Статья:

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ БУДУЩЕГО

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(184)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Митяева Н.И. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ БУДУЩЕГО // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 5(184). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/184/105568 (дата обращения: 23.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ БУДУЩЕГО

Митяева Надежда Игоревна
магистрант, Пермский государственный гуманитарно- педагогический университет, РФ, г. Пермь

 

PROFESSIONAL COMPETENCES OF THE TEACHER OF THE FUTURE

 

Nadezhda Mityaeva

Master's student of Perm state humanitarian and pedagogical University, Russia, Perm

 

Аннотация. В статье раскрываются ключевые векторы развития отечественного образования на период с 2019 по 2024 гг. Раскрыто содержание понятия «компетентность», определены профессиональные компетенции, которые отражены в документации нового типа, системно представляющие актуальную информацию о требованиях трудовой деятельности, а именно к профессиональным стандартам.

Abstract. The article reveals the key vectors for the development of domestic education for the period from 2019 to 2024. The content of the concept of "competence" is disclosed, professional competencies are defined, which are reflected in the documentation of a new type, systematically presenting up-to-date information on the requirements of labor activity, namely to professional standards.

 

Ключевые слова: учитель будущего, компетентность, профессиональный стандарт, профессиональные компетенции.

Keywords: teacher of the future, competence, professional standard, professional competencies.

 

Учитель будущего... По-моему мнению, перед учителем стоит великая задача, совместить два фактора, первый это то, что требует будущее, а второй то, что складывалось испокон веков. Наш мир не стоит на месте. Меняются потребности, меняются взгляды на образование, меняется общество. И в таких условиях невозможно оставаться статичным, необходимо двигаться вперед, выстраивать свою деятельность в соответствии с требованиями времени. Каким же изменениям подвержено современное образование?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к Национальному проекту «Образование», который разработан Министерством просвещения Российской Федерации. В нем обозначены ключевые векторы развития отечественного образования на период с 2019 по 2024 гг. Данный проект предполагает решение двух основных задач:  обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в  число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций   [3].  Как мы можем увидеть, большая роль в данном случае отводится учителю. И сразу же в голове возникают ценные слова Константина Ушинского: «Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Исходя из выше сказанного, возникает вопрос: каким должен быть учитель будущего? 

Для того, чтобы ответить на данный вопрос, обратимся к исследованию специалистов онлайн-школы Skysmart.  В июле 2020 г. был проведен экспертный опрос учителей российских школ с целью выяснить, какими качествами должен обладать хороший учитель. В нем приняли участие 2269 респондентов.  Большинство (25%) школьных учителей считает, что хорошего педагога характеризует профессионализм (компетентность) [2].  А что же такое компетентность? В словаре иностранных слов под компетентностью понимается: обладание компетенцией; обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо [5].  ­­­­Какие профессиональные компетенции должны быть у учителя будущего и какие документы определяют их?

Для определения профессиональных компетенций необходимо обратиться к документам нового типа, системно представляющие актуальную информацию о требованиях трудовой деятельности, а именно к профессиональным стандартам. Новый профессиональный стандарт педагога является ресурсом развития профессиональных компетенций педагогических работников. В стремительно меняющемся открытом мире, в условиях модернизации Российского образования, введения ФГОС главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится его собственное, обусловленное множеством компетенций, умение учиться, необходимость овладения новыми компетенциями: работа с одаренными учащимися; работа в условиях реализации программ инклюзивного образования; преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным; работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии и здоровье; работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении [4].

Поскольку реализация отдельных направлений нацпроекта «Образования» требует у педагога формирования целого ряда новых компетенций, необходимо обратиться к проектам, действующих в его рамках.

В. П. Вейдт в своей статье «Ключевые понятия федерального проекта «Учитель будущего»: постижение смыслов», с помощью метода понятийно-терминологического анализа, выявила и представила перечень профессиональных компетенций педагогических работников, необходимых для реализации отдельных направлений национального проекта «Образование»: К-1 современные профессиональные (в т.ч. технические) знания и умения учителей технологии и (или) педагогов дополнительного образования по профилю педагогической деятельности; К-2 умение реализовывать адаптированные общеобразовательные программы с учетом усовершенствованной материально-технической базы образовательных учреждений; К-3 цифровая грамотность; К-4 умение разрабатывать и реализовывать образовательные программы цифрового профиля; К-5 «мягкие» («гибкие»)навыки, умение формировать «мягкие» («гибкие») навыки у обучающихся; К-6 способность разрабатывать и реализовывать образовательные программы в сетевой форме (в т.ч. межпредметные); К-7 умение организовывать онлайн-обучение, разрабатывать контент интересных кейсовых заданий, реализовывать образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий; К-8 способность осуществлять наставничество, в том числе подготовка рекомендаций учащимися по построению индивидуального плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями.

Необходимо отметить, что ни одна из восьми профессиональных компетенций не упоминается ни в профессиональном стандарте, ни в Едином квалификационном справочнике работников образования, либо упоминается опосредованно. В ходе осуществления анализа Валентина Павловна обнаружила общие точки соприкосновения «Учителя будущего» с тремя другими федеральными проектами («Цифровая образовательная среда», «Успех каждого ребенка», «Современная школа») [1]. Таким образом, реформы, происходящие в современной образовательной системе, задают высокий уровень требований к профессиональной компетентности и личностной зрелости педагога.

Как уже было сказано в начале, наш мир не стоит на месте. И именно движение вперед, постоянное самосовершенствование и развитие, умение меняться согласно Государственному заказу, в частности, развивать новые профессиональные компетенции, это все то, что определяет учителя будущего. Но все же мы изо дня в день обращаемся к поколению старше, к своим наставникам. Значит, будущее полностью зависит от нашего прошлого. Учитель будущего должен опираться на опыт предыдущих поколений. И только опираясь на опыт поколений, применять свои новые методики и приемы.

Учитель всегда – и тысячу лет назад, и сегодня, и в далеком будущем должен четко и ясно донести знания до воспитанников, воспитать их благополучными и сознательными гражданами общества.

 

Список литературы:
1. Вейдт В.П. «Ключевые понятия федерального проекта «Учитель будущего»: постижение смыслов» / В.П. Вейдт// Педагогика и психология образования. -2019.-№4 -С.9-21.
2. Газета «Вести образования» [Электронный ресурс].  URL: https://vogazeta.ru/
3. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс].  URL: http://school26spb.ru/index.php/svedeniya-ob-obrazovatelnoj.
4. Профессиональный стандарт педагога Электронный ресурс].  URL: http://профстандартпедагога.рф/профстандарт-педагога/ .
5. Словарь иностранных слов / [Науч. ред. А. Г. Спиркин и др.]. - 7-е изд., перераб. - М. : Рус. яз., 1980. - 622 с.