Статья:

Креативные качества студента на учебных занятиях в системе высшего профессионального образования

Конференция: V Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Пупкова М.С. Креативные качества студента на учебных занятиях в системе высшего профессионального образования // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам V междунар. науч.-практ. конф. — № 3(5). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 16-23.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Креативные качества студента на учебных занятиях в системе высшего профессионального образования

Пупкова Марина Станиславовна
аспирант, Сургутский государственный университет, Институт государственного образования и спорта, РФ, г. Сургут

 

CREATIVE AS A STUDENT IN THE CLASSROOM SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

 

Marina Pupkova

graduate student, Surgut State University State Institute of Education and Sport, Russia, Surgut

 

Аннотация. Актуальность работы посвящена творческой активности студентов в системе современного российского образования, опираясь на данные исследований, проводимых в зарубежных и российских образовательных учреждениях в последние годы. Основное внимание уделяется методам оценки индивидуально-психологических качеств личности студентов в системе высшего профессионального образования, детерминирующих их творческую активность.

Abstract. The relevance of the work is devoted to the creative activity of students in the system of modern Russian education, based on research findings, conducted in Russian and foreign educational institutions in recent years. The focus is on methods for assessing individual psychological qualities of the person of students in the system of higher education, which determine their creativity.

 

Ключевые слова: образовательные методики; креативные качества; творчество; декоративно-прикладное искусство; студент; тест Люшера; тест М. Аннета; тест «Психогеометрическая типология».

Keywords: educational methods; creative skills; creativity; arts and crafts; student; Luscher test; test Annette M.; test "Psychogeometrical typology."

 

Творчество – это целеустановленное перерабатывание неустных данных без причастия оперативной памяти восприятия личности. Создание и прогрессирование креативности заключается в освоении установленных правил нового этапа обучения в образовательной деятельности, путь которого состоит в использовании подходов самовоспроизводящего вида. Мы считаем, что воссозданию желания индивидума к самообразованию поможет креативная педагогика.

Введение

Актуальность исследования состоит в том, что необходимо обеспечение современного разностороннего развития молодежи, проявление творческих возможностей человека, реализация его креативного потенциала, развития знаний и опытности его самовоплощения.

Данные вопросы можно решить, применив современные методы в обучении подготовки профессионалов, изложенные в трудах Т.А. Барышева [1, c. 97]. Таким образом, от преподавателя требуется иметь определенные особенности, так как он, кроме передачи знаний учащимся, расширяет высокодуховный практический опыт и креативную отправную точку в образовании, обучает ментальности личности студента. В современном мире существует большое количество материалов об одаренности детей. Данная тема раскрывается в труде Б.П. Яковлева, в котором проанализирован целый ряд вопросов, касающихся особенностей и проявлений одаренных детей. Представлены основные положения, подходы, принципы, модели, критерии и виды феномена одаренности. Материал пособия освещает основные проблемы одаренности детей в условиях современного образования. Автор обращает внимание на психолого-педагогическую помощь одаренным детям в условиях современного образования, преодоления бытийных стереотипов о том, что одаренный ребенок сам найдет свою дорогу в учебе, в профессии, в обществе [6, с. 150]. В связи с этим считается обязательным нахождение ранее неизвестных средств и подходов продвижения творческих возможностей будущих мастеров в системе высшего профессионального образования.

Проблема комплексного развития личности, её творческих способностей далеко не новая, достаточно большое количество внимания ей отводилось в трудах К.Д. Ушинского [5, с. 60], Д.Б. Богоявленской [2, с. 135], С.Н. Дегтярева [3, с. 153], В.А. Сухомлинского [4, с. 80]. Она и в настоящее время продолжает занимать одно из ведущих мест в российском образовании. Философы, психологи, ученые-педагоги современности в своих исследованиях обосновали необходимость и раскрыли актуальность развития творческих способностей. Ученые определяют творчество как сложный вид человеческой деятельности по созданию новых материальных и духовных ценностей. Как считают Н.А. Бердяев и В.И. Вернадский, творчество – это один из видов обновления мира, и человек как вид не может существовать, если не будет заниматься творчеством, так как его способность к творчеству существует необходимостью поддерживать свое человеческое существование. Таким образом, отсутствие у личности данной потребности, точнее ее угасание, ведет к деградации.

Цель работы заключается в развитии креативных качеств личности студента, воспитание подлинно творческой свободной личности. Проанализируем работу студентов в методическом материале и представим некоторые данные.

К рассмотрению предлагаются результаты исследования, которое проводилось среди студентов 1–2 курсов, возраст – от 17 до 19 лет. В тестировании приняли участие 12 человек, разделенные на две группы. Первая группа – студенты Политехнического Института (ПИ), Института государственного образования и спорта (ИГОиС), Инситута естественных и технических наук (ИЕиТН), очной формы обучения Сургутского государственного университета; 2 группа – студенты по специальностям: «Лингвистика», «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», «Информатика и вычислительная техника», «Радиоэлектроника и электроэнергетика», творческие студенты.

Методы исследования

В нашем исследовании студентам были даны три методики и анкета «Образовательной среды»:

1. Тест М. Аннет. С помощью данной методики на студентах проводились пробы на выявление ведущих руки, ноги, уха и глаза. Для определения ведущей руки мы применили опросник, сформированный на базе анкеты М. Аннет. Ведущая рука определялась по характеру выполнения студентом набора из разных тестов, включающих пробы на моторную ловкость, совместные действия и преимущественное использование руки. Для определения ведущей ноги мы использовали тесты: «закидывание ноги на ногу», «подпрыгните на одной ноге», «удар по мячу», «сделать шаг вперед и назад». В каждом случае нога, совершавшая движение, рассматривалась как ведущая. В парной пробе (шагание вперед – назад), если одна нога начинала движение, а другая завершала. Определение ведущего глаза проводили по пробам Розенбаха, «прицеливание», зажмуривание одного глаза. Определение ведущего уха осуществлялось по тестам «часы», «телефон».

2. Тест Люшера. Цветовая диагностика Люшера позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. Тест Люшера основан на том опытном факте, что выбор цвета нередко отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

3. Тест «Психогеометрическая типология». Эта система, позволяющая проанализировать типологию личности на основе наблюдения за поведением человека и предпочтения определенной геометрической фигуры: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и зигзаг. Если представленные геометрические фигуры разложить в порядке их предпочтительности, помещенная на первое место фигура показывает основные доминирующие особенности личности и поведения.

Рассмотрим подробнее значение геометрических форм.

Форма квадрат: дисциплинированность, педантичность, аналитичный склад мышления.

Форма треугольник: руководитель, тяга к правлению, справедливость, прагматичность.

Форма круг: коммуникабельность, благожелательность, заботливость.

Форма прямоугольник: непостоянство, алогичность, любопытность к знаниям.

Форма зигзаг: желание трансформаций, креативность, необходимость в получении информации, отменная интуиция, задумчивость.

При анализе данных этого теста обнаружились изменения в 2 группах.

В первой группе испытуемые выбрали следующие геометрические фигуры: 1 и 2 места – квадрат (девушка и парень) и треугольник (парень и девушка); далее студенты выбрали зигзаг (девушка) и прямоугольник (девушка).

Во второй группе учащиеся выбрали следующие фигуры: 1 и 2 места – треугольник (парни) и квадрат (девушка и парень); далее круг (девушка) и зигзаг (девушка).

4. В анкете «Образовательной среды» были заданы вопросы по:

·  Планировочным решениям СурГУ;

·  Территории, помещениям и интерьерам СурГУ;

·  Оборудованию и мебели СурГУ;

·  Столовой СурГУ;

·  Колористическим решениям СурГУ;

·  Потребностям и проблемам студентов СурГУ.

Ниже в таблицах 1, 2, 3 и рисунке 1 приведены данные о студентах, принявших участие в этом исследовании, а также сравнительный анализ между двумя группами: 1 группа – 3 студентки и 3 студента с ПИ, ИГОиСа и ИЕиТНа; 2 группа – 3 студентки и 3 студента с ИГОиСа и ПИ.

 

Таблица 1.

Анализ данных 1 и 2 групп

 

 

 

Группы

Средние групповые показатели 1 и 2 групп

 

Суммарное отклонение (СО)

Вегетативный коэффициент (ВК)

 

 

1

х̅ ≈ 16.0

х̅ ≈ 0.91

2

х̅ ≈ 13.5

х̅ ≈ 1.18

 

 

Таблица 2.

Анализ данных 1 и 2 групп по тестам «Аннета» и «Психогеометрической типологии»

 

Рисунок 1. Анализ данных 1 и 2 групп по тесту Люшера

 

Таблица 3.

Анализ данных 1 и 2 групп по анкете «Образовательная среда»

Показатели

Высокий (выше 150)

1 (баллы)

2 (баллы)

-

153.5

Средний (ниже 150)

126.5

-

Низкий (ниже 100)

-

-

 

Анализ полученных данных показал, что интерпретация цветных пар по тесту Люшера в 1 группе имеет следующие позиции.

Девушки:

1 и 2 места: зеленый и фиолетовыйжелание добиться признания со стороны других людей;

3 и 4 места: синий и желтыйэмоциональная зависимость или готовность оказать помощь группе людей;

5 и 6 места: фиолетовый и желтый настороженность, подозрительность, разочарование, замкнутость.

Парни:

1 и 2 места: красный и черный состояние стресса из-за глубокого разочарования, фрустрация, чувство тревожности, бессилия решить конфликтную проблему, желание выйти из фрустрирующей ситуации любым путем, сомнение в том, что это удастся;

3 и 4 места: желтый и зеленый настроение в общем положительное, желание поиска первых путей решения стоящих задач, стремление к самоутверждению;

5 и 6 места: красный и фиолетовый повышенное возбуждение, не всегда адекватная увлеченность, стремление произвести впечатление.

Анализ полученных данных показал, что интерпретация цветных пар по тесту Люшера во 2 группе занимают следующие позиции.

Девушки:

1 и 2 места: синий и фиолетовый небольшое беспокойство, потребность в тонком окружении, стремление к эстетическому;

3 и 4 места: красный и синий деловое возбуждение, активное стремление к деятельности, впечатлениям, удовольствиям;

5 и 6 места: фиолетовый и желтый возбуждение, фантазирование, стремление к ярким событиям.

Парни:

1 и 2 места: фиолетовый и зеленый настороженность, желание произвести впечатление;

3 и 4 места: красный и коричневый негативное настроние, огорчение из-за неудачи, нежелание лишиться благ приятной ситуации;

5 и 6 места: зеленый и синий угнетенное состояние, неверие в свои силы, стремление уйти из неприятной ситуации.

Итак, творчество как механизм неизменен, а вот способность человека в освоении творческого процесса подлежит развитию. Осваивая опыт работы в творчестве, человек моделирует различные способы обеспечения состояния творчества.

Резюмируя вышесказанное, остановимся на некоторых существенных моментах: 1) процесс обучения будет эффективен, если студент понимает, вернее, делает для себя более понятным собственный процесс учения; 2) творчество влияет на человека, он становится более спокойным и уравновешенным, формируется креативность, опыт творчества.

При анализе данных анкеты «Образовательной среды» 2 группа оценила помещения в СурГУ на 1,4 раза выше, чем 1 группа.

На основе полученных результатов по тесту Люшера можно считать, что в 1 группе преобладают желтый и фиолетовый цвета, которые говорят о стремлении данной группы создавать как можно более ясные взаимоотношения, выражение любознательности, увлеченности, идентификации, впечатлительности и потребностях в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах.

Во 2 группе преобладают фиолетовый и синий цвета, что говорит о потребности этой группы в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности и стремлению к созданию как можно более ясных взаимоотношений, выражение любознательности, увлеченности, идентификации, впечатлительности. Полученные данные говорят о том, что 2 группа более креативна, чем первая.

 

Список литературы:
1. Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие: монография. – СПб.: Изд. РПГУ им А.И. Герцена, 2002. –205 с.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. –320 с.
3. Дегтярев С.Н. Развивающее креативно ориетированнное обучение: проектирование и реализация в старшей школе: монография. – Тюмень. Изд-во Тюменского университета, 2015. –252 с.
4. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. – Ижевск: Удмуртия, 1981. –296 с.
5. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики. – М.: Изд-во УРАО, 2002. – 592 с.
6. Яковлев Б.П. Одаренность детей: психолого-педагогический аспект: учебно-метод. пособие. – Ханты-Мансийск: ОАО «Издательский дом «Новости Югры», 2012. –317 с.