ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(280)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(280)
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Эмоции играют важную роль в жизни каждого человека. Они помогают понимать действительность и реагировать на неё. А в современном обществе нужны люди, которые имеют такие качества, как стрессоустойчивость, уравновешенность и бесконфликтность. Этими качествами может обладать тот человек, у которого хорошо развита эмоциональная сфера. В связи с чем возникает необходимость эмоционального развития с раннего возраста. Актуальность этой проблема нашла отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [4, с. 5].
Одной из перечисленных задач стандарта дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Также такая образовательная область, как Социально-коммуникативное развитие, направлена на развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания [4, с. 5]. Это доказывает актуальность проблемы на социально-педагогическом уровне.
Эмоциональное развитие – это процесс формирования умений, которые позволяют откликаться на действительность, контроля собственных чувств и управления их проявлениями [1, с. 14]. Л.С. Выготский считал, что эмоциональное развитие – это одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога, так как эмоции являются центральным звеном психического развития детей [3, с. 11]. Эмоциональное развитие имеет следующую структуру: 1) восприятие и выражение эмоций; 2) использование эмоций; 3) понимание и анализ эмоций; 4) управление эмоциями.
Для определения уровня сформированности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста необходимо выявить три компонента: - когнитивный компонент (анализ эмоций, восприятие и понимание эмоциональных состояний); - аффективный компонент (интенсивность эмоциональных переживаний, модальность, эмпатия); - реактивный компонент (регуляция и выражение эмоций, управление эмоциями) [1, с. 213].
Именно старший дошкольный возраст является сенситивным периодом для эмоционального развития детей. В этом возрасте дети наиболее впечатлительны, отзывчивы, открыты для усвоения ценностей, и в этот период жизни детей полученный ими опыт весьма прочен [1, с. 134]. У детей формируется собственное эмоциональное отношение к окружающему их миру и к самим себе.
Лишь правильно организованная педагогическая работа может обогатить эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста. Существует много способов развития эмоциональности: ролевые игры, психогимнастика, арттерапия, коммуникативные упражнения, элементы психологического тренинга, художественная литература, музыкальная терапия, упражнения на эмоции [1, с. 168]. Отдельное место в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста занимает художественная литература. Художественная литература раскрывает перед детьми старшего дошкольного возраста мир человеческих чувств, при этом вызывая интерес к внутреннему миру героев. Восприятие художественной литературы – это сложный процесс, в котором участвуют внимание, воображение, память, мышление и эмоции [2, с. 137]. Параллельно с расширением представлений и обогащением знаний детей старшего дошкольного возраста художественная литература вводит их в мир эмоциональных переживаний и открытий.
Перед чтением произведения педагог должен создать эмоциональную атмосферу, при чтении проявлять искренность и неподдельность эмоций педагога. Дети старшего дошкольного возраста берут пример у взрослых и в плане эмоционального отношения к тем или иным ситуациям. После прочтения произведения необходимо вместе с детьми проанализировать эмоциональное состояние персонажей, при этом задавая вопросы детям [2, с. 138].
Необходимым условием использования художественной литературы в качестве средства эмоционального развития является беседа после прочтения произведений. Беседа после прочтения того или иного произведения будет считаться закрепляющим элементом, который помогает усваивать полученные эмоции. Спецификами эмоционального развития посредством произведений художественной литературы являются предвосхищение, наивность восприятия прочитанного, нерациональность восприятия.
Таким образом, художественная литература имеет существенное влияние на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста. Однако ещё много нюансов этого метода в развитии эмоциональной сферы детей изучено не до конца. В связи с этим мы наметили пути для дальнейшего исследования по данной теме.