Статья:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МНЕМОТЕХНИКИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(192)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Габдуллина Г.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МНЕМОТЕХНИКИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 13(192). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/192/108139 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МНЕМОТЕХНИКИ

Габдуллина Гузель Айратовна
студент, Елабужский институт Казанского федерального университета, РФ, г. Елабуга
Миннуллина Розалия Фаизовна
научный руководитель, канд. наук, доцент, Елабужский институт Казанского федерального университета, РФ, г. Елабуга

 

Установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные отличия в уровне речи детей. Поэтому главной задачей развития связной речи ребенка является усовершенствование связной речи, во всех ее аспектах: монологической и диалогической [1,с.11].

Эта задача решается через разные виды речевой деятельности: изложение литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивании стихов, а также составление рассказов по картине [3].

Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

Учитывая потребность индивидуального подхода к обучению, а также с целью максимального использования личных способностей, контроля успешности обучения и оценки показателей памяти, предложенная технология способствует развитию связной речи, расширяет и обогащает словарный запас детей, формирует умение преобразовывать абстрактные символы, образы, совершенствует способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, способствует формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, поможет сформировать новый творческий подход к обучению и позволит легко и с удовольствием получить новые знания дошкольников [2].

Одним из важных принципов современного образования является оптимизация обучения через применение новейших образовательных психолого-педагогических технологий и, в частности, «Мнемотехники» и «Мнемоники» – техники запоминания как одного из наиболее эффективных методов усвоения информации и предупреждения информационного перенасыщения [5].

Данная технология обеспечивает успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающего мира, их структуры, связях и отношениях, существующих между ними. На ее основе дети эффективнее воспринимают и перерабатывают зрительную информацию, сохраняют и воспроизводят тексты рассказов, сказок, стихов; создают речевые зарисовки, диалоги и разные рассказы [3].

Структура мнемотехники построена на принципе от простого к сложному. Задачи начинаются от простых мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, а уже потом к мнемотаблицам [2].

Мнемоквадраты - это яркие единичные изображения, которые могут обозначать какое-либо слово, словосочетание, характеристику предмета или способ действия. После усвоения простых карт усложняем задание, предлагая ребенку готовую мнемодорожку, – квадрат из 4 картинок. «Прогуливаясь» по ней ребенок учится составлять простой рассказ из двух-трех предложений [4].

Мнемодорожки – это таблица из четырех и более ячеек, расположенных линейно. Она ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко упоминают картинки, их последовательность, а затем вспоминают слова [3].

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом на занятиях по развитию связной речи дошкольников уже младшей группы. Однако важно знать, что дошкольникам младшего-среднего возраста нужно давать яркие мнемотаблицы. Так как они скорее запоминают отдельные образы: белочка – рыженькая, волк – серый, солнышко – желтое. А для старших дошкольников используем схемы в одном цвете.

Также различные виды мнемотехники в процессе развития связной речи, распределяются следующим образом: мнемоквадраты - при проведении артикуляционной гимнастики; мнемотаблицы - для акустической и артикуляционной характеристики звуков; мнемочистоговорок, мнемоскороговорок, мнемостихов - в процессе автоматизации звуков; мнемодорожек - для составления описательных предложений; грамматических мнемодорожек - в дидактических играх для построения разных типов предложений [5].

Методы мнемотехники используем при изучении стихов, отгадывании и составлении загадок, составлении рисунковых рассказов, пересказе художественной литературы, как план при составлении тематических описаний, при построении рассказов по сюжетной картине, рассказывании сказок, для составления творческих рассказов по сериям наглядных моделей.

Поскольку у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образная память, они могут непринужденно усвоить приемы мнемотехники и научиться осознанно их применять. Мнемотехника помогает детям: управлять процессом запоминания, совершенствовать свою речь, способствует развитию ассоциативного и образного мышления, внимания.

 

Список литературы:
1. Байгулова, Н. В. Педагогические результаты реализации проекта по развитию связной речи с помощью мнемотехники / Н. В. Байгулова, О. В. Чепурная // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 3 (58). – С. 11-14.
2. Галкина, И. А. Метод моделирования как средство развития описательного типа текста у старших дошкольников / И. А. Галкина, Е. А. Теплых // Балт. гуманитар. журн. – 2016. – Т. 5, № 3. – С. 211-213.
3. Горшкова Е. Учите детей общаться. // Дошкольное воспитание. - 2014. - №12.-93с.
4. Мельниченко, Я. И. Развитие речи старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации / Я. И. Мельниченко [и др.] // Современная образовательная среда: теория и практика : сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф. / редкол.: Т. В. Яковлева (отв. ред.) [и др.]. – Чебоксары, 2018. – С. 110-113.
5. Чулкова А.В. Методика формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста. – М.: Педагогика. - 2012. - 234с.