УНИКАЛЬНОСТЬ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ЯЗЫКОВОМ ОБРАЗОВАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(309)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(309)
УНИКАЛЬНОСТЬ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ЯЗЫКОВОМ ОБРАЗОВАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье рассматривается влияние современных интерактивных технологий на процесс обучения русскому языку. Интерактивные технологии создают уникальную образовательную среду, способствующую более глубокой мотивации и вовлеченности учащихся, а также формируют новые способы восприятия и усвоения языкового материала. Статья обоснованно утверждает, что использование интерактивных технологий в языковом образовании значительно повышает качество обучения и адаптацию обучающихся к современным требованиям. В заключение подчеркивается роль интерактивных технологий в создании комфортного психологического климата на занятиях и его эффективность в решении практических задач.
Ключевые слова: интерактивное обучение, учебный процесс, качество обучения, группа.
Историческую эпоху, во время которой мы живем, можно смело назвать цифровой, так как она требует все больше быстроты, точности, организованности и эффективности. Понятие «интерактивность» рассматривается в двух плоскостях образовательного процесса. В рамках научного дискурса данное понятие понимается как обновление технических средств, используемых в процессе обучения, а с педагогической точки зрения — как набор специфических педагогических технологий.
Интерактивное обучение (с точки зрения педагогики) подразумевает взаимодействие учащегося с образовательной средой, которая предоставляет ему опыт. С каждым годом этот вид обучения занимает все более устойчивую позицию, как в отечественной системе образования, так и на международной арене, постепенно заменяя более традиционные активные методы, разработанные такими выдающимися педагогами, как Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, Г. Гегель, Ж. Руссо и Д. Дьюи. Интерактивные педагогические технологии акцентируют внимание на самопознании учащихся и их способности к самостоятельному поиску решений, тогда как активные методы предполагают равнозначную роль обучающегося и преподавателя. В то же время, они обеспечивают более глубокий опыт командной работы, так как преподаватель уменьшает свою вовлеченность в учебный процесс и взаимодействие внутри группы.
Существует множество методов и форм реализации педагогических технологий, ориентированных на интерактивное обучение. Метод мозгового штурма позволяет группе генерировать как можно больше идей по конкретной теме. Для выявления ключевых слов и проблем по заданной теме эффективны такие инструменты, как кластеры и пазлы. Обсуждения, круглые столы и дебаты предоставляют учащимся возможность выразить свои мнения и выявить наиболее рациональные решения проблем. Деловые игры позволяют каждому участнику попробовать себя в различных социальных или профессиональных ролях. Метод аквариума помогает группе аналитически оценить ситуацию, представленную двумя или тремя участниками, и проанализировать их стратегии и ошибки. Метод проекта содействует реализации творческих инициатив студентов и развивает навыки публичного выступления перед аудиторией и преподавателем. Метод антиконференции предоставляет участникам возможность не только быть слушателями, но и организовывать мероприятие, предлагать идеи и вносить изменения, влияющие на его ход.
В интерактивном обучении важное значение имеет коммуникация. По сути, значительная часть этого обучения строится на основе диалога. Такой подход становится все более востребованным, поскольку к участию приглашаются практически все учащиеся. Таким образом, интерактивные методы улучшают взаимодействие в коллективе, развивают умение обосновывать свою точку зрения и убеждать собеседника в правильности своих аргументов на основе разумных доводов. Для подростков, испытывающих трудности в общении, интерактивные методики могут послужить в качестве психологического тренинга общения. В этом контексте педагог может выступать в роли посредника, способствуя разрешению потенциальных конфликтов и демонстрируя эффективные способы выхода из различных ситуаций, педагог использует доступные методы общения и устанавливает эмоциональный контакт в подростковой среде.
Уникальность интерактивного обучения заключается в том, что оно воссоздает языковую среду, в которой язык выполняет свою непосредственную функцию: является материалом создания и формулирования мыслей. Это и есть непосредственная среда обучения, где имеется пространство для погружения не только в проблему, но и в языковую реальность, в родную культуру, что является очень эффективным средством развития коммуникативной компетенции на уроках русского языка.
Таким образом, происходит интенсификация всех уровней системы образования, а через реализацию возможностей мультимедийной поддержки повышается эффективность и качество обучения. Также повышается и мотивация, активизирующая познавательную деятельность: через визуализацию учебной информации, воссоздание ситуации посредством деловой игры, самоорганизации и самостоятельного выбора режима учебной деятельности.
Н.В. Суворова в своем исследовании выделяет следующие задачи технологий интерактивного обучения: развитие навыков межличностного взаимодействия, решение познавательной задачи, поставленной перед обучающимися педагогом, развитие умения учиться, воспитание посредством этичного общения, а также как средство борьбы с психологическим перенапряжением и дистрессом [Суворова, 2005].
Другие исследователи отводят важную роль отсутствию психологического давления во время обсуждения проблемных ситуации, подчеркивает равенство каждого выступающего, исключает возможность превосходства подростков друг над другом, что является прекрасным способом воспитания конструктивного разрешения конфликта в условиях взаимопонимания и взаимоуважения [Романова, 2019, с. 180 – 181].
Исследователь Т.Н. Лашкина разбивает процесс интерактивного обучения на следующие этапы:
- Разминка – этап позволяющий настроиться на работу, ознакомиться с темой и выполнить первые несложные задания.
- Объединение в группы – необходимая часть процесса, позволяющая создать психологически комфортную обстановку
- Организация деятельности в группе – процесс, позволяющий наиболее эффективно распределить задание в зависимости от направленности личности каждого члена группы и произвести процесс совместного решения поставленной перед ученическим коллективом задачи.
- Подведение итогов – стадия выявления степени разрешения той или иной проблемой поставленной перед учащимися каждой из групп.
- Презентация групповых решений – демонстрация решений каждой из групп перед участниками остального ученического коллектива
- Рефлексия – процесс самоанализа и самооценки проделанной работы, позволяющий учесть свои ошибки и недочеты [Лашкина, 2006, с. 4].
На сегодняшний день образование меняется в соответствии с предъявляемым социальным заказом, становится все более современным, в связи с этим урок русского языка представляет собой сложный объект, требующий специальной подготовки преподавателя, энергичности и приложения творческих усилий. По мнению психологов, чем больше различных способов восприятия задействовано в обучении, тем успешнее проходит этот процесс. Интерактивное обучение наилучшим образом соответствует данному тезису, поскольку оно умножает и усиливает дидактические возможности обучения путем применения аудиальных, визуальных средств, мультимедийных технологий, что, несомненно, повышает качество преподавания. Компьютерное приложение на данном этапе развития образовательных технологий уже является обязательным и необходимым средством обучения русскому языку.
Высокий уровень мотивации учащихся повышает качество их работы и облегчает совместную работу с преподавателем. Работа с традиционными технологиями по этой причине не всегда эффективна, поскольку они в меньшей степени способны повлиять на заинтересованность учащихся. На традиционно организованных занятиях ученики проявляют пассивность. Интерактивные технологии меняют эту ситуацию коренным образом. Проявляя высокую активность на занятиях, они способны гораздо больше запомнить и усвоить учебного материала.
В процессе получения знаний каждый ученик взаимодействует с преподавателем, своими одноклассниками, а также с базой данных. Интерактивные технологии в данном процессе полезны, поскольку позволяют систематизировать применяемые данные и адаптировать их к процессу познания.
Наиболее популярны в настоящий момент следующие инструменты интерактивного взаимодействия: интерактивная доска, интернет-ресурсы, программное обеспечение для реализации взаимодействия. Интерактивная педагогическая технология обучения позволяет упрощать многообразные, сложные процессы, создавая благоприятные предпосылки для обучения, моделировать методы, ведущие к пониманию, способствует применению знаний и умений в реальной жизни.
Интерактивные технологии становятся интеллектуальной основой для развития познавательных возможностей обучающихся, что требует разработки новых средств, методов, подходов, а также педагогических технологий. Именно поэтому все более актуальной становится подготовка преподавателей русского языка с высоким уровнем владения интерактивными технологиями. По причине легкости доступа к информационным ресурсам, роль педагога и преподавателя меняется, недостаточно овладеть терминологией, ключевыми знаниями предмета, все более важным становится умение творчески обрабатывать материал, умело его комбинировать, ярко и эффектно воздействовать на аудиторию многообразием применяемых форм, что невозможно представить без овладения технологией интерактивного обучения.
Реальность использования модели интерактивной технологии обучения основывается на следующем тезисе: компьютер при изучении русского языка является полезным техническим средством обучения; часто используется в учебном процессе во время создания ученических наработок; используется преподавателями по мере реализации учебного плана. Таким образом, педагогические инструменты неотделимы от традиционных форм и методов обучения.
В итоге, хотелось бы подчеркнуть тот факт, что интерактивное обучение решает целый ряд задач, поставленных перед педагогами: познавательные задачи, развивающие, коммуникативные, воспитательные и мотивационные. Интерактивные умения представляют собой умения общаться и договариваться в процессе взаимодействия.
Таким образом, интерактивное обучение позволит создать на уроке атмосферу психологически комфортную, но в то же время способствующую решению задач, поставленных перед обучающимися, в том числе, и во время рядовых будней [Гаджиева, 2019, с. 120].