Статья:

Экскурсия как средство воспитания любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(67)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Хорошевская О.Ю., Горбунова О.Ф. Экскурсия как средство воспитания любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 16(67). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/67/50947 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Экскурсия как средство воспитания любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста

Хорошевская Ольга Юрьевна
студент, Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, РФ, Абакан
Горбунова Олеся Фёдоровна
канд. пед. наук, доцент ХГУ имени Н.Ф. Катанова, РФ, Абакан

 

Воспитание положительного отношения к малой Родине у детей является одной из основных задач дошкольных образовательных учреждений. Именно в дошкольном детстве закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру в ходе воспитания любви к ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. В дошкольном возрасте необходимо погружение ребенка в истоки национальной культуры и включение его в углубленное человекознание, что способствует пробуждению в нем познавательных интересов к окружающему жизненному пространству и интегрированному усвоению региональных историко-культурных, демографических и климатических особенностей, местных традиций и обычаев [4, с.31].

Заложить основы нравственного воспитания в детях, сформировать и развить в в дошкольнике чувство любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, возможно только при живом восприятии и непосредственном взаимодействии с регионально-культурными особенностями социальной среды. И наилучшим образом такому восприятию способствует экскурсионная работа с детьми [1, с.20].

Детей старшего дошкольного возраста экскурсии знакомят с историей малой Родины, расширяют знания о родном крае, городе, поселке, селе, их национальных героях, памятниках истории и культуры, углубляют чувство привязанности и любви к родному краю, так как в каждом регионе России есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом ребенке патриотические чувства, его интерес, привязанность и любовь к родному краю.

С целью выявления уровня знаний и представлений о малой Родине в МБДОУ «Детский сад №1» «Солнышко» Боградского района РХ было организовано исследование среди 20 детей старшего дошкольного возраста с участием их родителей. С детьми были проведены беседа о родном селе и проективный рисуночный тест «Село, в котором я живу», с родителями – анкетирование. Было выявлено, что всего 5 чел. (25%) имеют высокий уровень представления о родном селе, 9 чел. (45%) имеют средний уровень и у 6 чел. (30%) представления о родном селе не сформированы. Результаты анкетирования среди родителей показали, что всего лишь небольшая часть родителей рассказывает своему ребенку о селе и его достопримечательностях, знакомит своего ребенка с зелеными зонами окрестностей села. В тоже время большая часть родителей считает, что ребенку нужны дополнительные знания о селе, и она ждет помощи в этом направлении от детского сада.

Результаты исследования показали, что среди исследуемой группы детей большая часть имеет средний уровень знаний и представлений о малой Родине и родители ждут помощи в этом направлении от детского сада. Поэтому для закрепления и расширения знаний детей о родном селе, формирования представления о его достопримечательностях, обогащения кругозора детей знаниями о растительном мире, труде взрослых, культуре и традициях родного села, развития желания в дальнейшем самостоятельно получать приобретать знания о родном селе нами была организована работа по воспитанию любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста с использованием экскурсий.

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по воспитанию детей дошкольного возраста, но в то же время одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения [3, с.88]. Поэтому за несколько дней до экскурсий с детьми были проведены небольшие беседы с целью вызвать у них интерес к предстоящим прогулкам, оживить впечатления и представления, которые могли быть полезными в ходе экскурсии, сообщены  цели – дети должны были знать, куда и зачем пойдут, что увидят, что нужно будет собрать.

Были использованы разные виды экскурсий: пешеходные прогулки за территорию детского сада, целевые прогулки по селу, мини-походы - экскурсии по улицам села, к памятникам и памятным местам, встречи на них с интересными людьми и с людьми различных профессий, был осуществлен сбор материалов об истории села, его улиц.

Были проведены экскурсии в библиотеку, в Дом культуры, на стадион, в музыкальную школу, в пожарную часть. В процессе проведения экскурсий было проведено внимание детей на то, что все это забота нашего государства о людях, о маленьких гражданах страны; была показана общественная значимость труда взрослых односельчан, его необходимость не только лично какому-то человеку, но и всей стране.

Во время посещения музея дети рассматривали материалы по истории района, о выдающихся жителях села, коллекции, освещающие историю района с древних времен до современности. Дети получили знания о том, что село Боград и район названы в честь революционера Я.Е. Бограда.

Во время прогулок по селу детям было интересно узнать, почему та или иная улица носит такое название, какие интересные здания, учреждения есть на ней и т.д. Дети рассматривали старые кирпичные дома и современные постройки, их архитектурное решение. Чувства гордости стали испытывать дети, живущие на улицах, названных в честь знаменитых людей села (улицы Сибирякова, Потылицына). В ходе экскурсии было рассказано детям, что в создании образа села принимали участие люди разных профессий: художники, скульпторы, архитекторы, мастера резьбы по дереву, строители, тем самым у детей воспитывается чувство уважения к труду создателей села, бережливость к красивым местам.

У сельской Доски почета дети узнали о лучших людях села наших дней и о тех, кто носит звание «Почетный гражданин».

Особая страница истории села – годы Великой Отечественной войны. Живой отклик в сердцах детей нашли экскурсии к обелиску героям-землякам, павшим в Великой Отечественной войне на горе Эквалиха, в Парк Победы. Они помогли лучше понять значение таких слов как «память» и «памятник», с уважением относиться к подвигу советских односельчан, защищавших Родину во время ВОВ, ветеранам Великой Отечественной войны. В ходе беседы были закреплены в речи детей такие слова, как «родной», «малая родина», «Отчизна», «Родина».

Воспитание любви к малой Родине неразрывно связано с обогащением кругозора детей знаниями о растительном мире родного села [2, с.11]. Чтобы прогулки были интересными, они были организованы в форме «сказочного путешествия». Осенью на полянке возле детского сада детей встречал золотой листок, зимой - волшебный снежок, весной – весенняя капелька.

Содержание экскурсий послужило основанием для последующей деятельности детей: рисования, лепки, игр, аппликации, конструирования и др. Рассматривая фотографии, сделанные во время экскурсий, дети обменивались впечатлениями, вспоминали увиденное, рассказывали, что интересного узнали о селе. Свои впечатления от экскурсий дети отразили в рисовании «Мое село», «Памятные места», в конструировании «Улицы села», составлении схемы села, игре «Прогулка по селу» и рисовании герба детского сада.

Организованная совместно с родителями фотовыставка «Папа, мама на работе» помогла закрепить содержание труда взрослых в родном селе: учитель, врач, продавец, строитель, пожарный, водитель и др. Дошкольники увидели важность и значимость труда их родителей, и это явилось продолжением заложенных основ уважительного отношения к труду взрослых, направленного на благо родного села.

Также вместе с родителями каждому ребенку было предложено сделать книжку-малышку о своей улице. Совместное рассматривание фотографий и рисунков с видами улиц села способствует уточнению и дополнению знаний детей о месте, где они родились и живут.

Повторное проведение беседы о родном селе и проективного рисуночного теста на выявление уровня знаний и представлений о малой Родине показало, что теперь высокий уровень представления о родном селе имеют 7 чел. (35%), что на 2 чел. (10%) больше, чем на констатирующем этапе исследования, 11 чел. (55%) – средний уровень (показатель повысился на 2 чел. (10%)) и 2 чел. (10%) остались на низком уровне.

Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что постепенно, от прогулки к прогулке, от экскурсии к экскурсии у детей старшего дошкольного возраста сложился прекрасный образец родного села. Знакомство детей с малой Родиной сформировало у них такие черты характера, которые в дальнейшем помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

 

Список литературы:
1. Ашиков, В.И. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста [Текст] / В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова. – М. : Книга, 2007. – 187 с.
2. Базарнов, В.Ф. Экскурсия как форма экологического образования [Текст] / В.Ф. Базарнов. – Томск: Знание, 2009. – 99 с.
3. Запартович, Б.Б. С любовью к родному краю [Текст] / Б.Б. Запартович, Э.Н. Криворученко, Л.М. Соловьева. – М.: Педагогика, 2012. – 232с. 
4. Зенина, Т.Н. Наблюдаем, познаем, любим [Текст] / Т. Зенина // Дошкольное воспитание. - 2013. - №7. - С.31-34.