Статья:

ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(205)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Потапова Л.В. ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 26(205). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/205/116280 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Потапова Людмила Владимировна
студент, Нижневартовский государственный университет, РФ, г. Нижневартовск
воспитатель

 

Труд - основа человеческой жизнедеятельности, поэтому является одним из основных элементов воспитательной работы. Стратегическая цель трудового воспитания - формирование позитивного отношения к труду. Основы трудового воспитания дошкольников рассматривали Р.С.Буре [1], М.В.Крулехт [4], Л.В.Куцакова [6], В.И.Логинова [7], Т.А.Маркова [8], В.Г. Нечаева [9] и др. Авторы утверждали, что с дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к жизни в обществе. По утверждениям В.И. Логиновой [7] центральным стрежнем трудового воспитания детей дошкольного возраста составляет знание социальной действительности о трудовой деятельности человека. С.А. Козлова [3], Т. Куликова [5] др. обосновали формирование представлений о профессиях, которые должны занимать одно из ведущих мест в воспитательно-образовательной работе дошкольной организации, так как обеспечивают понимание роли трудовой деятельности в жизни общества и каждого отдельного человека, у детей перестраиваются мотивы и отношения к собственному труду, к предметам, созданным другими людьми.

Социальный заказ государства в образовании направлен на развитие социально активной и ответственной личности ребенка дошкольного возраста, любящей труд, способной к преобразованию окружающего мира, что отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании» [16], в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [14], в ФГОС ДО [15] и других нормативно-правовых документах страны. В них указано, что ознакомление дошкольников с трудом взрослых и профессиями необходимо рассматривать как одно из базовых нравственных качеств личности, определяющих в будущем ее успешность и удовлетворенность жизнедеятельностью. Проблемами формирования представлений о профессиях взрослых у детей занимались такие выдающиеся психологи и педагоги, как Е.А.Климов [2], Н.С.Пряжников [12] и др. Ряд авторов (А.А., Зиновьева, В.П. Кондрашов и др.) считают формирование у дошкольников интереса к профессиональной деятельности как пропедевтику профессионального самоопределения, некоторые авторы (М.В. Крулехт [4] и В.Г. Нечаева [9]) предлагают учитывать возрастные особенности, другие авторы выявляют способы формирования представлений о профессиях взрослых (В.И.Логинова [7], Т.В. Потапова [10], З.С. Родыгина [13] и др.).

В практике работы дошкольных образовательных учреждений уделяется достаточное внимание изучению сформированности представлений о профессиях у детей 5-6 лет. В дошкольных образовательных организациях развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает должный уровень у дошкольников с учетом современных требований к личности ребенка на всех периодах дошкольного детства. Но небольшое количество методических пособий обнаруживает востребованность в методических пособиях, рекомендациях для воспитателей, родителей по организации формирования представлений о профессиях и труде взрослых у детей 5-6 лет. Несмотря на достаточную разработанность данного процесса, наблюдается снижение интереса детей к труду. Современный ребенок привык, что все за него сделают взрослые. Отсюда вытекает проблема - отсутствие желания детей участвовать в повседневной трудовой деятельности, а, следовательно, и низкий уровень сформированности трудовых умений к концу дошкольного возраста. Необходимо найти пути и формы приближения дошкольников к труду взрослых, показав его общественную значимость, сущность трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее действенного влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нем.

Представления о профессиях - это наглядный образ целесообразной трудовой  деятельности взрослого, направленной на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей, возникающий путем воспроизведения его в памяти или воображении. Формирование представлений о профессиях у детей, привитие интереса и уважения к людям труда, положительного эмоционального отношения к трудовой деятельности окружающих людей - важнейший компонент готовности к труду.

Экспериментальное исследование было проведено с детьми старшей группы (возраст 5-6 лет). Критерии и показатели, разработанные П.Г. Саморуковой и В.И. Логиновой, были адаптированы к детям данной группы: полнота представлений (ребенок называет  профессии (врач, воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник, повар, продавец, водитель, полицейский, спасатель, военные профессии, цирковые профессии (эквилибрист, канатоходец, акробат с техникой безопасности); называет  орудия труда людей разных профессий; понимает и объясняет процесс работы людей данной профессии; системность представлений (называет все существенные признаки профессий); обобщенность представлений (доказывает правильность обобщений, самостоятельно группируя профессии по разным признакам); доказательность представлений (ребенок умеет доказывать и аргументировать свои ответы, умение приводить примеры из своего опыта или опыта других). Для определения исходного уровня сформированности представлений о профессиях у детей 5-6 лет были подобраны диагностические задания (Е.И. Медвецкой, А.П. Усовой и др.).

Результаты экспериментального исследования сформированности представлений о профессиях у детей 5-6 лет показали, что в группе 30% (6 чел.) дошкольников с высоким уровнем, знают профессии, соотносят с ними предметы труда,  могут объяснить процесс работы данной профессии, умеют аргументировать свои ответы; 45 % (9 чел.) со средним уровнем сформированности представлений о профессиях, эти дошкольники знают менее 3 профессий, соотносят с ними предметы труда,  но не могут объяснить процесс работы данной профессии, при аргументировании ответов ошибаются, в ответах иногда пользуются помощью взрослого и 25% (5 чел.) детей обнаружили низкий уровень сформированности представлений о профессиях, эти дошкольники допускают ошибки при названии профессий и предметов труда из-за недостаточного осознания их качеств и свойств; существенные особенности профессий  вычленяют с помощью взрослого, делают ошибки в обобщении, переходя на несущественные, но эмоционально значимые признаки; не умеют аргументировать свои ответы и приводить примеры из своего опыта или опыта других. Затрудняются в ответах, или отвечают на небольшое количество вопросов. Отвечают неуверенно, часто молчат, не могут понять вопросы. В ответах всегда пользуются помощью взрослого.

Констатирующий эксперимент, направленный на изучение опыта по формированию представлений о профессиях у детей 5-6 лет в условиях ДОО, позволил сделать вывод:

1. Отсутствует система работы по формированию представлений о профессиях  у детей 5-6 лет. Нет взаимосвязи между непосредственной образовательной деятельностью и совместной деятельностью воспитателя с детьми.

2.  В содержании работы обнаруживаются значительные пробелы: внимание педагогов сосредоточено на характерных признаках профессий, вне поля их внимания остается процесс работы людей данной профессии.

3. Среди методов, используемых воспитателями ДОО по формированию представлений о профессиях у детей 5-6 лет, преобладают рассматривание изображений, художественная литература. В данной группе дошкольников необходима целенаправленная и систематическая работа по формированию представлений о профессиях у детей 5-6 лет.

Выявленные по итогам констатирующего эксперимента недостатки в процессе формирования  представлений о профессиях у детей 5-6 лет определили необходимость разработки проекта педагогической технологии. На основании полученных данных, с детьми старшей группы решили проводить целенаправленную и систематическую работу по повышению уровня сформированности представлений о труде взрослых у детей посредством внедрения педагогической технологии. Разработанный проект педагогической технологии по формированию представлений о профессиях у детей 5-6 лет состоит из 4 модулей: целевого, содержательного, процессуально - деятельностного и диагностико-результативного.

Целевой модуль определяет цели и задачи формирования представлений о профессиях у детей 5-6 лет. Цель: формирование представлений о профессиях у детей 5-6 лет.

Задачи:

1. Формировать представления детей о мире профессий и профессиональном труде взрослых, показать результаты труда, их общественную значимость, обобщать представления детей о  результатах труда разных профессий; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы профессий; знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного села.

2. Развивать интерес к людям разных профессий; вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.

3. Воспитывать уважение к людям труда, желание трудиться.

Реализация технологии формирования представлений о профессиях у детей 5-6 лет в этом направлении осуществлялась с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Дети старшей группы должны знать по программе «От рождения до школы» такие профессии, как учителя, работники сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, труд людей творческих профессий: художников, писателей, мастеров народно-прикладного искусства [11].

В содержательном модуле представлены пять  тематических блоков. 1 блок «Профессии моей семьи». 2 блок «Сельскохозяйственные профессии» (овощевод, цветовод, животновод, агроном, ветеринар, птичник). 3 блок «Профессии в сфере обслуживания населения» (врач, воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник, повар, продавец, водитель, полицейский, спасатель, военные профессии, цирковые профессии (эквилибрист, канатоходец, акробат с техникой безопасности). 4 блок «Производственные профессии» (металлурги, шахтеры, машиностроители, архитекторы, инженеры-конструкторы, робототехники, трактористы, машинисты, крановщики). 5 блок «Творческие профессии» (художники, писатели, мастера народно-прикладного искусства, композитор, артист, танцор, певец, пианист, скрипач, режиссер, директор театра).

Процессуально-деятельностный модуль представлен средствами, методами реализации формирования представлений о профессиях у детей 5-6 лет:

Содержание педагогической технологии должно осуществляться поэтапно:

1) Мотивационно-ориентировочный этап: создание проблемной или игровой ситуации для позитивного отношение воспитанников к целям и задачам формируемой деятельности, а также к содержанию познавательного  материала.

2) Деятельностный этап: создание условий для формирования представлений о профессиях у детей 5-6 лет по алгоритму.

3) Инициативно-творческий этап: направлен на создание условий, способствующих самостоятельной деятельности детей в игровых ситуациях.

Методы и приемы: рассказ, беседа, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, игровая деятельность: сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры и т. д. Формы работы: групповые. Кроме того, проект педагогической технологии включает работу по повышению компетентности педагогов и родителей, а также обогащение предметно-развивающей среды.

Таким образом, в рамках данного исследования уточнили сущность понятия «представления о профессиях», а также провели экспериментальное изучение сформированности представлений о профессиях у детей 5-6 лет. Необходимый уровень сформированности представлений старших дошкольников о профессиях может быть обеспечен путем разработки проекта педагогической технологии формирования представлений о профессиях у детей 5-6 лет на основе исходного уровня их сформированности, включающего четыре модуля: целевой, содержательный, процессуально-деятельностный и диагностико-результативный.

 

Список литературы:

  1. Буре Р. Организация труда детей и методика руководства // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 4. - С. 17-25.
  2. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2018 - 304 с.
  3. Козлова С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2003. - 271 с.
  4. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. - СПб.: Детство-Пресс, 2003. - 160 с.
  5. Куликова Т. Учите детей трудиться! // Дошкольное воспитание. - 2000. №7. - С.101-105.
  6. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка - дошкольника. - М.: Просвещение, 2004. - С.45-54.
  7.  Логинова  В.И. Формирование представлений об общественной значимости труда взрослых // Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.  -  1984. - С. 45-46
  8. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1991. - 125 с.
  9. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольников в труде  - 2 - е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1980. - 47 с.
  10. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 64с.
  11. Программа От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования -  М.: Мозаика-синтез, 2014.  с. 333
  12. Пряжников Н. С. Профориентация : гармонизация точек зрения / Н. С. Пряжников, Л. С. Румянцева // Научный диалог. - 2018. - № 3. - С. 289-303.
  13. Родыгина З.С., Савинова С.В. Развитие представлений о профессиях у старших дошкольников в процессе дидактической игры // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2021. - № 2 (50) - С. 25-42.
  14. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.  Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р
  15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва
  16. Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012 г. № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации». http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html