Педагогический подход в воспитании и обучении детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(135)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(135)
Педагогический подход в воспитании и обучении детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Аннотация. Проведен обзор научных работ, связанных с изучением синдрома дефицита внимания и гиперактивности. На основе этих публикаций разработан план подхода к обучению детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Ключевые слова: синдром дефицита внимания, гиперактивность, педагогический подход, поведение, адаптация.
Введение. СДВГ является одним из широко распространенных психоневрологических расстройств. Оно проявляется нарушением внимания, признаками импульсивности и гиперактивности, что служит частой причиной сложного поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте. Неправильный педагогический подход может усугублять проявление данного симптома. Важно дать педагогам и родителям таких детей больше качественной информации о СДВГ, дать рекомендации о том, как лучше взаимодействовать с детьми, как корректировать их поведение, оказать психологическую поддержку детям и родителям в период адаптации к процессу обучения.
Целью данной работы является разработка плана подхода к обучению детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности с учетом их психофизиологических особенностей в условиях общеобразовательных учреждений.
СДВГ – полиэтиологическое состояние, оно формируется при взаимодействии внутренних(генетических) и внешних(средовых) факторов. Причины и механизм развития СДВГ окончательно не раскрыты. Исследования патогенеза синдрома ведутся в нескольких перспективных направлениях, существует сводка интересных научных фактов, позволяющих говорить о концепциях и причинах формирования синдрома [3].
Главными симптомами СДВГ являются следующие нарушения: нарушение внимания, гиперактивность, импульсивность. Самые показательные симптомы расстройства формулируются как критерии диагностики.
9 признаков проявления гиперактивности и импульсивности: Ребенок постоянно крутится, вертится. - Не может усидеть на месте, когда это необходимо. - Для него характерна чрезмерная и бесцельная двигательная активность. - Он не может тихо, спокойно играть. - Находится в постоянном движении. - Отличается болтливостью. - Гиперактивность всегда сочетается с импульсивностью. - Отвечает на вопросы, не задумываясь. - Не может дожидаться своей очереди. - Мешает другим людям, перебивает их[3,4].
9 признаков нарушения внимания: Не удерживает внимание на деталях, допускает много ошибок. - С трудом сохраняет внимание при выполнении школьных и других заданий. - Не слушает обращенную речь. - Не может придерживаться инструкций, доводить дело до конца. - Не способен самостоятельно спланировать, организовать выполнение заданий. - Избегает дел, требующих длительного умственного напряжения. - Часто теряет свои вещи. - Легко отвлекается. - Проявляет забывчивость[3,4].
Для того чтобы диагноз был обоснован в нашей стране, должно быть подтверждено не менее 6-ти симптомов невнимательности, 3 признака гиперактивности и 1 – импульсивности.
Значимую роль в развитии и течении СДВГ традиционно отводят социально-психологическим факторам, это воспитание и психологический климат в семье, бедность, криминальное окружение, психические расстройства у родителей, включая алкоголизм, воспитание в неполной семье и детских учреждениях и другие[6].
Программа психолого-педагогической коррекции детей дошкольного и школьного возраста с СДВГ в рамках комплексного подхода направлена на оказание помощи детям с целью их успешной адаптации в социуме, приобретению полезных навыком управления своими эмоциями, успешной подготовки к обучению[5,6].
Задачи программы в образовательных учреждениях:
1. Информирование педагогических работников и родителей о ключевых проблемах и вопросах, связанных с СДВГ у детей.
2. Привлечение внимания школьных психологов к детям с СДВГ и их родителям.
3. Выработка новых правил взаимодействия родителей с ребенком при СДВГ.
4. Обозначение методов организации учебного процесса школе и дома для детей с СДВГ.
Изменения в образовательных процессах:
Детям с СДВГ полезно постепенно получать информацию поэтапно и постепенно. При возникновении конфликтных ситуаций со сверстниками важно мягко научить справляться со своей агрессией и импульсивностью. Педагог может чаще просить таких детей помочь что-либо сделать в классе. Во время занятий детям с СДВГ стоит предоставлять определенные льготы – увеличение времени на выполнение заданий, разрешение отдохнуть и возможность подвигаться. Стоит чаще обращать внимание на сильные стороны ребенка и избегать критики. Педагогу важно оценивать и фиксировать поведение ребенка в специальных табелях.
Ожидаемые результаты:
Изменение правил поведения на уроках и изменение критериев оценки. Формирование особого внимания со стороны школы и общества к таким детям. Улучшение внимания, поведения и усвоения информации детьми с СДВГ, умение ими контролировать свои эмоциональные реакции.
Критерии оценивания результатов:
Для контроля результатов проводимой работы важно на всех этапах проекта следить за поведением ребенка и оценивать такие критерии, как:
- социальное поведение (объединение с одноклассниками, игры, соблюдение принятых правил, пунктуальность, содержание рабочего стола и т.д)
-учебная деятельность (запись домашнего задания, своевременное выполнение, готовность к уроку, аккуратность, доделывание, проверка и т.д)
- негативные действия (драки, порча имущества, шум и т.д)
Социальное поведение и учебная деятельность: для каждого критерия выставлять оценку, 1-очень плохо, 2-плохо, 3-удолетворительно, 4-хорошо, 5-отлично. Оценивая негативные действия – указывать их количество. Сравнить результаты на каждом этапе.
Таблица.
План-график реализации проекта:
Этапы |
Сроки |
Содержание работы |
I. Сбор информации |
1месяц |
-Изучение клинического описания и способов диагностики СДВГ у детей -Выявление причин возникновения синдрома - Общение с семьями детей с СДВГ -Предоставление собранной информации в удобной для восприятия форме |
II. Формирование правил и мер решения проблемы |
1,5 месяца |
-Составление правил общения с детьми с СДВГ -Выявление необходимых мер, способствующих улучшению образовательного процесса -Составление табелей для оценивания результатов |
III. Реализация проекта |
6 месяцев |
- Подробное информирование о СДВГ педагогов и родителей -Внедрение разработанных мер в образовательную деятельность -Оценка качества изменений в обучении и воспитании детей с СДВГ -Корректировка принятых мер в ходе реализации |
После внедрения подобной программы в образовательные учреждения должно измениться отношение к детям импульсивным, непослушным и не внимательным, будь это СДВГ или особенности характера ребенка. В любом случае к ним должно быть более снисходительное отношение, больше поддержки и больше внимая, особенно в период адаптации к образовательной деятельности. При составлении проекта появились мысли о том, что для школьников младших классов обучение должно проходить более мягко и комфортно, это подразумевает отмену бальной системы оценок до определенного возраста, возможность свободного движения при занятиях, уменьшение времени проведения уроков, частые перерывы.