УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СТРАТЕГИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(328)
Рубрика: Педагогика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(328)
УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СТРАТЕГИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В статье раскрываются особенности управления воспитательной работой в системе дополнительного образования детей, рассматриваются современные подходы и управленческие модели, направленные на формирование воспитательной среды и развитие личности обучающихся.
Обоснована необходимость партнёрского взаимодействия и системного подхода к управлению в условиях современных вызовов.
Ключевые слова: дополнительное образование, управление, воспитательная работа, партнёрство, развитие личности
Дополнительное образование детей в современной России представляет собой динамично развивающуюся сферу, в рамках которой осуществляется социализация, развитие индивидуальных способностей и формирование ключевых личностных качеств.
Одним из центральных направлений деятельности учреждений дополнительного образования является воспитательная работа, эффективность которой во многом зависит от грамотного управленческого подхода.
Минобрнауки России в 2013 г. конкретизировало цели и особенности образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
Спектр целей оказался весьма широким, включая развитие способностей, укрепление здоровья, воспитание учащихся, развитие и поддержку талантливых учащихся, профессиональную ориентацию, социализацию и адаптацию к жизни в обществе, формирование общей культуры учащихся. [2]
Современное управление воспитательной деятельностью основывается на принципах системности, субъектности, партнёрства и гибкости. Руководитель учреждения выполняет не только административную функцию, но и является координатором воспитательной среды, объединяющей педагогов, детей, родителей и социальное окружение.
Актуальными задачами управления воспитанием являются:
- выявление и развитие воспитательного потенциала программ и объединений;
- включение детей в проектную, событийную, добровольческую деятельность;
- формирование партнёрств с семьями и культурными учреждениями;
- системный анализ эффективности воспитательной деятельности через мониторинг и рефлексию.
Создание воспитательной среды требует формирования пространства выбора, творчества, общения.
Для этого управленцам важно выстраивать систему планирования воспитательных мероприятий, обеспечивать методическую поддержку педагогов и создавать условия для мотивации обучающихся. Целесообразно внедрение моделей событийного воспитания, клубной и проектной деятельности, а также цифровых форматов взаимодействия.
Таким образом, управление воспитательной работой в учреждениях дополнительного образования требует ориентации на ценности личностного роста, активного участия, гражданской ответственности. Только в условиях системного, партнёрского и гибкого подхода возможно формирование устойчивой воспитательной среды, способной отвечать на вызовы времени и потребности подрастающего поколения.
