МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛЕКСИКИ В 5-6 КЛАССАХ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(216)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(216)
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛЕКСИКИ В 5-6 КЛАССАХ
Аннотация. В современной школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие каждого ученика на уроке, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи успешно решаются при помощи использования игровых технологий в процессе обучения.
В настоящее время в методике преподавания русского языка актуальность проблемы использования познавательных задач и игр на уроках очевидна и обусловлена устойчивым интересом ученых к данной проблеме, ее недостаточной практической разработанностью в науке.
Однотипные и шаблонные уроки снижают у детей заинтересованность к обучению, делают учебный процесс бесперспективным и скучным.
Для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей очень действенным обучающим методом является применение познавательных задач и игр в обучении русскому языку, повышающих интерес и внимание учащихся к учебному предмету «Русский язык», активизирующих их учебную деятельность в целом, положительно влияющих на улучшение качества знаний, умений, навыков обучающихся. [1, 656]
Ключевые слова: методика, обучающие игры, дидактические игры.
Введение: Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество.
По определению, игра – это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин. Различные исследователи и мыслители зарубежья нагромождают одну теорию игры на другую – К. Гросс, Ф Шиллер, Г. Спенсер, К. Бюллер, З. Фрейд и другие.
Особой известностью пользуется теория К. Гросса, который усматривает сущность игры в том, что она служит подготовкой к серьезной дальнейшей деятельности; в игре человек, упражняясь, совершенствует свои способности.
В теории игры, сформулированной Г. Спенсером, развившем мысль Ф. Шиллера, источник игры усматривается в избытке сил: избыточные силы, не израсходованные в жизни, в труде, находят себе выход в игре.
Педагогическая игра.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технологии внеклассной работы.
Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе – от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения.
Планируя свой урок, выбирать ту или иную игру необходимо, исходя из общих целей и задач урока.[2, 101-114]
Методы: Технология эффективных уроков, способствующих формированию необходимых компетенций у школьников, реализуется в ходе проведения урока-игры, методика проведения которого предлагается в данной разработке. Эта форма проведения занятия, по сравнению с традиционной, позволяет поддерживать высокий уровень познавательного интереса и самостоятельную умственную активность детей благодаря применению технических средств обучения, разнообразных видов самостоятельной работы, развивающему дидактическому материалу. [ 4, 86]
На уроках обобщения и систематизации знаний необходимы воспроизведение и коррекция опорных знаний, полученных ранее, повторение и анализ основных понятий по пройденной теме, и их применение для изучения нового материала и выполнение практических работ. Такие уроки оказывают существенное влияние на развитие памяти, речи, мышления. Повторение и обобщение знаний способствует формированию у учащихся различных интеллектуальных умений и навыков, таких как, давать оценку различным грамматическим явлениям, проводить сопоставления. Без уроков обобщения и систематизации знаний нельзя считать завершенным процесс усвоения учениками учебного материала.
В ходе проведения данного урока в игровой форме происходит понимание значения темы «Морфология» в курсе изучаемой дисциплины, развитие речи, мышления, практических навыков и умений, творческих способностей учащихся. Предлагаемая методическая разработка рекомендуется для проведения уроков с использованием игровых и познавательных заданий.
Методическими задачами урока-игры являются следующие:
1. Совершенствовать методику проведения уроков нетрадиционной формы.
2. Активизировать интерес к урокам русского языка.
3. Помочь учащимся раскрыть свои творческие возможности.
4. Продемонстрировать возможности использования на занятии продуктивных методов и приемов обучения (работа в группах, адресный опрос, проблемные ситуации).
Предлагаемое практическое занятие относится к нетрадиционным формам технологий развивающего обучения, проводится в виде хорошо знакомой всем игры «Меткий стрелок», в ходе которой участники и команды состязаются в ответах на теоретические вопросы, в выполнении практических заданий по изученной теме.
Проведение практического занятия в форме урока-игры способствует развитию аналитического мышления учащихся, творческих способностей. Занятие предусматривает групповую форму работы, в рамках которой можно организовать конструктивное общение и сотрудничество.
Выводы: Настоящее исследование осуществлялось с целью изучения теоретических аспектов использования познавательных задач и игр на уроках русского языка и разработки методики использования познавательных задач и игр при изучении русского языка в школе.
В результате изучения и анализа научно-методической, психологической, педагогической литературы были сделаны следующие выводы.
Опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу. Игры в обучении – это не просто развлекательный прием, форма, вид деятельности, средство обучения или способ организации познавательного материала. Познавательная задача – учебное задание, предполагающее поиск новых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Дидактическая игра – это наиболее продуктивная педагогическая технология для формирования языковой и коммуникативной компетенции у обучающихся. Познавательная игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, стимулирует и развивает психические процессы учащихся, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Использование дидактических игр не только способствует развитию интереса к учебной деятельности, но и развитию творческих способностей, формированию общеучебных умений, дает учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
Единая классификация игр по видам в настоящее время науке не известна. Существуют различные классификации дидактических игр в зависимости от разных оснований и параметров: по используемому материалу, по виду конкретной деятельности, по способу организации деятельности, по включению вспомогательного материала, по месту в структуре учебного процесса, по характеру познавательной деятельности, по предметной области, по характеру педагогического процесса и включенности в общий образовательный процесс.
Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру языкового материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности. Создание игровых ситуаций на уроках русского языка повышает интерес к предмету, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь