Статья:

Использование ИКТ на уроках математики в начальной школе

Конференция: XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Шило В.В., Ким Д.А. Использование ИКТ на уроках математики в начальной школе // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(42). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(42).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 45 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование ИКТ на уроках математики в начальной школе

Шило Виктория Владимировна
студент, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», РФ, г. Ставрополь
Ким Диана Андреевна
студент, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», РФ, г. Ставрополь
Кокорева Валентина Владимировна
научный руководитель, доц. кафедры математики и информатики, ГБОУ ВО «Ставропольский Государственный педагогический институт», РФ, г. Ставрополь

 

В условиях современного мира учителю необходимо, выполнить задачу сочетания традиционных методов обучения математики и новых методов, которые предоставляют информационные технологии. В статье рассматривается проблема формирования учащихся в начальной школе информационных умений на уроках математики с помощью использования ИКТ.

В современном мире информационные технологии внедрены во все сферы жизни человека. И образование не исключение. Компьютерные технологии открывают ранее недоступные возможности, как для учителя, так и для учащихся. Использование в учебном процессе информационно-коммуникативных технологий способствует переходу от механического усвоения учащимися знаний к их самостоятельному овладению. Следовательно, одна из важнейших задач преподавателя в настоящее время – научить детей ещё в начальной школе пользоваться компьютерными технологиями и правильно использовать полученную информацию.

Для решения этой задачи необходимо использовать ИКТ на всех уроках начальной школы, в том числе и математике. Так как данный предмет даёт учащимся возможность приобрести первичные навыки работы с информацией: выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, анализировать её.

Использование ИКТ позволят: повысить мотивацию учащихся, усилить интенсивность урока, тем самым повысить качество обучения младших школьников. Организация учебного процесса с их активным использованием на уроках математики позволяет говорить о развитии возможности самостоятельной деятельности обучающихся, а также повышение объёма выполняемой работы.

На уроках математики в начальной школе компьютерные технологии используют как средство организации контроля усвоения учебного материала, мгновенного оценивания успехов учеников и получения информации о затруднениях, испытываемых на уроке. В свою очередь интерактивная доска позволяет учителю объяснить новый материал, закрепить и повторить его [2, с. 4].

Мультимедиа-технологии являются наиболее распространённым педагогическим инструментом. С их помощью можно работать, используя различные типы данных, с текстом, анимационными роликами, изображением. Применение мультимедиа-технологии на уроках математики повышает наглядность учебного материала, что способствует приобретению учащимися новых знаний, а так же способствует овладению навыками работы с информацией.

Использование ИКТ в учебном процессе математики в начальной школе позволяет развить учащихся межпредметные связи, тем самым, эмоционально обогащая ребёнка, расширяет его кругозор.

Мультимедия технологии можно использовать как объяснительно- иллюстративный метод обучения, основной функцией которого является организация усвоения учениками учебной информации путём предоставления материала в наглядном виде, что даёт более эффективное восприятие и экономию времени.

Выделяют следующие задачи применения ИКТ на уроках математики:

·     Усвоить математические понятия;

·     Систематизировать полученные знания;

·     Способствует активизации познавательной деятельности учащихся;

·     Развитие самостоятельность при работе над учебным материалом.

В зависимости от цели и содержания урока математики мультимедийные презентации могут быть использованы на различных этапах обучения. С помощью презентаций осуществляется демонстрация примеров, цепочек для устного счёта, организация математической разминки. Например, при решении обучающего учебных задач, учитель может в наглядном виде представить задания и осуществить исправления результатов их выполнения; в проведении самостоятельных работ, а так же их проверки.

На практике, особенную роль мультимедийные презентации играют при разборе текстовой задачи. С их помощью учитель может предложить учащемуся реальную ситуацию, в которой он видит реальные объекты и связи между ними. Затем схематизировать задачу, при этом красочные изображения будут привлекать внимание детей, активизировать их мыслительную деятельность.

На практике с помощью ИКТ можно выполнить одну из главных задач образования – развитие творческих способностей детей. В математике этого можно достигнуть путём решения задач, таких как, задачи на сообразительность, задачи-шутки, числовые головоломки, ребусы. Анимация этих заданий и демонстрация на экране через проектор позволяет проверить правильность решения и сравнить учащимся свои решения с решениями других.

В ходе урока вполне оправдано применение flash-роликов, где компьютерная демонстрация полезна для изучения той или иной темы. Flash-анимация – это небольшой учебный ролик, в котором с помощью подвижных изображений, схем, подписей изложена часть изучаемого материала. Например, с помощью мультипликационных персонажей, с детьми можно изучить правила пользования линейкой, учиться правильно и красиво писать цифры, а также решать задачи с помощью схем. Учитель может остановить просмотр на ключевых кадрах, обсудить полученную информацию, записать необходимую информацию в тетрадь. Как правило, Flash-анимации стоит применять на этапах закрепления и проверки знаний.

Несомненно, при создании мультимедийных презентаций, flash-роликов учителю необходимо учитывать:

·     Индивидуальные особенности каждого ученика;

·     Общий уровень развития класса;

·     Цели и структуру занятия;

·     Оформление учебного материала в доступной форме;

·     Выбор наиболее подходящих компьютерных технологий для решения соответствующих учебных задач урока [1, c. 5].

В связи с проникновением ИКТ в учебный процесс появилась новая форма проверки и контроля знаний учащихся – компьютерное тестирование. Это позволяет привлекать и заинтересовывать учащихся, любящих выполнять задания на компьютере. Задания в тестах, сопровождаются красочными изображениями, различными аудио и видео материалами, что привлекает внимание детей. Электронные тесты позволяют развивать самостоятельность младших школьников, так в конце теста ученик может просмотреть допущенные ошибки и правильные ответы, а также увидеть оценку за выполненный тест.

Таким образом, применение ИКТ обеспечивает лучшее восприятие информации, а также повышает мотивацию ребят, вызывает интерес к предмету. Применение мультимедиа-технологии делает урок более ярким, запоминающимся для младших школьников. Необходимо продумывать использование компьютерных технологий на уроке математики для младших школьников. ИКТ должно включать в себя ключевые аспекты темы урока.

В современном мире преподавателю необходимо учитывать различный уровень подготовки младших школьников, при этом объяснять учебный материал одинаково доступно. С помощью электронных тестов учитель может «экономить время» и быстро оценить уровень усвоения знаний учащихся по теме. Применение ИКТ на уроках математики способствует улучшению восприятия и повышает качество усвоения учебного материала.

 

Список литературы:
1. Архипова О.А. Уроки математики с применением информационных технологий. 1–4 классы. – М.: Издательство «Глобус», 2010.
2. Будунов Г.М. Компьютерные технологии в образовательной среде «за» и «против». – М.: Аркти, 2006.