Статья:

ВЛИЯНИЕ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ: РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ

Конференция: CI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Какойченко А.С. ВЛИЯНИЕ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ: РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам CI междунар. науч.-практ. конф. — № 10(101). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ: РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ

Какойченко Александра Сергеевна
студент, Витебский государственный университет имени П.М. Машерова, Республика Беларусь, г. Витебск

 

В современном мире появляется все больше новых методов обучения. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, базируясь на определенных приоритетах и целях. Тем не менее, многие из них устаревают со временем, поскольку с развитием общества, науки и технологий меняются и учащиеся. В таком случае традиционных методов становится недостаточно, и возникает необходимость модернизировать их. Наряду с этим на современном этапе развития научного знания остро стоит вопрос изучения когнитивных стилей и эмоционального интеллекта, в т.ч. в контексте получения и анализа информации. Именно по этой причине возникла потребность в создании методов обучения, способных адаптироваться к индивидуальным различиям обучающихся. Актуальность данного исследования обусловлена недостаточным количеством методик обучения, совмещающих в себе важность эмоционального интеллекта и когнитивных стилей.

Целью исследования стало разработать теоретическую модель адаптивного метода обучения с учетом вычисленных зависимостей.

Задачи:

  • произвести теоретический анализ существующих подходов;
  • выявить ключевые классификации когнитивных стилей и компоненты эмоционального интеллекта, наиболее релевантные для образовательного процесса;
  • разработать теоретическую модель для адаптивного метода обучения, учитывая выявленные зависимости.

Теоретическая значимость:

  • расширение представления о психологических факторах, влияющих на эффективность обучения;
  • вклад в развитие теорий индивидуализации и персонализации образования.

Практическая значимость:

  • создание конкретного адаптивного метода обучения, применимого к образовательной практике;
  • возможность использования результатов для разработки образовательных программ.

Для начала разберём оба фактора по отдельности, а затем понаблюдаем за тем, как их можно применять совместно в процессе обучения.

Когнитивный стиль (лат. Cognitio «знание») — термин, используемый в когнитивной психологии для обозначения устойчивых характеристик того, как различные люди думают, воспринимают и запоминают информацию, а также предпочтительного для них способа решения проблем [1].

Именно он отвечает за способы усвоения информации и её интерпретацию, таким образом, являясь одним из важных факторов при создании методик обучения. Безусловно, при учёте различных стилей невозможно создать единый подход для всех обучающихся. Для начала рассмотрим основные классификация когнитивных стилей.

Таблица 1.

Когнитивные стили и их характеристика [2]

Когнитивный стиль

Характеристика

1. Полезависимость

2. Поленезависимость

1.Субъект полагается на видимое поле, испытывает сложности с видением отдельной части.

2. Субъект с лёгкостью преодолевают влияние видимого поля, легко переходят от части к целому, опираясь на внутренние критерии.

1. Узкий диапазон эквивалентности

2. Широкий диапазон эквивалентности

1. Деление объектов на много групп, имеющих малый объём, использование более точных стандартов в оценке.

2. Деление объектов на мало групп, имеющих большой объём, использование менее точных стандартов.

1. Узкость

2. Широта категории

1. Спецификация впечатлений, ограничение применения категорий

2.Склорнность относить в одну категорию множество подтверждающих ее примеров.

1. Ригидный познавательный контроль

2. Гибкий познавательный контроль

1. Трудности в переходе от вербальных функций к перцептивно-сенсорным.

2. Относительная лёгкость такого перехода.

1. Толерантность к нереалистическому опыту

2. Нетолерантность к нереалистическому опыту

1. Возможность принять впечатлений, не соответсвующих или противоречащих представлению человека.

2. Сопротивление принятию нового опыта, в котором факты противоречат уже имеющимся знаниям.

1. Фокусирующий контроль

2. Сканирующий контроль

1. Внимание оперативно распределено на различные аспекты ситуации, выделяя объективные детали.

2. Внимание поверхностное и фрагментарное, фокусируется на броских характеристиках.

1.Сглаживание

2.Заострение

1. Сохранение в памяти материала посредством его упрощения и удаления тех или иных фрагментов.

2. Сохранение в памяти, подчёркивая специфические детали.

1. Импульсивность

2. Рефлективность

1. Решения принимаются быстро, без учёта альтернатив.

2. Решения принимаются медленно и вдумчивая, взвешивая различные пути решения.

1. Конкретная концептуализация

2. Абстрактная концептуализация

1. Незначительная дифференциация и недостаточная интеграция понятий.

2. Высокие дифференциация и интеграция понятий.

1. Когнитивная простота

2. Когнитивная сложность

1. Склонность видеть мир в упрощённой форме, восприятие и интерпретация информации на основе ограниченных фактов.

2. Восприятие и интерпретация  информации целостно, анализируя и учитывая различные факторы и связи.

 

Исходя из таблицы, можно увидеть влияние когнитивного стиля на процесс усвоения информации, запоминание, решение проблем. Именно эти факторы лягут в основу новой методики.

Следующим шагом изучим понятие и характеристики эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект (англ. emotional intelligence) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Относится к гибким навыкам [3].

Таблица 2.

Составляющие эмоционального интеллекта [4]

Самосознание

Субъект понимает свои сильные и слабые стороны, осознаёт как следует действовать в различных ситуациях.

Саморегуляция

Субъект может сдерживать и контролировать эмоции, действовать уместно.

Мотивация

Умение относиться к неудачам со стойкость и оптимизмом, улучшает реакцию на жизненные обстоятельства.

Эмпатия

Способность улучшать жизнь т связь с людьми на эмоциональном уровне.

Социальные навыки

Любовь к людям и взаимодействию с ним, выделение коммуникации как одного из важнейших факторов для удовлетворения.

 

Согласно исследованию Лорен Лэндри [5] именно эмоциональный интеллект помогает быть частью команды, находить новые способы коммуникации с людьми, а также генерации новых решений в команде, что приводит к успешному усвоению информации и ее применению на практике.

Также для создания нового метода обучения стоит учитывать обучаемость, которая непосредственно влияет на качество и скорость усвоения информации.

Обучаемость (англ. docility, educational ability, learning ability) — способность человека к целенаправленному освоению знаний [6].

Показатели обучаемости [7]:

  • темп усвоения информации и формирования новых умений;
  • легкость освоения нового;
  • гибкость в переключении на новые способы и приёмы работы;
  • прочность и долговременность сохранения освоенного материала в памяти.

Факторы обучаемости [7]:

  • уровень развития познавательных процессов;
  • уровень развития сфер личности;
  • уровень развития компонентов учебной деятельности.

Проанализировав вышеуказанную информацию, можно сделать вывод о разнообразии психических процессов обучающихся. Безусловно, под такой широкий спектр критериев невозможно подобрать единственно правильную и подходящую всем систему. С этой задачей прекрасно справляются персонализированные и индивидуализированные методики, однако даже они не учитывают всех факторов, которые непосредственно влияют на процесс обучения.

Методика

Первым шагом для начала работы является выявление когнитивных стилей и измерения уровня эмоционального интеллекта, а также уровня обучаемости. Все измерения можно произвести как с помощью тестирования, так и с помощью наблюдения за группой учеников.

После оценки психических явлений, обучающихся стоит разделить на группы, исходя из схожих критериев. Таким образом, группа с высоким эмоциональным интеллектом и динамичными когнитивными стилям обучается быстрее и легче, для них важна образность, командная работа, эмоциональная вовлеченность. Для учеников с низким эмоциональным интеллектом и статичными когнитивными стилями важны одиночные и типовые задания, связанные с применением полученных навыков в привычных обстоятельствах.

Безусловно, на практике было бы трудно разделить учеников на подобные группы, так как нередко встречаются люди со смешанным типажом. Однако экспериментально можно совместить различные стили, совмещая задания для различных видов субъектов, например, воссоздать игровую атмосферу, внося типовые задания, при этом разбив учеников на смешанные группы. Таким образом, каждый из них получает как доступное обучение, так и развитие коммуникативных и прочих навыков. Именно подобный подход поможет тратить меньшее количество времени на обучение, что сократит нагрузку как на преподавателя, так и на обучающегося.

Одной из вариаций использования подобной методики являет формирование временной группы на период решения конкретного задания. Как уже упоминалось выше стоит учитывать психологические особенности восприятия учеников с различными когнитивными стилями. Например, для субъектов с полезависимостью и узким диапазоном эквивалентности стоит давать цельное задание, которое ранее уже применялось и не подразумевает в себе перехода от части к целому, в то время как субъекты с поленезависимостью и широким диапазоном эквивалентности будут легче воспринимать задания, в которых нужно самостоятельно сделать вывод, в том числе не основываясь на своём предыдущем опыте. Подобные задания легко сгенерировать, основываясь на характеристиках когнитивных стилей. Особенностью данного метода является его универсальность, так как он подходит для различных возрастов, а также для применения к различным видам учеников без ярко выраженных нарушений психики. На первых этапах применения методики не стоит забывать и об обратной связи. Все виды измерения имеют погрешности, поэтому ориентироваться стоит на полученные результаты в ходе работы, тестирования и высказывания учащихся по теме понимания материала и лёгкости его запоминания и применения на опыте. Итогом данной научной работы стало создание новой методики, которая основана на различии уровней эмоционального интеллекта и когнитивных стилей учащихся. Она помогает сделать обучение доступным для большего количества учеников, повышая их «софт скилы». Применение методики преподавателями сокращает время усвоения материала учащимися.

 

Список литературы:
1. Когнитивный стиль // Академик [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psychology.academic.ru/3634/когнитивный_стиль (дата обращения: 27.10.2023).
2. Холодная, М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. – 2-е изд. – Санкт-Петербург: Питер, 2004. – [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: https://bspu.by/blog/Lobanov/article /prakticheskie-zanyatiya/tema-2-9-sposobnosti-prakticheskoe-zanyatie-1/download?path=./uploads/Lobanov/prakticheskie-zanyatiya/tema-2-9-sposobnosti-prakticheskoe-zanyatie/kognitiv_stili%20Холодная.pdf (дата обращения: 27.10.2023).
3. Андреева, А. Д. Когнитивный стиль и мотивация достижения у младших школьников и подростков // Психологическая наука и образование psyedu.ru. – 2012. – № 2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://erickson.ru/publications/articles/aticles-professionals/29542-5-sostavlyayushchikh-emotsionalnogo-intellekta/ (дата обращения: 27.10.2023).
4. 5 составляющих эмоционального интеллекта // Erickson.ru. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://erickson.ru/publications/articles/aticles-professionals/29542-5-sostavlyayushchikh-emotsionalnogo-intellekta/ (дата обращения: 27.10.2023).
5. Emotional Intelligence in Leadership: Why It's Important // Harvard Business School Online. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online.hbs.edu/blog/post/emotional-intelligence-in (дата обращения: 27.10.2023).
6. Обучаемость // Академик. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psychology.academic.ru/1396/обучаемость (дата обращения: 27.10.2023). 
7. Понятие обучаемости // nsportal.ru. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/09/11/ponyatie_obuchaemosti.pptx (дата обращения: 27.10.2023).