интернет-мем» одно и тоже.

Согласно классификации С.О. Шмидта, существует несколько типов визуальных источников: художественно-изобразительные (произведения изобразительного искусства, кино и фотографии), изобразительно-графические (источники, которые содержат информацию, переданную при помощи графических изображений) и изобразительно-натуральные (фотографии, документальные кинокадры) [9, с. 20-21].  В свою очередь, большинство интернет-мемов, также являются различными изображениями, фотомонтажами и рисунками. Из этого можно сделать вывод, что мемы являются одним из видов визуальных источников.

Воспринимая информацию с помощью визуальных средств, у обучающихся складывается образ воспринимаемого ими объекта. Однако, образ становится визуальным только когда ученики полностью осознают и анализируют объект, а также, соотносят его со своими уже имеющимися знаниями. Исходя из этого, визуальный образ будет восприниматься только в процессе активной познавательной деятельности обучающихся.

Кроме того, человек воспринимает большинство информации именно с помощью зрения. Так, за условную единицу времени, с помощью зрения человек получает в 10 раз больше информации, чем при использовании органа осязания, и в 100 раз больше, чем при использовании органа слуха. Таким образом, около 80% информации человек получает с помощью зрения [5, с. 116].

Стоит учесть, что мемы становятся эффективным средством обучения, только при активном мышлении и стремлении учеников найти ответы на поставленные перед ними вопросы. Это отметил еще Н. Пирогов: «Ни наглядность, ни слово сами по себе, без умения с ними обращаться как надо… ничего путного не сделают» [1, с. 25]. Иными словами, мемы следует использовать вместе с заданиями к ним. Чтобы ученики могли проанализировать мем и сопоставить с изучаемой темой.

Также мемы значительно повышаю интерес учеников к знаниям и способствуют более легкому процессу обучения. Сложные и трудные для понимания теоретические понятия, становятся для учеников более понятными и доступными при умелом использовании средств визуализации. К. Д. Ушинский утверждал: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету» [8, с. 167-168].

Если использовать мемы в процессе обучения, то они выполняют сразу несколько задач: мемы станут источником для получения новых знаний, а также сформируют у учеников практические навыки. Поэтому мемы можно использовать на всех этапах учебного процесса.

Мемы смогут сделать учебное занятие более запоминающимся, а знания не «вылетят из головы»: если после окончания урока у учеников в мыслях будет всплывать информация, которую они изучали; если они будут обсуждать ее после урока; если урок им понравится и вызовет эмоции. Заложенная в мем «интерактивность», то есть его способность взаимодействовать с человеком, содействует успешному запоминанию и закреплению изученного материала. Мем «вцепляется» в память, заостряет на себе внимание необычностью, оригинальностью, остроумием, особым стилем и манерой [7].

Тем не менее, стоит понимать, что использование мемов в учебном процессе должно быть целенаправленно. Чрезмерное использование мемов помешает ученикам сфокусироваться на решении наиболее существенных задач. В таком случае, мемы, как визуальное средство обучения, теряет все свои преимущества и скорее вредит как усвоению ученикам новых знаний, так и развитию учащихся в целом.

Обладая всеми вышеперечисленными характеристиками, мем может стать хорошим союзником учителя на уроке истории. «Мем ничего не говорит напрямую, иносказательно намекает на важные проблемы, имея при этом несерьезную, полушутливую, провокационную, легкую для запоминания форму» [7]. Если его увидеть, то проанализировав, каждый сможет прийти к информации, которая заложена в меме. Новый материал также будет легко запомнить еще и потому, что ученик получит необходимую информацию до этого, а с помощью мема он ее переосмыслит. Таким образом, с помощью мемы, учитель будет фокусировать внимание учеников исключительно на теме урока.

Обобщая вышесказанное, стоит отметить основные преимущества использования интернет-мемов в процессе обучения истории: визуальная информация воспринимается, усваивается и запоминается гораздо лучше, чем любая другая. Также, мемы заставляют учащихся анализировать их, что способствует активизации и развитию познавательной деятельности учащихся. Одним из положительных свойств использования мемов является то, что они повышают интерес учащихся к изучению истории. Однако, стоит помнить, что мемы являются лишь дополнением к словам учителя, и, без качественной подготовки учителя к уроку, мемы потеряют свою эффективность. Таким образом, интернет-мемы являются перспективным средством при обучении истории.

 

Список литературы:
1. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 96 с.
2. Докинз Р. Эгоистичный ген; [пер. с англ. Н. Фоминой]. – М.: АСТ : CORPUS, 2013. – 509 с.
3. Кронгауз М. Мемы в интернете: опыт деконструкции // Наука и Жизнь. № 10, 2017. С. 127-132
4. Моисеева А.П. Основы теории коммуникации: Учебное пособие / Том. политехн. ун-т. Томск, 2004. 128 с.
5. Пирогов Н. Вопросы жизни. Соч. Т. 1. - СПб, 1887. – 606 с.
6. Савицкая Т.Е. Интернет-мемы как феномен массовой культуры // Культура в современном мире, 2013. № 3. С. 4
7. Столетов А. Мемы - мифы или реальность? [Электронный ресурс] Код доступа: https://www.marketing.spb.ru/lib-around/socio/meme.htm.
8. Ушинский К.Д. Собр. соч.: в 11-ти т. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948-1952. - Т. 6. – 445 с.
9. Шмидт С. О. О классификации исторических источников // Вспомогательные исторические дисциплины. Л., 1985. Вып. 16. С. 20-21.