Статья:

РОЛЬ КЕЙСОВ В ФОРМИРОВАНИИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(227)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Калмыкова А.Д. РОЛЬ КЕЙСОВ В ФОРМИРОВАНИИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 4(227). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/227/123427 (дата обращения: 22.09.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ КЕЙСОВ В ФОРМИРОВАНИИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ

Калмыкова Анна Дмитриевна
магистрант, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, МБОУ «Гимназия №10 г. Челябинска», РФ, г. Челябинск

 

THE ROLE OF CASES IN FORMING INTERCULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS

 

Anna Kalmykova

Undergraduate, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, MBOU "Gymnasium No. 10 of Chelyabinsk", Russia, Chelyabinsk

 

Аннотация. Для успешной интеграции выпускника в современное межкультурное сообщество необходимо овладеть высоким уровнем межкультурной компетенции. Так, требуется уделять особое внимание поиску различных средств для эффективного формирования данной компетенции. В настоящей статье рассматривается вопрос о формировании межкультурной компетенции среди студентов вуза посредством кейс-метода.

Abstract. For the successful integration of a graduate into the modern intercultural community, it is necessary to master a high level of intercultural competence. So, it is required to pay special attention to the search for various means for the effective formation of this competence. This article discusses the issue of the formation of intercultural competence among university students through the case method.

 

Ключевые слова: межкультурная компетенция, иностранный язык и культура страны изучаемого иностранного языка, кейс.

Keywords: intercultural competence, foreign language and culture of the country of the studied foreign language, case.

 

Образовательное пространство – это сложная и динамичная система, которая должна быть освоена выпускником университета для дальнейшего взаимодействия с обществом. Необходимым условием является овладение  достаточными навыками для эффективного взаимодействия с представителями разных культур делового сотрудничества. Между тем, межкультурные контакты являются неотъемлемой чертой современного делового мира. В связи с процессами глобализации и интеграции в разные сферы человеческой жизнедеятельности, особенно востребованы специалисты, которые владеют иностранным языком, как средством межкультурной коммуникации. Таким образом, необходимо уделять внимание обучению иностранному языку и поиску новых приёмов и методов его преподавания начиная с раннего детства.

Согласно ФГОС 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки, акцентируется значимость иностранных языков в формировании  обучающихся межкультурной компетенции. Так, у студентов должны быть сформированы такие универсальные компетенции, как УК-4 «Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)», а также УК-5 «Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах». Более того, информационно-коммуникационные технологии для профессиональной деятельности являются важным аспектом во взаимодействии с внешним миром. ОПК-9 гласит «Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности». Таким образом, все выше перечисленные компетенции необходимы выпускнику  для овладения иностранным языком в рамках межкультурной коммуникации.

Большую роль в подготовке обучающихся в высшей школе к межкультурному общению играет такой метод обучения, как кейс,  так как он способен преодолеть межкультурные барьеры. Рассмотрим определение кейса. Кейс-технология (от англ. «case» — случай) — интерактивная технология обучения, направленная на формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации в контексте профессиональной деятельности, представленной в виде кейса.

Кейс-метод, появившийся впервые в Гарвардской бизнес школе, определяемый как "образовательная технология, которая дает студентам возможность поставить себя на место специалиста, столкнувшегося с необходимостью принятия решений", широко используется в сфере образования для формирования различных видов компетенций.

Кейс является эффективным методом обучения благодаря следующим преимуществам:  развивает критическое мышление; повышает ответственность студентов в процессе обучения; способствует передаче информации концептов, технологий; формирует навыки овладения материалом; оживляет атмосферу в аудитории; развивает групповое взаимодействие; развивает навыки самообразования.

Таким образом, кейс должен стать одним из основных методов формирования навыков МКК, поскольку отвечает всем требованиям современных образовательных технологий.

В обучении используются следующие виды кейсов межкультурной направленности:

1) реальные истории, основанные на межкультурных конфликтах (critical incidents);

2) бизнес-кейсы с элементами межкультурного общения в контексте профессиональной тематики;

3) учебные кейсы, основанные на российских реалиях, разработанные отечественными специалистами.

В учебных пособиях, предлагаемых для изучения ИЯ, в качестве кейсов межкультурной направленности представлены, в основном, реальные истории межкультурных конфликтов в бытовой или академической среде. Такие кейсы получили название "critical incidents" и служат для формирования навыков МКК у студентов, выезжающих на учебу за рубеж.

Например, в книге Уильяма Литтвуда "Communicative Language Teaching" предлагаются небольшие истории межкультурного непонимания между иностранными студентами и преподавателями или между самими студентами различных социокультурных групп. Предварительные задания к таким кейсам состоят из вопросов, на которые студенты должны ответить после прочтения кейса. Перечислим:

1) What problem has been created for the international student?

2) What problem has been created for the American?

3) What cultural misunderstanding caused the problem?

4) How would you solve the problem if you were the student?

5) Is there something you might do to ease the problem if you were the American?

Особое внимание следует уделить опыту исследования кейс-метода, представленному в зарубежных источниках информации. Теоретической разработкой кейс-метода и применением его в практике занимались такие  американские ученые, как Dr. Copeland, J.A. Erskine, M.R. Leenders, L.A. Mauffette-Leenders, R. Merry, K.N. Fitzgerald, P.H. Robinson, D. Kirschner, J.B. Johnson, R.F. Bruner, C.R. Christensen.

В специальной литературе межкультурное обучение представляется как процесс, состоящий из нескольких этапов, направленных на приобретение следующих навыков:

1) осознание культурной специфики человеческого поведения вообще (cultural awareness);

2) осознание системы ориентации, характерной для родной культуры (selfawareness);

3) осознание значения культурных факторов в процессе коммуникативного взаимодействия (cross-cultural awareness).

Далее приведём несколько примеров в использования кейсов в процессе подготовки студентов в профессиональной деятельности в межкультурном общении:

Мне нравится выполнять свою работу самостоятельно. Я не хочу делать это с кем-то вместе. Я думаю, что я несу ответственность за выполнение  своих задач и всё. Почему же мой учитель говорит, что лучше работать в команде? (мужчина 43 года).

Так неловко, что один из моих иностранных друзей разговаривает со очень официально в офисе, но когда мы идем перекусить, он кажется моим лучшим другом. Это странно, потому что я не знаю, как себя с ним вести (мужчина 36 лет).

Люди этой национальности не любят сюрпризы. Мои иностранные коллеги не ценят юмор в бизнесе. Я думаю, что они не правы. Юмор является неотъемлемой частью в жизни (женщина 38).

Я знаю, что пунктуальность важна для представителей этой национальности. Безусловно, это необходимо в работе. Но однажды я опоздала на 15 минут, потому что мне нужно было отвезти мою дочь к врачу. Мой босс рассердился. Причина показалась ему несерьёзной. Он продолжал меня отчитывать за такое поведение (женщина 33).

Мой иностранный коллега настроен недружелюбно. Мы работаем вместе уже 3 года. Но он никогда не спрашивал меня почему я такой грустный и чем же опечален или как я провожу свои выходные (мужчина 37 лет).

После ознакомления с кейсами студентам предлагается обсудить их в малых группах, определить теоретические предпосылки конфликта, а затем ответить на вопросы. Причем вопросы не проверяют понимание кейса, а инициируют критическое мышление, рефлексию и дискуссию. Главная особенность кейса заключается в том, чтобы поразмышлять о ситуации. Почему так происходит? Какие особенности характеризуют ту или иную культуру? Ведь у каждой культуры свои традиции, обычаи, нравы и устои. Нет достоинств или недостатков. Так принято.

В методике обучения иностранному языку вопрос формирования межкультурной компетенции особенно актуален. Результаты исследования позволяют заключить, что межкультурная компетенция – это сложный и многокомпонентный конструктор. Одним из средств формирования этой компетенции может стать работа с межкультурными кейсами, которые развивают, самосознание личности как представителя определенной культуры, а также осознание ценностей носителя иной культуры, и, наконец, позволяют выработать стратегии поведения, которое способствует эффективному межличностному взаимодействию. Межкультурный подход к обучению иностранному языку создает условия для приобретения жизненного опыта взаимодействия с другой картиной мира.

Резюмируя вышеизложенное, мы пришли к выводу о том, что такие средства, как кейсы, играют большую роль в формировании межкультурной компетенции студентов. Ведь благодаря кейсам мы знакомимся ближе с особенностями культуры страны изучаемого языка, воспринимая их через призму своей культуры.

 

Список литературы:
1. Тарева Е.Г. Межкультурный подход к подготовке современных лингвистов // Проблемы теории, практики и дидактики перевода: сб. науч. тр. Сер. Язык. Культура. Коммуникация. – Т. 1, Вып. 14. – Н. Новгород: Изд-во НГЛУ, 2011. – С. 237-244.
2. Тарев Б.В. Межкультурное измерение бизнес среды посредством метода «кейсов» // Иностранные языки: теория и практика. – М.: Тезаурус, 2010. – № 2. – С. 43-49. 
3. Гончарова М.В. Методика анализа ситуаций в обучении студентов иноязычному профессионально-ориентированному общению: на материале специальностей «Менеджмент», «Управление»: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2005.
4. Стародубцева Е.А. Кейс-стади как современный метод профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов и аспирантов экономических специальностей / Московская гуманитарно-техническая академия. – URL: http://www.e-magazine.meli.ru/vipusk18.htm