ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(179)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(179)
ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Впервые в нашей стране внимание к проектному подходу было уделено в 2013 году, в то время он уже активно внедрялся на Западе. В течение года разрабатывались методические рекомендации по внедрению такого подхода в образование Российской Федерации. В настоящее время проектный подход закрепился в российском образовании, и практически все проекты, разработанные в учебных заведениях, создаются именно на основе проектного подхода [1, стр. 35].
Выбор педагогических технологий при разработке проектов и образовательных программ определяется в соответствии с целями, задачами и этапами их реализации, а также особенностями проектной деятельности.
Профессиональная деятельность в рамках проекта является информативной, аналитической, циркулярной, организационно-управленческой, исследовательской, мотивационной и стимулирующей и др. То есть некоторые из вышеперечисленных особенностей требуют выбора технологий управления, но необходимо учитывать особенности функционирования технологий и уровень развития образовательной среды. Поэтому при выборе технологий важны образовательные компоненты.
На этапе подготовки проекта разрабатывается структура проекта или программы, определяется план реализации проекта, проект предоставляется ресурсами с использованием методов управления проектами, условий и ожидаемых результатов и продуктов. Процесс разработки проекта и программы невозможен без тщательного анализа как на предпроектной стадии, так и на протяжении всего проекта [2, стр.45-47].
Анализ проекта - один из основных видов работы с основными принципами:
- системность; учет отношений между участниками проекта; сложный характер анализа проекта декомпозициисистемность;
- учет взаимоотношений между участниками проекта;
- комплексный характер проектного анализа;
Предварительный проектный анализ проекта направлен на определение проблемы, ее объема и особенностей. Предварительный проектный анализ носит ориентированный на проблему характер, так как позволяет выявлять объективные проблемы, обобщать или сортировать их по их важности, влиять на развитие изменяющегося объекта или процесса и уделять приоритетное внимание его решению. Грамотный анализ и правильный выбор, заявление о проблеме, по сути, предопределяют развитие альтернатив при выборе решения [3, с. 12-17].
На этапе реализации проекта отмечается, что управление проектами и программами, обеспечивающими развитие организации и решение насущных проблем, реализация приоритетных направлений в сфере образования не препятствует объективным изменениям. условия гарантируют стабильное функционирование учебного заведения, качество образовательного процесса, качество образовательного результата.
Следует отметить, что реализация инновационных проектов и программ является фактором устойчивости образовательной организации, которая растет по мере развития собственной деятельности. Реализация проекта является эффективным инструментом стратегического развития, а использование управленческих, педагогических, информационных, коммуникационных и других технологий определяется конкретным содержанием каждого проекта.
На этапе реализации проекта каждый шаг должен определяться логикой проектной концепции и соотноситься с конкретной задачей и комплексом мероприятий по реализации. План оперативных действий в рамках каждой задачи в проекте определяет выбор методов и средств - основных ресурсов для достижения промежуточных результатов. Успешной реализации проекта способствует правильное определение набора управленческих действий для поддержки совместной работы, реализации мероприятий и проекта в целом на протяжении всего процесса. По этой причине этап обратной связи в управлении проектом является необходимой и постоянно выполняемой системой действий, обеспечивающей мониторинг процесса реализации проекта [4, с.17-19].
Проектная деятельность в современных образовательных организациях - одни из рычагов активизации профессионально-личностного участия большинства педагогических работников, который при этом позволяет обеспечить: повышение эффективности оперативного управления на любом уровне его организации, от административного до управления в системе «учитель-ученик», за счет внедрения передовых технологий инициировать и активизировать управленческий потенциал всех участников образовательных взаимоотношений.