Использование ИКТ на уроках математики в начальной школе
Секция: Педагогика
XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Использование ИКТ на уроках математики в начальной школе
В условиях современного мира учителю необходимо, выполнить задачу сочетания традиционных методов обучения математики и новых методов, которые предоставляют информационные технологии. В статье рассматривается проблема формирования учащихся в начальной школе информационных умений на уроках математики с помощью использования ИКТ.
В современном мире информационные технологии внедрены во все сферы жизни человека. И образование не исключение. Компьютерные технологии открывают ранее недоступные возможности, как для учителя, так и для учащихся. Использование в учебном процессе информационно-коммуникативных технологий способствует переходу от механического усвоения учащимися знаний к их самостоятельному овладению. Следовательно, одна из важнейших задач преподавателя в настоящее время – научить детей ещё в начальной школе пользоваться компьютерными технологиями и правильно использовать полученную информацию.
Для решения этой задачи необходимо использовать ИКТ на всех уроках начальной школы, в том числе и математике. Так как данный предмет даёт учащимся возможность приобрести первичные навыки работы с информацией: выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, анализировать её.
Использование ИКТ позволят: повысить мотивацию учащихся, усилить интенсивность урока, тем самым повысить качество обучения младших школьников. Организация учебного процесса с их активным использованием на уроках математики позволяет говорить о развитии возможности самостоятельной деятельности обучающихся, а также повышение объёма выполняемой работы.
На уроках математики в начальной школе компьютерные технологии используют как средство организации контроля усвоения учебного материала, мгновенного оценивания успехов учеников и получения информации о затруднениях, испытываемых на уроке. В свою очередь интерактивная доска позволяет учителю объяснить новый материал, закрепить и повторить его [2, с. 4].
Мультимедиа-технологии являются наиболее распространённым педагогическим инструментом. С их помощью можно работать, используя различные типы данных, с текстом, анимационными роликами, изображением. Применение мультимедиа-технологии на уроках математики повышает наглядность учебного материала, что способствует приобретению учащимися новых знаний, а так же способствует овладению навыками работы с информацией.
Использование ИКТ в учебном процессе математики в начальной школе позволяет развить учащихся межпредметные связи, тем самым, эмоционально обогащая ребёнка, расширяет его кругозор.
Мультимедия технологии можно использовать как объяснительно- иллюстративный метод обучения, основной функцией которого является организация усвоения учениками учебной информации путём предоставления материала в наглядном виде, что даёт более эффективное восприятие и экономию времени.
Выделяют следующие задачи применения ИКТ на уроках математики:
· Усвоить математические понятия;
· Систематизировать полученные знания;
· Способствует активизации познавательной деятельности учащихся;
· Развитие самостоятельность при работе над учебным материалом.
В зависимости от цели и содержания урока математики мультимедийные презентации могут быть использованы на различных этапах обучения. С помощью презентаций осуществляется демонстрация примеров, цепочек для устного счёта, организация математической разминки. Например, при решении обучающего учебных задач, учитель может в наглядном виде представить задания и осуществить исправления результатов их выполнения; в проведении самостоятельных работ, а так же их проверки.
На практике, особенную роль мультимедийные презентации играют при разборе текстовой задачи. С их помощью учитель может предложить учащемуся реальную ситуацию, в которой он видит реальные объекты и связи между ними. Затем схематизировать задачу, при этом красочные изображения будут привлекать внимание детей, активизировать их мыслительную деятельность.
На практике с помощью ИКТ можно выполнить одну из главных задач образования – развитие творческих способностей детей. В математике этого можно достигнуть путём решения задач, таких как, задачи на сообразительность, задачи-шутки, числовые головоломки, ребусы. Анимация этих заданий и демонстрация на экране через проектор позволяет проверить правильность решения и сравнить учащимся свои решения с решениями других.
В ходе урока вполне оправдано применение flash-роликов, где компьютерная демонстрация полезна для изучения той или иной темы. Flash-анимация – это небольшой учебный ролик, в котором с помощью подвижных изображений, схем, подписей изложена часть изучаемого материала. Например, с помощью мультипликационных персонажей, с детьми можно изучить правила пользования линейкой, учиться правильно и красиво писать цифры, а также решать задачи с помощью схем. Учитель может остановить просмотр на ключевых кадрах, обсудить полученную информацию, записать необходимую информацию в тетрадь. Как правило, Flash-анимации стоит применять на этапах закрепления и проверки знаний.
Несомненно, при создании мультимедийных презентаций, flash-роликов учителю необходимо учитывать:
· Индивидуальные особенности каждого ученика;
· Общий уровень развития класса;
· Цели и структуру занятия;
· Оформление учебного материала в доступной форме;
· Выбор наиболее подходящих компьютерных технологий для решения соответствующих учебных задач урока [1, c. 5].
В связи с проникновением ИКТ в учебный процесс появилась новая форма проверки и контроля знаний учащихся – компьютерное тестирование. Это позволяет привлекать и заинтересовывать учащихся, любящих выполнять задания на компьютере. Задания в тестах, сопровождаются красочными изображениями, различными аудио и видео материалами, что привлекает внимание детей. Электронные тесты позволяют развивать самостоятельность младших школьников, так в конце теста ученик может просмотреть допущенные ошибки и правильные ответы, а также увидеть оценку за выполненный тест.
Таким образом, применение ИКТ обеспечивает лучшее восприятие информации, а также повышает мотивацию ребят, вызывает интерес к предмету. Применение мультимедиа-технологии делает урок более ярким, запоминающимся для младших школьников. Необходимо продумывать использование компьютерных технологий на уроке математики для младших школьников. ИКТ должно включать в себя ключевые аспекты темы урока.
В современном мире преподавателю необходимо учитывать различный уровень подготовки младших школьников, при этом объяснять учебный материал одинаково доступно. С помощью электронных тестов учитель может «экономить время» и быстро оценить уровень усвоения знаний учащихся по теме. Применение ИКТ на уроках математики способствует улучшению восприятия и повышает качество усвоения учебного материала.