Статья:

Педагогический подход в воспитании и обучении детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(135)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Галина Э.Р. Педагогический подход в воспитании и обучении детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 42(135). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/135/83560 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Педагогический подход в воспитании и обучении детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Галина Эльза Ринатовна
студент Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа

 

Аннотация. Проведен обзор научных работ, связанных с изучением синдрома дефицита внимания и гиперактивности.  На основе этих публикаций разработан план подхода к обучению детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

 

Ключевые слова: синдром дефицита внимания, гиперактивность, педагогический подход, поведение, адаптация.

 

Введение. СДВГ является одним из широко распространенных психоневрологических расстройств. Оно проявляется нарушением внимания, признаками импульсивности и гиперактивности, что служит частой причиной сложного поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте. Неправильный педагогический подход может усугублять проявление данного симптома. Важно дать педагогам и родителям таких детей больше качественной информации о СДВГ, дать рекомендации о том, как лучше взаимодействовать с детьми, как корректировать их поведение, оказать психологическую поддержку детям и родителям в период адаптации к процессу обучения.

Целью данной работы является разработка плана подхода к обучению детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности с учетом их психофизиологических особенностей в условиях общеобразовательных учреждений.

СДВГ – полиэтиологическое состояние, оно формируется при взаимодействии внутренних(генетических) и внешних(средовых) факторов. Причины и механизм развития СДВГ окончательно не раскрыты. Исследования патогенеза синдрома ведутся в нескольких перспективных направлениях, существует сводка интересных научных фактов, позволяющих говорить о концепциях и причинах формирования синдрома [3].

Главными симптомами СДВГ являются следующие нарушения: нарушение внимания, гиперактивность, импульсивность. Самые показательные симптомы расстройства формулируются как критерии диагностики.

9 признаков проявления гиперактивности и импульсивности:  Ребенок постоянно крутится, вертится. - Не может усидеть на месте, когда это необходимо. - Для него характерна чрезмерная и бесцельная двигательная активность. - Он не может тихо, спокойно играть. - Находится в постоянном движении. - Отличается болтливостью. - Гиперактивность всегда сочетается с импульсивностью. - Отвечает на вопросы, не задумываясь. - Не может дожидаться своей очереди. - Мешает другим людям, перебивает их[3,4].

9 признаков нарушения внимания: Не удерживает внимание на деталях, допускает много ошибок. - С трудом сохраняет внимание при выполнении школьных и других заданий. - Не слушает обращенную речь. - Не может придерживаться инструкций, доводить дело до конца. - Не способен самостоятельно спланировать, организовать выполнение заданий. - Избегает дел, требующих длительного умственного напряжения. - Часто теряет свои вещи. - Легко отвлекается. - Проявляет забывчивость[3,4].

Для того чтобы диагноз был обоснован в нашей стране, должно быть подтверждено не менее 6-ти симптомов невнимательности, 3 признака гиперактивности и 1 – импульсивности.

Значимую роль в развитии и течении СДВГ традиционно отводят социально-психологическим факторам, это воспитание и психологический климат в семье, бедность, криминальное окружение, психические расстройства у родителей, включая алкоголизм, воспитание в неполной семье и детских учреждениях и другие[6].

Программа психолого-педагогической коррекции детей дошкольного и школьного возраста с СДВГ в рамках комплексного подхода направлена на оказание помощи детям с целью их успешной адаптации в социуме, приобретению полезных навыком управления своими эмоциями, успешной подготовки к обучению[5,6].

Задачи программы в образовательных учреждениях:

1. Информирование педагогических работников и родителей о ключевых проблемах и вопросах, связанных с СДВГ у детей.

2. Привлечение внимания школьных психологов к детям с СДВГ и их родителям.

3. Выработка новых правил взаимодействия родителей с ребенком при СДВГ.

4. Обозначение методов организации учебного процесса  школе и дома для детей с СДВГ.

Изменения в образовательных процессах:

Детям с СДВГ полезно постепенно получать информацию поэтапно и постепенно. При возникновении конфликтных ситуаций со сверстниками важно мягко научить справляться со своей агрессией и импульсивностью. Педагог может чаще просить таких детей помочь что-либо сделать в классе. Во время занятий детям с СДВГ стоит предоставлять определенные льготы – увеличение времени на выполнение заданий, разрешение отдохнуть и возможность подвигаться. Стоит чаще обращать внимание на сильные стороны ребенка и избегать критики. Педагогу важно оценивать и фиксировать поведение ребенка в специальных табелях.

Ожидаемые результаты:

Изменение правил поведения на уроках и изменение критериев оценки. Формирование особого внимания со стороны школы и общества к таким детям. Улучшение внимания, поведения и усвоения информации детьми с СДВГ, умение ими контролировать свои эмоциональные реакции.

Критерии оценивания результатов:

Для контроля результатов проводимой работы важно на всех этапах проекта следить за поведением ребенка и оценивать такие критерии,  как:

- социальное поведение (объединение с одноклассниками, игры, соблюдение принятых правил, пунктуальность, содержание рабочего стола и т.д)

-учебная деятельность (запись домашнего задания, своевременное выполнение, готовность к уроку, аккуратность, доделывание, проверка и т.д)

- негативные действия (драки, порча имущества, шум и т.д)

Социальное поведение и учебная деятельность: для каждого критерия выставлять оценку, 1-очень плохо, 2-плохо, 3-удолетворительно, 4-хорошо, 5-отлично. Оценивая негативные действия – указывать их количество. Сравнить результаты на каждом этапе.

Таблица.

План-график реализации проекта:

Этапы

Сроки

Содержание работы

I. Сбор информации

 1месяц

-Изучение клинического описания и способов диагностики СДВГ у детей

-Выявление причин возникновения синдрома

- Общение с семьями детей с СДВГ

-Предоставление собранной информации в удобной для восприятия форме

II. Формирование правил и мер решения проблемы

1,5 месяца

-Составление правил общения с детьми с СДВГ

-Выявление необходимых мер, способствующих улучшению образовательного процесса

-Составление табелей для оценивания результатов

III. Реализация проекта

6 месяцев

- Подробное информирование о СДВГ педагогов и родителей

-Внедрение разработанных мер в образовательную деятельность

-Оценка качества изменений в обучении и воспитании детей с СДВГ

-Корректировка принятых мер в ходе реализации

 

После внедрения подобной программы в образовательные учреждения должно  измениться отношение к детям импульсивным, непослушным и не внимательным, будь это СДВГ или особенности характера ребенка. В любом случае к ним должно быть более снисходительное отношение, больше поддержки и больше внимая, особенно в период адаптации к образовательной деятельности. При составлении проекта появились мысли о том, что для школьников младших классов обучение должно проходить более мягко и комфортно, это подразумевает отмену бальной системы оценок до определенного возраста, возможность свободного движения при занятиях, уменьшение времени проведения уроков, частые перерывы.

 

Список литературы:
1. Депутат И.С., Джос Ю.С., Иорданов Ю.А. Рекомендации по коррекции поведения гиперактивного ребенка // ИМБИ. – 2012.
2. Зиновьева О.Е., Роговина Е.Г., Тыринова Е.А. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. – Т.6. №1. – 2014.
3. Набойченко Е.С., Абшилава Э.Ф. Этиология, патогенез и клинические проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности в различные периоды онтогенеза // Педагогическое образование в России. – 2016.
4. Абшилава Э.Ф. Комплексная многоуровневая коррекционная помощь детям младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Педагогическая практика. – 2017.
5. Устинова Т.Н. Об учете особенностей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в процессе воспитания и обучения // Молодой ученый. – 2017.
6. Гребенникова В.М. Некоторые аспекты социально-педагогического сопровождения семейного воспитания дошкольников с СДВГ в условиях специализированного центра // Истор. и соц-образ. мысль. – 2018.