Статья:

Система наглядных пособий для развития навыков устной речи у учащихся младших классов

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(89)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Алхасова А.А. Система наглядных пособий для развития навыков устной речи у учащихся младших классов // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 38(89). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/89/61817 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Система наглядных пособий для развития навыков устной речи у учащихся младших классов

Алхасова Амина Алхасовна
студент, Дагестанский Государственный Университет, РФ, г.Махачкала

 

THE SYSTEM OF VISUAL AIDS FOR THE DEVELOPMENT OF ORAL SKILLS OF CHILDREN IN PRIMARY SCHOOL

 

Amina Alkhasova

Student, Dagestan state University, Russia, Makhachkala

 

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос использования наглядных пособий для совершенствования и развития такого аспекта говорения, как устная речь. Несмотря на то, что работа над устной речью осуществляется на протяжении всей жизни, одним из наиболее значимых периодов, в рамках которого закладываются основы понимания и представления о культуре речи, является период младшего школьного возраста. Принимая во внимание психологические особенности данного возрастного этапа, автор выявляет, что одним из наиболее продуктивных способов развития устной речи является применение наглядных пособий в процессе осуществления учебной деятельности, что способствует развитию фантазии, образного мышления и интереса к изучаемому предмету.

Abstract. This article discusses the use of visual aids to improve and develop such an aspect of speaking as oral speech. Despite the fact that work on oral speech is carried out throughout life, one of the most significant periods within which the foundations of understanding and understanding of the culture of speech are laid is the period of primary school age.

Taking into account the psychological characteristics of this age stage, the author reveals that one of the most productive ways of developing oral speech is the use of visual aids in the process of carrying out educational activities that contributes to the development of imagination, creative thinking and interest in the studied subject.

 

Ключевые слова: устная речь, наглядное пособие, навыки, принцип наглядности.

Keywords: oral speech, visual aid, skills, principle of visualization.

 

Речь является одним из неотъемлемых, и в то же время важнейших компонентов общения и осуществления социального взаимодействия людей. Помимо этого, она является необходимым условием познавательной деятельности человека. Благодаря речи человек приобретает, усваивает и передает знания. Кроме того, речь представляет собой средство воздействия на сознание, мировоззрение, выработки норм поведения и формирования вкусов. В целом, речь имеет основополагающее значение в становлении человеческой личности [Фаттахова: 2001].

Формирование грамотной речи обучающихся младших классов чрезвычайно важно. Это связано с тем фактом, что в период обучения малыши учатся излагать собственные мысли не только в устной, но и в письменной форме, у них развивает культура речевого общения [Жданова: 2014].   

Говоря о навыках устной речи, необходимо отметить существование ряда критериев, на основании которых можно говорить о возможности школьников осуществлять коммуникативный акт, и к их числу относятся:

- произносительный критерий, т.е. ясность, экспрессивность, средства выразительности;

- лексический критерий, т.е. содержательность речи, ясность изъяснения мыслей в отношении лексического состава речи;

- синтаксический критерий, т.е. логичность, последовательность, точность речи;

- критерий связанности, логичности и точности текста;

- морфологический критерий.  

В современной педагогике значительное место отводится явлению проявления наглядности при обучении навыкам устной связной речи. В современной педагогике принято считать, что методы наглядности, применяемые при работе с детьми младшего школьного возраста, можно условно разделить на две значимые группы:

- метод иллюстрации;

- метод демонстрации [Зартинова: 2001].

Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового материала, тогда учителю следует иллюстрировать свой рассказ на доске мелом. Рисунок поясняет слова преподавателя, а рассказ делает понятным содержания изображаемого на доске. Однако, выбор конкретного метода будет зависеть от большого числа факторов, в частности, от возраста младших школьников, уровня сформированности психологических процессов, тематики занятия и т.д.

Принцип наглядности в педагогике является одним из основополагающих. Это связано с тем фактом, что при работе с наглядными материалами обучающиеся учатся излагать свои мысли, в том числе в устной форме. Наиболее значимым преимуществом средств наглядности в отношении формирования устных навыков является факт формирования разностороннего, полного образа, понятия. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям. Проводя самостоятельные опыты, ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых, им рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, прочными. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка [Львов: 1987].

При получении информации через зрительный канал восприятия у младших школьников возникает резкое желание поделиться собственным опытом и впечатлениями с окружающими. В свою очередь, это приводит к осуществлению акта коммуникации. Чем более полными, долгими и содержательными будут данные акты, тем более положительное влияние применение наглядных пособий будут иметь на формирование навыков устной речи.

Говоря о более конкретных практических примерах применения наглядных пособий для развития устной речи, необходимо отметить, что при работе с учащимися младших классов в работу могут быть включены:

- просмотр различных обучающих кинофильмов и мультфильмов обучающей направленности;

- игры из разряда «Узнай по описанию», когда один из учащихся выходит к доске и описывает изображение (плакат/иллюстрацию и т.д.) другим учащимся, которые сидят с закрытыми глазами и должны угадать описание;

- работа с картами, атласом, глобусом;

- игры из разряди «Найди правильный путь», в которых нужно пройти запутанный лабиринт и соотнести два предмета;

- работа по поиску общих признаков у ряда предметов;

- игры из разряда «Прикрепи недостающий элемент рисунку» на развитие логики мышления;

- игры из разряды «Вычеркни лишний рисунок» и т.д.

При этом в каждой из игр и в каждом из практических заданий важно, чтобы ребенок не просто указал свой ответ или выполнил задание. Нужно, чтобы он смог прокомментировать собственные действия и объяснить их.

Необходимо отметить, что применение наглядности на уроках в процессе обучения младших школьников обосновано высокой необходимостью создания ситуаций, требующих от детей осуществления акта устной коммуникации для дальнейшего развития навыков устной речи.

 

Список литературы:
1. Джиджева В. Использование принципа наглядности в процессе обучения - 1983. 
2. Жданова О. Б. Развитие устной речи младших школьников. 2014.
3. Зартинова Л. Наглядность в обучении. Начальная школа. Приложение к газ. «Первое сентября» - 2001. 
4. Львов М. Р. Методика обучения русского языка в начальных классах. Педагогика и методика начального образования - М., 1987.
5. Молочков В. П. Наглядность как принцип обучения // Информатика и образование - 2004.
6. Симакова Ю. И. Гуманистические идеи в педагогике В.П. Вахтерова -2002. 
7. Фаттахова С. В. Теория и практика обучения студентов педагогических колледжей методике развития русской устной речи в условиях билингвизма: На материале национальных школ Республики Татарстан и Удмуртии. М., 2001.