Статья:

УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СТРАТЕГИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(328)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Онисько Л.В. УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СТРАТЕГИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 19(328). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/328/173393 (дата обращения: 04.08.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СТРАТЕГИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Онисько Людмила Валерьевна
студент, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, РФ, г. Сывтывкар

 

В статье раскрываются особенности управления воспитательной работой в системе дополнительного образования детей, рассматриваются современные подходы и управленческие модели, направленные на формирование воспитательной среды и развитие личности обучающихся.

Обоснована необходимость партнёрского взаимодействия и системного подхода к управлению в условиях современных вызовов.

Ключевые слова: дополнительное образование, управление, воспитательная работа, партнёрство, развитие личности

Дополнительное образование детей в современной России представляет собой динамично развивающуюся сферу, в рамках которой осуществляется социализация, развитие индивидуальных способностей и формирование ключевых личностных качеств.

Одним из центральных направлений деятельности учреждений дополнительного образования является воспитательная работа, эффективность которой во многом зависит от грамотного управленческого подхода.

Минобрнауки России в 2013 г. конкретизировало цели и особенности образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.

Спектр целей оказался весьма широким, включая развитие способностей, укрепление здоровья, воспитание учащихся, развитие и поддержку талантливых учащихся, профессиональную ориентацию, социализацию и адаптацию к жизни в обществе, формирование общей культуры учащихся. [2]

Современное управление воспитательной деятельностью основывается на принципах системности, субъектности, партнёрства и гибкости. Руководитель учреждения выполняет не только административную функцию, но и является координатором воспитательной среды, объединяющей педагогов, детей, родителей и социальное окружение.

Актуальными задачами управления воспитанием являются:
- выявление и развитие воспитательного потенциала программ и объединений;
- включение детей в проектную, событийную, добровольческую деятельность;
- формирование партнёрств с семьями и культурными учреждениями;
- системный анализ эффективности воспитательной деятельности через мониторинг и рефлексию.

Создание воспитательной среды требует формирования пространства выбора, творчества, общения.

Для этого управленцам важно выстраивать систему планирования воспитательных мероприятий, обеспечивать методическую поддержку педагогов и создавать условия для мотивации обучающихся. Целесообразно внедрение моделей событийного воспитания, клубной и проектной деятельности, а также цифровых форматов взаимодействия.

Таким образом, управление воспитательной работой в учреждениях дополнительного образования требует ориентации на ценности личностного роста, активного участия, гражданской ответственности. Только в условиях системного, партнёрского и гибкого подхода возможно формирование устойчивой воспитательной среды, способной отвечать на вызовы времени и потребности подрастающего поколения.

 

Список литературы:
1. Куприянов Б.В. Детские досуговые занятия двух поколений россиян (по результатам социологических исследований) // Социс. 2015. № 11.
2. Михайлова Н.Н. О подходах к реализации интеграции и интегративности в дополнительном образовании // Информационно-методический журнал «ВНЕшкольник». 2018. № 2. С. 9–14.
3. Робинсон К., Ароника Л. Школа будущего. Как вырастить талантливого ребенка. М., 2015