Статья:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКА ЧТЕНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИКИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(289)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Порфирьева Н.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКА ЧТЕНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИКИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 22(289). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/289/151106 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКА ЧТЕНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИКИ

Порфирьева Наталья Андреевна
студент, Московская международная академия, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В статье рассматривается процесс обучения чтению на английском языке, которое способствует развитию других видов речевой деятельности, обогащению словарного запаса и усвоению грамматических структур. Отмечается снижение интереса к чтению среди учащихся и трудности восприятия англоязычных текстов. В контексте цифровизации образования использование цифровых образовательных ресурсов на занятиях становится актуальным, учитывая их адаптивность, интерактивность и мотивацию учащихся.

 

Ключевые слова: обучение чтению на английском языке, цифровые образовательные ресурсы, интерактивные задания, мотивация, интерес учеников, адаптация и индивидуализация обучения, образовательные стандарты и цели урока.

 

Роль чтения в жизни человека не возможно недооценивать, оно открывает доступ к разнообразным источникам информации и является одним из способов познания мира. Чтение на иностранном языке - это и цель и средство овладения им. Как цель обучения, чтение знакомит с культурой и особенностями быта страны изучаемого языка. Как средство обучения - представляет систему языка, обогащает словарный запас и показывает, как по разному можно высказывать мысли.[1]

В методической литературе разделяют техническую и смысловую стороны обучения чтению. Задача учителя английского языка состоит в том, чтобы научить не только техническим навыкам чтения, а в большей степени осмысленному восприятию текстов. К сожалению, у современного общества наблюдается значительное снижение интереса к чтению и сокращение времени, уделяемого на этот процесс. Учащиеся не воспринимают чтение как способ получения новых знаний, обогащения своей культуры или источник удовольствия. Основная причина этой тенденции возможность получения информации более быстрым способом, таким как просмотр видеоконтента. В результате, чтение воспринимается учащимися исключительно как учебная задача. В связи с этим необходимо разрабатывать и внедрять в учебный процесс интересные и увлекательные задания, которые будут мотивировать учащихся к чтению. В контексте современной тенденции к цифровизации образования использование цифровых образовательных ресурсов становится особенно актуальным и соответствует основным направлениям развития российской системы образования. [3]

В цифровой среде существует множество цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), доступных для использования. В рамках дополнительного образования отсутствуют строгие правила и требования к их применению. Тем не менее, при выборе ЦОР для обучения чтению на английском языке на начальном этапе необходимо учитывать ряд факторов, влияющих на эффективность обучения и заинтересованность учащихся:

  1. Соответствие уровню знаний языка учащихся. На начальном этапе целесообразно использовать материалы, посильные для выполнения, с базовым словарным запасом и простыми текстами, в то время как для более продвинутым ученикам предлагать более сложные тексты и интерактивные задания.
  2. ЦОРы, содержащие интерактивные элементы, анимированных персонажей, визуально яркие привлекающие внимание, вызывающие эмоциональный отклик способствуют лучшему усвоению информации.
  3. Эффективный цифровой ресурс должен быть адаптивен под индивидуальные потребности и уровень знаний каждого ученика, учитывать его скорость усвоения материала и специфические образовательные цели.
  4. ЦОРы должны соответствовать образовательным стандартам, цели и этапу урока по чтению на английском языке, что способствует достижению поставленных обучающих задач. [4]

Исходя из этих критериев, мы выбрали онлайн-сервисы, которые помогут создавать цифровые образовательные ресурсы: Wordwall, LearningApps, Genially, Quizizz. С помощью данных сервисов можно разработать викторины, карточки с вопросами, интерактивные презентации, задания на отработку лексики и задания, которые будут способствовать формированию навыка чтения на начальном этапе.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе АНО ДО «Сеть школ иностранных языков Московской Международной Академии (ММА)» в г. Москва. В исследовании приняли участие учащиеся групп “Academy Stars 3” (две группы) общей численностью 16 человек, возраст 10-11 лет.

Целями опытно-экспериментальной работы было исследование влияния цифровых образовательных ресурсов на формирование навыков чтения на английском языке у учащихся на начальном этапе: определение эффективности применения цифровых образовательных ресурсов, и изучение способности ЦОР стимулировать учеников к развитию навыков критического мышления и анализа текстов на английском языке.

Опытно-экспериментальная работа состояла из двух этапов: констатирующего и формирующего.

В ходе констатирующего этапа исследования были выбраны темы из учебника Academy Stars 3 [2, 98-99], используемого во время эксперимента, отобраны/созданы материалы с применением сервисов Wordwall, LearningApps, Genially, Quizizz, которые направлены на формирование навыка чтения на английском языке, расширения словарного запаса, умения поиска и анализа информации в рамках дополнительного образования. Анализ знаний подразумевал выполнение учащимися теста, который содержал упражнения различного вида.

В ходе формирующего этапа исследования был реализован эксперимент, в процессе которого учащиеся изучали темы с использованием цифровых образовательных ресурсов для формирования навыка чтения на уроках английского языка в рамках дополнительного образования. После прочтения нескольких текстов проводился повторный срез знаний учащихся, а также проанализированы результаты.

Приведем примеры цифровых образовательных ресурсов, применяемых в ходе эксперимента.

 

Рисунок 1. Задание на понимание основного содержания. Необходимо соединить подзаголовки с текстом. Ученики работают в парах, задание выполняют с помощью сервиса LearningApps. [5]

 

Рисунок 2. Задание на понимание детальной информации из текста. Необходимо выбрать правильный ответ. Ученики работают самостоятельно, выполняя задание в телефонах. Задание создано с помощью сервиса Quizizz. [6]

 

Рисунок 3. Задание на закрепление лексики из текста. Ученики могут выполнять как в классе, так и в качестве домашнего задания. Задание создано с помощью сервиса Wordwall. [7]

 

В ходе эксперимента было проведено 16 занятий: три были направлены на формирования навыка чтения, два тестирования в начале и в конце эксперимента. Остальные занятия были направлены на формирование других речевых и языковых навыков, на которых также применялись цифровые образовательные ресурсы в экспериментальной группе.

Проведение занятий с использованием цифровых образовательных ресурсов существенно изменило отношение учащихся к обучению. Они стали более заинтересованными, задания выполняли с удовольствием, что сказалось на результатах обучения.

Рассмотрим результаты тестов учащихся подробнее.

Группа AS3c (контрольная) - данная группа занималась без использования цифровых образовательных ресурсов для формирования навыка чтения на английском языке - средний балл за тест до начала обучения 7 из 12 (58%), средний балл после прохождения обучения 9.3 из 12 (77,5%). Средний балл увеличился на 19,5 %.

 

Рисунок 4. Результаты тестирования в контрольной группе

 

Несмотря на прохождение тем без применения цифровых образовательных ресурсов, результат увеличился у каждого учащегося на 2-3 балла.

Группа AS3ex (экспериментальная) - на каждом уроке по формированию навыка чтения применялись цифровые образовательные ресурсы, а также были домашние задания с применением ЦОР -  средний балл за тест до начала обучения 7 из 12 (58%), средний балл после прохождения обучения 9.8 из 12 (81,6 %). Средний балл увеличился на 23,6 %. Результат у каждого учащегося увеличился от 2 до 4 баллов, двое учащихся написали тест на максимальный балл.

 

Рисунок 5. Результаты тестирования к экспериментальной группе

 

Сравнительный анализ результатов обеих групп показывает, что использование цифровых образовательных ресурсов и выполнение домашних заданий с их применением способствуют  значительному росту успеваемости в чтении на английском языке по сравнению с обучением без таких ресурсов. Учащиеся экспериментальной группы AS3ex продемонстрировали более высокий уровень результатов, что указывает на эффективность использования ЦОРов в образовательном процессе для формирования навыков чтения на английском языке.

Таким образом, мы видим, что гипотеза выдвинутая нами в начале исследования подтвердилась.

 

Список литературы:
1. Щукин А. Н. Методика преподавания иностранных языков:учебник для студентов учреждений высшего образования/ А. Н. Щукин, Г. М. Фролова - М.: Издательский центр “Академия”, 2015
2. Alison Blair, Jane Cadwallader “Academy Stars 3. Pupil’s book.” - published by Macmillan Education, 2017
3. Черненко И.Н. “Причины снижения интереса к чтению у младших школьников”,2019 http://izvestia-ippo.ru/chernenko-i-n-prichiny-snizheniya-interes/ (дата обращения 06.01.2024)
4. Шапиев Д. С. Цифровые образовательные ресурсы в деятельности учителя / Д. С. Шапиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 16 (254). — С. 296-298. — URL: https://moluch.ru/archive/254/58204/ (дата обращения: 07.01.2024).
5. Электронный ресурс https://learningapps.org/watch?v=ppcb2jqf324
6. Электронный ресурс https://quizizz.com/admin/quiz/666987e29126185263b90989?source=quiz_share
7. Электронный ресурс https://wordwall.net/resource/60011177/as3-u8-reading-vocab