Экскурсия как средство воспитания любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(67)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(67)
Экскурсия как средство воспитания любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста
Воспитание положительного отношения к малой Родине у детей является одной из основных задач дошкольных образовательных учреждений. Именно в дошкольном детстве закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру в ходе воспитания любви к ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. В дошкольном возрасте необходимо погружение ребенка в истоки национальной культуры и включение его в углубленное человекознание, что способствует пробуждению в нем познавательных интересов к окружающему жизненному пространству и интегрированному усвоению региональных историко-культурных, демографических и климатических особенностей, местных традиций и обычаев [4, с.31].
Заложить основы нравственного воспитания в детях, сформировать и развить в в дошкольнике чувство любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, возможно только при живом восприятии и непосредственном взаимодействии с регионально-культурными особенностями социальной среды. И наилучшим образом такому восприятию способствует экскурсионная работа с детьми [1, с.20].
Детей старшего дошкольного возраста экскурсии знакомят с историей малой Родины, расширяют знания о родном крае, городе, поселке, селе, их национальных героях, памятниках истории и культуры, углубляют чувство привязанности и любви к родному краю, так как в каждом регионе России есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом ребенке патриотические чувства, его интерес, привязанность и любовь к родному краю.
С целью выявления уровня знаний и представлений о малой Родине в МБДОУ «Детский сад №1» «Солнышко» Боградского района РХ было организовано исследование среди 20 детей старшего дошкольного возраста с участием их родителей. С детьми были проведены беседа о родном селе и проективный рисуночный тест «Село, в котором я живу», с родителями – анкетирование. Было выявлено, что всего 5 чел. (25%) имеют высокий уровень представления о родном селе, 9 чел. (45%) имеют средний уровень и у 6 чел. (30%) представления о родном селе не сформированы. Результаты анкетирования среди родителей показали, что всего лишь небольшая часть родителей рассказывает своему ребенку о селе и его достопримечательностях, знакомит своего ребенка с зелеными зонами окрестностей села. В тоже время большая часть родителей считает, что ребенку нужны дополнительные знания о селе, и она ждет помощи в этом направлении от детского сада.
Результаты исследования показали, что среди исследуемой группы детей большая часть имеет средний уровень знаний и представлений о малой Родине и родители ждут помощи в этом направлении от детского сада. Поэтому для закрепления и расширения знаний детей о родном селе, формирования представления о его достопримечательностях, обогащения кругозора детей знаниями о растительном мире, труде взрослых, культуре и традициях родного села, развития желания в дальнейшем самостоятельно получать приобретать знания о родном селе нами была организована работа по воспитанию любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста с использованием экскурсий.
Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по воспитанию детей дошкольного возраста, но в то же время одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения [3, с.88]. Поэтому за несколько дней до экскурсий с детьми были проведены небольшие беседы с целью вызвать у них интерес к предстоящим прогулкам, оживить впечатления и представления, которые могли быть полезными в ходе экскурсии, сообщены цели – дети должны были знать, куда и зачем пойдут, что увидят, что нужно будет собрать.
Были использованы разные виды экскурсий: пешеходные прогулки за территорию детского сада, целевые прогулки по селу, мини-походы - экскурсии по улицам села, к памятникам и памятным местам, встречи на них с интересными людьми и с людьми различных профессий, был осуществлен сбор материалов об истории села, его улиц.
Были проведены экскурсии в библиотеку, в Дом культуры, на стадион, в музыкальную школу, в пожарную часть. В процессе проведения экскурсий было проведено внимание детей на то, что все это забота нашего государства о людях, о маленьких гражданах страны; была показана общественная значимость труда взрослых односельчан, его необходимость не только лично какому-то человеку, но и всей стране.
Во время посещения музея дети рассматривали материалы по истории района, о выдающихся жителях села, коллекции, освещающие историю района с древних времен до современности. Дети получили знания о том, что село Боград и район названы в честь революционера Я.Е. Бограда.
Во время прогулок по селу детям было интересно узнать, почему та или иная улица носит такое название, какие интересные здания, учреждения есть на ней и т.д. Дети рассматривали старые кирпичные дома и современные постройки, их архитектурное решение. Чувства гордости стали испытывать дети, живущие на улицах, названных в честь знаменитых людей села (улицы Сибирякова, Потылицына). В ходе экскурсии было рассказано детям, что в создании образа села принимали участие люди разных профессий: художники, скульпторы, архитекторы, мастера резьбы по дереву, строители, тем самым у детей воспитывается чувство уважения к труду создателей села, бережливость к красивым местам.
У сельской Доски почета дети узнали о лучших людях села наших дней и о тех, кто носит звание «Почетный гражданин».
Особая страница истории села – годы Великой Отечественной войны. Живой отклик в сердцах детей нашли экскурсии к обелиску героям-землякам, павшим в Великой Отечественной войне на горе Эквалиха, в Парк Победы. Они помогли лучше понять значение таких слов как «память» и «памятник», с уважением относиться к подвигу советских односельчан, защищавших Родину во время ВОВ, ветеранам Великой Отечественной войны. В ходе беседы были закреплены в речи детей такие слова, как «родной», «малая родина», «Отчизна», «Родина».
Воспитание любви к малой Родине неразрывно связано с обогащением кругозора детей знаниями о растительном мире родного села [2, с.11]. Чтобы прогулки были интересными, они были организованы в форме «сказочного путешествия». Осенью на полянке возле детского сада детей встречал золотой листок, зимой - волшебный снежок, весной – весенняя капелька.
Содержание экскурсий послужило основанием для последующей деятельности детей: рисования, лепки, игр, аппликации, конструирования и др. Рассматривая фотографии, сделанные во время экскурсий, дети обменивались впечатлениями, вспоминали увиденное, рассказывали, что интересного узнали о селе. Свои впечатления от экскурсий дети отразили в рисовании «Мое село», «Памятные места», в конструировании «Улицы села», составлении схемы села, игре «Прогулка по селу» и рисовании герба детского сада.
Организованная совместно с родителями фотовыставка «Папа, мама на работе» помогла закрепить содержание труда взрослых в родном селе: учитель, врач, продавец, строитель, пожарный, водитель и др. Дошкольники увидели важность и значимость труда их родителей, и это явилось продолжением заложенных основ уважительного отношения к труду взрослых, направленного на благо родного села.
Также вместе с родителями каждому ребенку было предложено сделать книжку-малышку о своей улице. Совместное рассматривание фотографий и рисунков с видами улиц села способствует уточнению и дополнению знаний детей о месте, где они родились и живут.
Повторное проведение беседы о родном селе и проективного рисуночного теста на выявление уровня знаний и представлений о малой Родине показало, что теперь высокий уровень представления о родном селе имеют 7 чел. (35%), что на 2 чел. (10%) больше, чем на констатирующем этапе исследования, 11 чел. (55%) – средний уровень (показатель повысился на 2 чел. (10%)) и 2 чел. (10%) остались на низком уровне.
Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что постепенно, от прогулки к прогулке, от экскурсии к экскурсии у детей старшего дошкольного возраста сложился прекрасный образец родного села. Знакомство детей с малой Родиной сформировало у них такие черты характера, которые в дальнейшем помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.