Статья:

Выявление профессионально значимых качеств у будущих дизайнеров

Конференция: VII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Хачатурова Э.А. Выявление профессионально значимых качеств у будущих дизайнеров // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. VII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(7). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/6(7).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Выявление профессионально значимых качеств у будущих дизайнеров

Хачатурова Эвелина Артуровна
студент, ИСТиД (филиал) СКФУ, РФ, г. Пятигорск
Абрамовский Александр Захарович
научный руководитель, канд. техн. наук, доцент кафедры физической культуры, ИСТиД (филиал) СКФУ, РФ, г. Пятигорск

 

Научно-технический прогресс и широкое внедрение компьютерных информационных технологий приводит к дальнейшей интенсификации и осложнению процесса учёбы в ВУЗе. Все более увеличивающийся объём усвоения информации требует от студентов большого психического напряжения и физических усилий. Такая трансформация характера деятельности не может не отобразиться на особенностях адаптационных процессов и состоянии здоровья людей, которые занимаются преимущественно умственным трудом и проводят много времени за компьютером.

Формирование профессиональных качеств будущих дизайнеров в процессе обучения в техническом ВУЗе является одной из важнейших задач. Процесс подготовки специалиста в ВУЗе включает в себя целый ряд педагогических аспектов. К таким важным аспектам относится профессионально-прикладная физическая подготовка. Дисциплина «Физическое воспитание» в ВУЗе содержит такой раздел, как профессионально-прикладная физическая подготовка. Этот раздел не наполнен содержанием. Он не содержит четких научно обоснованных методических указаний по организации занятий со студентами различных специализаций. Также в дисциплине отсутствует программное обеспечение данного раздела.

Проблема формирования двигательных навыков и умений в процессе профессионального обучения связана с развитием тех или иных координационных механизмов. Его основу составляет контроль и оценка состояния моторной системы, отдельных её систем. Такая проблема реально существует и связана она с разработкой эффективных методик преподавания физического воспитания с учётом будущей профессиональной деятельности. Её решение в рамках учебного процесса неразрывно связано с занятиями по физической подготовке студентов-дизайнеров. В процессе таких занятий происходит развитие базовых координационных качеств, являющихся основой для последующего формирования профессионально значимых координационных качеств студентов-дизайнеров.

Проблемам развития координационных качеств, всегда уделялось надлежащее внимание. Исследования ряда авторов посвящены проблеме совершенствования координационных качеств у молодежи. Ряд исследований посвящен профессионально-прикладной физической подготовке студентов технических ВУЗов. Однако исследований специализированной физической подготовке дизайнеров крайне мало. Это свидетельствует об актуальности данной проблемы.

Для оценивания профессионально значимых способностей студентов-дизайнеров были использованы следующие тесты: 1) определение распределения внимания (тест "Отыскивание чисел"); 2) объём механического запоминания (тест "Количество человечков"); 3) определение распределения внимания и быстроты оперативного мышления (тест "Сборка пазлов за определенное время"); 4) тест на быстроту оперативного мышления ("кубики Коса"); 5) быстрота, переключение, сосредоточенность внимания и точность выполнения задания определялись на специальном устройстве.

Статическое равновесие исследовалось с помощью пробы Ромберга (поза "Аиста"); 2) оценивание динамического равновесия проверялась тестом "Повороты на гимнастической скамейке".

После проведения множественного корреляционного анализа была построена корреляционная матрица. В этой матрице информация анализировалась с учетом характера, количества и степени тесноты полученных взаимосвязей. Во внимание принимались только статистически значимые показатели. Выявлено, что все показатели профессиональных качеств будущих дизайнеров взаимосвязаны с показателями определенных видов координационных проявлений. Вместе с тем, проведенный анализ выявил неоднозначный характер взаимозависимостей по разным видам профессиональных качеств будущих дизайнеров.

Одним из важнейших предметов при обучении на факультете дизайна является предмет "Живопись". При выставлении оценок по данному предмету учитываются следующие моменты: выполнен ли рисунок натуралистично (соблюден ли объём, плановость и прорисованы ли тонкой кистью детали); пропорциональна ли фигура на рисунке; правильность построения композиции; выполнение наброска линиями или пятном с использованием тонких и толстых кистей.

На предмете "Рисунок" оценивается умение строить предметы, умение моделировать объём, качество штриховки, умение правильно поместить рисунок на бумаге. Работы выполняются карандашом и другими мягкими материалами (например, углем). Эти материалы очень хрупкие. Поэтому необходимо чувствовать давление на них со стороны кисти руки. Был проведен анализ взаимосвязи показателя успеваемости студенток по предмету "Рисунок". Анализ выявил зависимость с показателями уровня развития кинестетических качеств и способностью к оценке ориентации в пространстве.  Это свидетельствует о важности совершенствования базовых кинестетических и ориентационных координационных качеств студентов для их будущей профессиональной деятельности.

Выявлена взаимосвязь показателя теста "Сборка пазлов" (отражает уровень развития тонкой моторики рабочей руки) с показателем теста "Кубики Коса" (отражающим уровень развития быстроты оперативного мышления, способности к конструктивному праксису). Он отражает уровень развития у студентов двигательных навыков и показывает компонент мыслительных процессов (умение выдержать композицию: наличие композиционного центра, умение различать оттенки, умение передать форму изображаемого предмета) весьма значимый для будущих дизайнеров. Это свидетельствует о необходимости совершенствовать у студентов координационных проявлений: способность к конструктивному праксису, быстрота оперативного мышления, умение быстро и точно реагировать на полученное задание и выполнять его точно в соответствии с поставленной целью.

Общий уровень профессионализма студентов-дизайнеров определялся с помощью оценочного балла. Этот балл отражал отношение точности воспроизведения стандартного рисунка ко времени его выполнения. В процессе корреляционного анализа была выявлена взаимосвязь данного показателя с показателями уровня развития кинестетических и реагирующих качеств (тест "Реакция на движущийся объект", тест "Воспроизведение заданной амплитуды движения руки").

 Анализ раскрывает зависимость показателя уровня развития быстроты переключения, сосредоточенности внимания и точности выполнения задания (тест "Мячики") с показателями других тестов.

Таким образом, корреляционный анализ взаимосвязей показателей развития профессионально значимых качеств будущих дизайнеров и показателей уровня развития координационных качеств указывает на их тесное взаимодействие.

Данные, полученные в результате корреляционного анализа, позволяют сделать следующие выводы:

1) для успешного профессионального роста студенток-дизайнеров необходимо развивать в большей степени кинестетические, реагирующие и ориентационные координационные качества. Однако не со всеми видами координационных качеств выявлены взаимосвязи. Не прослеживается взаимосвязь профессиональных умений со способностью сохранять статическое равновесие. Это можно объяснить тем, что она хорошо развита и является привычной позой для них. Однако находиться во время работы в одной и той же позе (стоя у мольберта, сидя за компьютером) очень трудно.

2) при разработке программного содержания раздела по профессионально-прикладной физической подготовке необходимо акцентировать внимание именно на совершенствовании вышеперечисленных координационных качеств. Это тем более актуально, что осуществленный анализ показателей кинестетических, реагирующих и ориентационных качеств от I к IV курсу показал в своем развитии отрицательную динамику. Уже на I курсе у студенток-дизайнеров показатели в тестах ниже средневозрастных норм ("Ловля вертикально падающего предмета", "Реакция на движущийся объект", комплексного координационного теста).

3) начинать педагогические воздействия необходимо с первого курса. Тогда к концу обучения в ВУЗе студенты-дизайнеры смогут приобрести необходимые профессионально значимые умения и навыки в наивысшей фазе их развития.

 

Список литературы:
1. Афанасьева И. В. Методика совершенствования профессионально значимых координационных способностей у будущих специалистов дизайнеров : дис. ... кандидата пед. наук : спец. 13.00.04 / И. В. Афанасьева. - Омск: СибГАФК, 2008. - 197 с.
2. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. - СПб.: Питер, 2006. - 351 с.
3. Душанин С. А. Бальная система комплексного врачебно-педагогического контроля на занятиях массовыми формами физической культуры. / С. А. Душанин // Теория и практика физической культуры. - 1978. - № 4. - С. 49-52.
4. Ильинич В. И. Профессионально-прикладная физическая подготовка. Физическое воспитание // Под ред. В. А. Головина, В. А. Маслякова, А. В. Коробкова. - М.: Высш. шк., 1983. - С. 318-342.
5. Кириченко С. И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов экономического факультета : дис. ... кандидата пед. наук : спец. 13.00.04. / С. И. Кириченко. - Майкоп: МГТИ, 1998. - 122 с.