Дебаты как технология развития информационной компетентности учащихся
Конференция: LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Дебаты как технология развития информационной компетентности учащихся
Аннотация. В данной статье рассматривается технология дебатов как фактор формирования и развития информационных компетенций и информационной компетентности учащихся в условиях информационного пространства.
Ключевые слова: дебаты образовательный процесс, организационно-педагогические условия, информационная компетентность, информационное пространство.
В педагогической литературе понятие «информационная компетентность» определяется, как одна из ключевых компетентностей человека, представляющая собой совокупность знаний, умений, навыков и способностей эффективной работы с информацией в любых ее формах, и проявлениях. Особое место в ней занимает осознание своего места в информационной среде, совокупность норм, ценностей, связанных с потреблением и созданием информационных ресурсов и выполнением профессиональной деятельности на репродуктивном и творческом уровнях. Для полного понимания «информационной компетентности», необходимо разобрать определения понятий «компетентность», «образовательная компетенция», «образовательная компетентность» и «образовательная среда» в контексте педагогической науки.
Большинство исследователей приходят к мнению о том, что информационная компетентность – многоуровневая категория. По мнению М.И. Царевой, «каждый уровень включает в себя особенности предыдущего и имеет собственные черты, отличающие его. По мере продвижения, формируется новое мышление и как результат – информационная компетентность». Таким образом, данный автор говорит о том, что «информационная компетентность» это соответствующие определенной структуре и содержанию знания и умения.
Опора на имеющиеся научные взгляды позволило нам сложить собственное видение структуры информационной компетентности учащихся: она включает социальный, личностный и индивидуальный компоненты, содержание совокупность взаимосвязанных свойств и качеств ребенка, определяющих его информационное поведение в образовательной среде и образовательном процессе.
В качестве рабочего определения в нашем исследовании мы принимаем понятие «информационная компетентность учащихся» как результат педагогического процесса привития и развития у ребенка необходимых знаний, навыков и умений оперирования информацией путем создания организационно-педагогических условий.
Исследованием особенностей школьного возраста глубоко и содержательно занимались В.В. Давыдов, Н.А. Менчинская, Р.С. Немов, Л.Ф. Обухова, Г.А. Цукерман, Д.В. Эльконин.
Для нашей работы необходимо выявить, какие особенности возрастного периода могут способствовать наиболее эффективному обучению информационной компетентности. Для этого мы провели анализ научной психолого-педагогической литературы и определили значимые факторы развития личности учащихся:
- По мнению Л.Ф. Обуховой, система «ребенок – учитель» является определяющей для детей. Она отражается на отношениях в семье, к сверстникам и самооценке. Для учащихся высок авторитет педагога, ребенок открыт для общения с наставником и доверяет информации, исходящей от него. Эти утверждения подтверждаются наблюдениями за школьниками в ходе опытно-экспериментальной работы;
- процесс развития информационной компетентности важно организовать, как процесс обучения с применением игровой технологии, так как основным видом деятельности учащихся является учебная деятельность;
- целесообразно формировать информационную компетентность, основываясь на нравственных ценностях и нормах, активировав собственные внутренние силы ребенка по самоусовершенствованию и самообразованию. В.Д. Ермоленко выделяет, что именно в школьном возрасте в ребенке начинают формироваться основы нравственного поведения. Он понимает смысл норм морали, но у него отсутствует субъективное отношение к ним. Исследователь утверждает следующее: «Система нравственных норм и ценностей становится оценочным регулятором жизни и деятельности учащихся и реализуется в том случае, если эти правила и нормы поведения приняты и осмыслены ребенком»;
- по мнению, Г.А. Цукерман «Процесс развитие личности школьников невозможно без учета его взаимодействия с другими учащимися. Основное взаимодействие реализуется в виде кооперации. В процессе кооперации основано постоянное преобразование ребенка, его самосовершенствование, открываются некоторые возможности его культурно-познавательной жизни в глобальном информационном обществе». Именно на этом пункте мы делаем акцент в нашем исследовании, взаимодействие учащихся в форме кооперации как одно из необходимых условий развития информационной компетентности.
Анализируя психо-возрастные особенности учащихся, мы берем в расчет недостаточность развития самостоятельного критического мышления у школьников, потому в процессе занятий по формированию и развитию информационной компетентности педагог помогает учащимся в проявлении критического отношения к увиденному или услышанному. По мнению А.А. Крылова важно учитывать тот факт, что у учащихся разные возрастные категории. И к подготовке к каждому классу необходимо подходить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Активность, различается, учащиеся среднего звена, в связи с физиологическими и психологическими изменениями в их организме, менее мотивированы, чем старшеклассники.
Так же мы учитываем, что наиболее эффективным будет активизировать познавательную активность ребенка. Большая мыслительная пластичность учащегося школьного возраста, способствует её качественному изменению в ходе учебно-познавательной деятельности. Н.С. Дорошенко выделяет четыре уровня познавательной активности и утверждает, что у учащегося в разных условиях познавательная активность может быть резко различной, это в значительной степени зависит от учителя, его работы, методов и приемов, интегративных показателей профессионального мастерства. Поэтому пробуждение интереса и повышение активности у учащихся становится ключевым вопросом учителя.
Одним из главных условий успешного развития информационной компетентности, по мнению Ю.И. Богатыревой, является позиция учителя, сущность которой составляет безусловное, безоценочное принятие ребенка, желание укрепить его позицию в социуме, оказать своевременную поддержку в саморазвитии учащихся, оградить его от совершения неприемлемых действий, открыть путь к социализации и адаптации ребенка. Работа педагога направлена на реализацию принципов педагогики саморазвития.
Соглашаясь с мнением Ю.И. Богатыревой, мы считаем, что одним из важных условий успешного развития у учащихся информационной компетентности является не только осведомленность и подготовка педагога, но мотивация и теоретическая осведомленность самих детей.
Проведя анализ научной литературы, мы установили, что игры в сочетании с другими методическими приемами и формами обучения могут повышать эффективность преподавания и обучения. В свою очередь игра – это одно из древнейших средств воспитания и обучения детей.
В качестве формы организации обучения учащихся информационной компетентности мы предлагаем занятия во внеурочное время и проведение турниров на школьных, городских и республиканских уровнях. Мы пришли к мнению о том, что необходимые компоненты и организационно-педагогические условия для развития информационных компетенций и компетентности заключает в себе инновационная педагогическая технология «Дебаты». Внедрение этой технологии в школах позволит достичь искомых результатов.
Специфика занятий заключается в следующем, создании реальных ситуаций, предполагающих нравственный выбор, духовно-нравственное самоопределение, организационно-педагогических условий для реализации и применения навыков и умений. По нашему мнению, технология «Дебаты» идеально вписываются в эти критерии, так как базируются на принципах универсальности, вариативности и личностной ориентированности обучения. Ориентация учащихся к самообразованию, добыванию и использованию полученных знаний на практике. Учебный процесс рассматривается как развитие способностей, умений и личностных качеств ученика, а учитель выступает в качестве координатора процесса.
Рисунок. 1. Дебаты, как технология развития информационной компетентности учащихся
Игровая форма оптимально вписывается в качестве модели организационно-педагогических условий развития информационной компетентности учащихся. В ходе разработки модели с использованием технологии дебатов необходимо привлечь все четыре группы методов стимулирования и мотивации деятельности (рис.2).
Модель подразумевает создание образовательной среды в рамках элективного кружка с систематическим участием детей на дебатных турнирах разного уровня. В конечном итоге, нами была разработана программа занятий с учащимися с использованием технологии «Дебаты» для развития информационной компетентности.
У учащихся активизируются:
Во-первых, эмоциональное стимулирование, куда входят поощрения за активность что, безусловно, создает ситуацию успеха, подталкивающее учеников к еще более активной деятельности. Возможность объединяться в группы удовлетворяет желание быть значимой личностью.
Во-вторых, познавательное – сюда можно отнести выполнение творческих заданий и решение нестандартных задач, которые подогревают интерес, работа детей в командах мотивирует на познавательную кооперацию.
В-третьих, волевое – ведение индивидуального и командного рейтинга приводит к анализу и оценке своей деятельности с последующей коррекцией. Что, формирует навыки рефлексии и умению прогнозировать свою деятельность.
В-четвертых, это социальное – рейтинговая система и лестница роста, наряду с возможностью объединять свои усилия подталкивает детей на развитие желания быть полезным, создает ситуацию взаимопомощи, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы.
Обучения учащихся инновационной технологии «Дебаты», является условием формирования определенной системы навыков и умений, которые способствуют развитию информационной компетентности.