Статья:

Обучение истории детей, обладающих клиповым мышлением

Конференция: LXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Норицын И.А. Обучение истории детей, обладающих клиповым мышлением // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 38(68). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/38(68).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Обучение истории детей, обладающих клиповым мышлением

Норицын Иван Андреевич
магистрант, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ, г. Пермь

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема обучения детей с клиповым мышлением. Предлагаются методы и способы решения данной проблемы на уроках истории.

 

Ключевые слова: клиповое мышление, историческое образование, учебный процесс, история.

 

Ни для кого не секрет, что информационные технологии сделали большой шаг вперед, стремительно ворвавшись во все сферы нашей жизни. И данный шаг не мог не повлиять на образ жизни современного человека. Сейчас трудно представить себе отсутствие мобильного телефона или доступа к интернету, хотя еще двадцать лет назад к этому относились со скепсисом.

Естественно, что охватившая практически все человечество информатизация оказала наиболее сильное воздействие на самую восприимчивую возрастную категорию, а именно детей. В последние годы педагоги забили тревогу, ведь клиповое мышление стало характерным не просто для определенного процента школьников – им обладают абсолютно все (за малым исключением).

Для начала, конечно, нужно разобраться с тем, что же такое «клиповое мышление». Итак, клиповое мышление – это способ восприятия окружающего мира в виде мозаики, когда в сознании формируется яркий, но фрагментарный и кратковременный образ; оно ориентировано на поверхностное восприятие информации, которая постоянно сменяет друг друга [1].

Впервые данный термин применил доктор философских наук Федор Иванович Гиренок, но в целом данной проблемой занимались и до этого зарубежные ученые, такие как Элвин Тоффлер и Герберт Маклюэн.

Причина появления клипового мышления очевидна – массовая информатизация и развитие интернета окружили современного человека таким количеством самой разнообразной информации, которое пропустить через себя абсолютно нереально при всем желании. По мнению исследователей, данное явление не что иное, как защитная реакция организма на переизбыток информации – запоминание самых ярких образов, быстрое переключение с одной темы на другую и т.д. позволяют держать себя в тонусе, не забивать память ненужной информацией, вычленять только то, что действительно важно.

Но вернемся к современным детям. Проблема клипового мышления заключается в том, что ребенок вместе с данными плюсами получает и ряд минусов, причем они вытекают один из другого. Так, привыкание к поверхностному восприятию и неусидчивость вызывают быструю утомляемость при углубленном изучении материала и работе с большими объемами информации, ну а это, в свою очередь, ведет к снижению успеваемости.

И как же современному учителю истории (а также и родителям) бороться с клиповым мышлением?

Правильный ответ – никак. Ведь клиповое мышление является реакцией на современный образ жизни, поэтому полностью оградить от него ребенка при всем желании не получится. Самое лучшее, что можно сделать – постараться максимизировать пользу от его достоинств, по возможности снизив влияние негативных факторов.

В этом плане педагогу очень поможет сама учебная дисциплина – школьный курс истории затрагивает много эпох и событий, государств и личностей, войны и культуру. Конечно, само по себе углубленное изучение такого объема информации в рамках учебной программы попросту невозможно – и современные дети как раз к этому готовы! Делая правильное акцентирование, можно сформировать у учеников яркие образы, которые останутся в памяти на долгие годы, несмотря на переизбыток информации вокруг. Так, новый фильм, недавно вышедший в прокат, вскоре забудется на фоне других киноновинок, а вот то, как царь Леонид оборонял со своим отрядом из трехсот спартанцев Фермопильский проход – вряд ли.

Также, не стоит сразу же бросать учеников, выражаясь простым языком, в «пекло». Их нужно подготавливать к работе с большими объемами информации постепенно, начиная с малого и со временем наращивая нагрузку. Этому опять же помогает учебный курс истории, который начинается в пятом классе с изучения первобытного общества, то есть эпохи, которая не так богата на события как, например, двадцатый век.

Что касается школьников постарше, то не стоит забывать, что клиповое мышление гораздо лучше воспринимает наглядную информацию, а не сухой текст. Поэтому использование на уроках презентаций с картинками, картами и схемами обязательно. Помимо этого, современный ребенок много времени проводит в социальных сетях, и нет ничего плохого в том, чтобы позаимствовать некоторые приемы оттуда. Так, в последние годы широкое распространение в интернете получили так называемые «мемы» – смешные картинки, которые несут в себе некий подтекст или реакцию общества на определенные события. Как это можно использовать? Например, вынесенная на слайд презентации гравюра (которая, по сути, является мемом своего времени) поможет привлечь внимание учеников, а также сформирует у них  в памяти яркий образ.

Таким образом, можно сделать вывод, что клиповое мышление у современных детей не является чем-то сверхъестественным и разрушительным, а компетентный педагог вполне сможет не просто с ним соседствовать, но и обратить себе на пользу. Самое главное – понимать причины данного явления, знать плюсы и минусы, и быть готовым с ними работать.

 

Список литературы:
1. Клиповое мышление: когда окружающий мир и собственная жизнь состоит из пазлов и фрагментов [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ponervam.ru/klipovoe-myshlenie.html (Дата обращения: 18.12.2019)