СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(194)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(194)
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые аспекты социально-педагогической деятельности по профессиональной ориентации обучающихся Дается понятие профессионального самоопределения. Описываются направления работы по профессиональной ориентации обучающихся.
Ключевые слова: профессиональная ориентация обучающихся, социально-педагогическая деятельность.
В научном сообществе принято два подхода к понятию профессионального самоопределения. С точки зрения первого подхода, профессиональное самоопределение понимается как выбор профессии, с ограничением возрастных границ. С точки зрения второго подхода, профессиональное самоопределение рассматривается как одна из форм самоопределения личности в целом.
Существует множество определений понятия «профессиональное самоопределение». Как рабочее определение мы избрали следующее: Профессиональное самоопределение следует понимать как процесс становления мотивационно-смысловой доминанты субъекта труда в целостном пространстве жизненного пути человека.
Выбор профессионального пути старшеклассника предполагает построение планов на будущее и соотнесение их с настоящим с учетом временной перспективы. Именно в процессе профессионального самоопределения происходит развитие и становление личности.
Профессиональное самоопределение — это процесс формирования личного отношения к профессиональной деятельности и самореализации человека, согласование внутренних и социальных потребностей.
Есть и другое понимание профессионального самоопределения - не как одновременного акта выбора профессии, а как гораздо более сложного, долгого и часто множественного процесса, неотделимого от развития личности в целом (Е.А. Климов), но это ограничение - не возведение каких-то препятствий, препятствующих дальнейшему развитию, и прежде всего снижение неопределенности представлений о будущем.
Социальный педагог должен являться центром в системе воспитания. Его задача помочь подрастающему человеку найти свое призвание, свое место в жизни, стать самостоятельной и всесторонне развитой личностью. Он является проводником к самосовершенствованию и самореализации. Сотрудничество социального педагога с представителями государственных, общественных организаций и учебных заведений. А именно учреждения здравоохранения, спортивные секции и клубы, социально-психологические центры, внешкольные организации по вопросам досуговой деятельности школьников, правоохранительными органами, представителями учебных заведений, предприятий, организаций и т.д.
Современным старшеклассникам становится все труднее сделать осознанный и ответственный выбор своего профессионального пути. Они предпочитают перекладывать ответственность на значимых взрослых или руководствоваться общественным мнением о престижности тех или иных профессий. Такой подход к выбору профессии является малоэффективным и способен привести к грубым, а порой и трудно поправимым ошибкам. Кроме того, на сегодняшний день выбор профессии старшеклассниками не является сугубо личной, а считается общегосударственной проблемой, поскольку тратятся колоссальные ресурсы на образование студентов, которые в дальнейшем не всегда работают по специальности.
Благодаря правильной деятельности социального педагога и при взаимодействии с другими специалистами, достигается основная цель в профессиональном самоопределении подростков, а именно предоставляется достаточная информация о профессиях, степени самопознания и саморазвития личностных качеств, формирование профессионально важных качеств.
Социальный педагог способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена; оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения; осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам; оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
Одна из таких проблем - несоответствие потребностей рынка труда, с одной стороны, и мотивации, характерных особенностей и профессиональных качеств работников, с другой.
Спрос на высококвалифицированную рабочую силу и несоответствие перечня профессий и программ обучения требованиям рынка труда существенно снижает возможности трудоустройства молодежи.
Таким образом, формирование мотивации труда среди молодежи и необходимость приобретения востребованной на рынке труда профессии становятся приоритетными в системе общего образования, повышается роль и значение профессиональной ориентации и психолого-педагогической поддержки в личном и профессиональном становлении молодежи.