Статья:

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛЕКСИКИ В 5-6 КЛАССАХ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(216)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Шевцова Л.Ю. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛЕКСИКИ В 5-6 КЛАССАХ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 37(216). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/216/119185 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛЕКСИКИ В 5-6 КЛАССАХ

Шевцова Людмила Юрьевна
студент, ФГБОУ ВПО «Ставропольский педагогический институт» в г. Ессентуки, РФ, г. Ессентуки
Шульженко Вячеслав Иванович
научный руководитель, профессор, д-р филол. наук, профессор кафедры теории и методики преподавания филологических дисциплин, ФГБОУ ВПО «Ставропольский педагогический институт» в г. Ессентуки, РФ, г. Ессентуки

 

Аннотация. В современной школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие каждого ученика на уроке, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи успешно решаются при помощи использования игровых технологий в процессе обучения.

В настоящее время в методике преподавания русского языка актуальность проблемы использования познавательных задач и игр на уроках очевидна и обусловлена устойчивым интересом ученых к данной проблеме, ее недостаточной практической разработанностью в науке.

Однотипные и шаблонные уроки снижают у детей заинтересованность к обучению, делают учебный процесс бесперспективным и скучным.

Для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей очень действенным обучающим методом является применение познавательных задач и игр в обучении русскому языку, повышающих интерес и внимание учащихся к учебному предмету «Русский язык», активизирующих их учебную деятельность в целом, положительно влияющих на улучшение качества знаний, умений, навыков обучающихся. [1, 656]

 

Ключевые слова: методика, обучающие игры, дидактические игры.

 

Введение: Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество.

По определению, игра – это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин. Различные исследователи и мыслители зарубежья нагромождают одну теорию игры на другую – К. Гросс, Ф Шиллер, Г. Спенсер, К. Бюллер, З. Фрейд и другие.

Особой известностью пользуется теория К. Гросса, который усматривает сущность игры в том, что она служит подготовкой к серьезной дальнейшей деятельности; в игре человек, упражняясь, совершенствует свои способности.

В теории игры, сформулированной Г. Спенсером, развившем мысль Ф. Шиллера, источник игры усматривается в избытке сил: избыточные силы, не израсходованные в жизни, в труде, находят себе выход в игре.

Педагогическая игра.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технологии внеклассной работы.

Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе – от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения.

Планируя свой урок, выбирать ту или иную игру необходимо, исходя из общих целей и задач урока.[2, 101-114]

Методы: Технология эффективных уроков, способствующих формированию необходимых компетенций у школьников, реализуется в ходе проведения урока-игры, методика проведения которого предлагается в данной разработке. Эта форма проведения занятия, по сравнению с традиционной, позволяет поддерживать высокий уровень познавательного интереса и самостоятельную умственную активность детей благодаря применению технических средств обучения, разнообразных видов самостоятельной работы, развивающему дидактическому материалу. [ 4, 86]

На уроках обобщения и систематизации знаний необходимы воспроизведение и коррекция опорных знаний, полученных ранее, повторение и анализ основных понятий по пройденной теме, и их применение для изучения нового материала и выполнение практических работ. Такие уроки оказывают существенное влияние на развитие памяти, речи, мышления. Повторение и обобщение знаний способствует формированию у учащихся различных интеллектуальных умений и навыков, таких как, давать оценку различным грамматическим явлениям, проводить сопоставления. Без уроков обобщения и систематизации знаний нельзя считать завершенным процесс усвоения учениками учебного материала.

В ходе проведения данного урока в игровой форме происходит понимание значения темы «Морфология» в курсе изучаемой дисциплины, развитие речи, мышления, практических навыков и умений, творческих способностей учащихся. Предлагаемая методическая разработка рекомендуется для проведения уроков с использованием игровых и познавательных заданий.

Методическими задачами урока-игры являются следующие:

1. Совершенствовать методику проведения уроков нетрадиционной формы.

2. Активизировать интерес к урокам русского языка.

3. Помочь учащимся раскрыть свои творческие возможности.

4. Продемонстрировать возможности использования на занятии продуктивных методов и приемов обучения (работа в группах, адресный опрос, проблемные ситуации).

Предлагаемое практическое занятие относится к нетрадиционным формам технологий развивающего обучения, проводится в виде хорошо знакомой всем игры «Меткий стрелок», в ходе которой участники и команды состязаются в ответах на теоретические вопросы, в выполнении практических заданий по изученной теме.

Проведение практического занятия в форме урока-игры способствует развитию аналитического мышления учащихся, творческих способностей. Занятие предусматривает групповую форму работы, в рамках которой можно организовать конструктивное общение и сотрудничество.

Выводы: Настоящее исследование осуществлялось с целью изучения теоретических аспектов использования познавательных задач и игр на уроках русского языка и разработки методики использования познавательных задач и игр при изучении русского языка в школе.

В результате изучения и анализа научно-методической, психологической, педагогической литературы были сделаны следующие выводы.

Опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу. Игры в обучении – это не просто развлекательный прием, форма, вид деятельности, средство обучения или способ организации познавательного материала. Познавательная задача – учебное задание, предполагающее поиск новых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Дидактическая игра – это наиболее продуктивная педагогическая технология для формирования языковой и коммуникативной компетенции у обучающихся. Познавательная игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, стимулирует и развивает психические процессы учащихся, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Использование дидактических игр не только способствует развитию интереса к учебной деятельности, но и развитию творческих способностей, формированию общеучебных умений, дает учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

Единая классификация игр по видам в настоящее время науке не известна. Существуют различные классификации дидактических игр в зависимости от разных оснований и параметров: по используемому материалу, по виду конкретной деятельности, по способу организации деятельности, по включению вспомогательного материала, по месту в структуре учебного процесса, по характеру познавательной деятельности, по  предметной области, по характеру педагогического процесса и включенности в общий образовательный процесс.

Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру языкового материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности. Создание игровых ситуаций на уроках русского языка повышает интерес к предмету, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь

 

Список литературы:
1. Александрова Н.В. Занимательный русский язык. – СПб.: Тригон, 2007. – 656 с. 
2. Андреева А.Д. Проблема игровой мотивации современных детей // Журнал практического психолога. – 2008. – № 5. – С. 101-114. 
3. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: книга для учащихся / под ред. Л.П. Крысина. – М.: Просвещение, 1997. – 383 с.
4. Баев П.М. Играем на уроках русского языка. – М.: Русский язык,1989. – 86 с.
5. Балл Г.А. Теория учебных задач. Психолого-педагогический аспект. – М.: Академия, 2010. – 224 с. 
6. Безруков В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). – Екатеринбург, 2000. – 937 с. 
7. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. – М: Большая Российская энциклопедия, 2008. – 528 с. 
8. Бондаренко А.К., Матусик И.А. Воспитание детей в игре / под ред. Д.В. Менджерицкой. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 190 с.