Статья:

МИРОВОЙ ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЛЕКСИИ И ЕЁ ПРЕОДОЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(305)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Иосифова Д.С. МИРОВОЙ ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЛЕКСИИ И ЕЁ ПРЕОДОЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 38(305). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/305/155287 (дата обращения: 11.01.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МИРОВОЙ ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЛЕКСИИ И ЕЁ ПРЕОДОЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Иосифова Диляра Сериковна
студент, Западно- Казахстанский университет имени Махамбета Утемисова, Казахстан, г. Уральск
Абуханова Алма Габдурахимовна
научный руководитель, Западно- Казахстанский университет имени Махамбета Утемисова, Казахстан, г. Уральск

 

Аннотация. Статья посвящена анализу международного опыта в области диагностики и коррекции дислексии у младших школьников, с фокусом на подходы, применяемые в США, Великобритании и Франции. Рассматриваются ключевые методы и программы, используемые в этих странах для поддержки детей с дислексией, включая фонические и многосенсорные подходы, индивидуализированные образовательные стратегии и интеграцию детей с дислексией в общую образовательную систему. В статье также анализируются существующие трудности и вызовы, с которыми сталкиваются дети с дислексией в Республике Казахстан, и подчеркивается необходимость внедрения международного опыта для улучшения системы коррекции и поддержки.

 

Ключевые слова: дислексия, многосенсорное обучение, графомоторика, графомоторные навыки, фоническое обучение, нейробиологические особенности.

 

Мы исследовали мировой опыт изучения и преодоления дислексии у младших школьников на материале работы учёных таких стран как Соединенные Штаты Америки (США), Великобритания и Франция. В США активно применяются структурированные программы, такие как Wilson Reading System и Orton-Gillingham, а также инновационные технологии для диагностики и мониторинга прогресса. Великобритания делает акцент на раннем выявлении и использовании систем фонического обучения, таких как Letters and Sounds и Jolly Phonics. Во Франции особое внимание уделяется ранней диагностике и индивидуальному подходу, что способствует успешной интеграции детей в образовательный процесс.

Дислексия — это нейропсихологическое расстройство, характеризующееся стойкими нарушениями в овладении навыками чтения и письма, несмотря на нормальное интеллектуальное развитие и адекватные условия обучения. Основными проявлениями дислексии являются затруднения в распознавании письменных знаков, нарушении их последовательности, а также сложности в фонематическом анализе и синтезе. Это расстройство связано с нарушением функционирования определённых областей мозга, ответственных за обработку звуковой информации, что ведёт к трудностям в связывании графических символов с их фонетическим звучанием.Причины дислексии считаются мультифакторными и могут включать генетическую предрасположенность, нейробиологические особенности и экологические факторы. Генетическая компонента проявляется в высокой вероятности возникновения расстройства у родственников первой степени родства. Нейробиологически дислексия связана с аномалиями в функционировании областей мозга, таких как задняя часть левого полушария (например, теменно-височные области), которые отвечают за распознавание письменных знаков и фонологическую обработку информации. Существуют также исследования, указывающие на нарушения в функционировании системы внимания и исполнительных функций.

Рассмотрим методы обучения детей с дислексией в ведущих странах Европы и США (Соединенных Штатах Америки).

Американские ученные предлагают множество методов обучения детей с дислексией:

Многосенсорный подход (Multisensory Teaching). Этот подход наиболее популярен в обучении тех, у кого есть проблемы не только с дислексией, но также и с СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности). Обучение является максимально инклюзивным, поскольку оно предлагает детям широкий спектр стратегий обучения, не зависящий только от аудирования, письма и чтения. Существуют различные виды сенсорного обучения, которые могут быть использованы в процессе обучения: [Structural Learning, 1]

  • визуальное обучение- это обучение посредством наблюдения;
  • аудиальное обучение- посредством слушания и восприятия звуков на слух;
  • кинестетическое обучение- посредством движения тела и физической активности (это могут быть как вестибулярные, так и проприоцептивные ощущения);
  • тактильное- обучение с помощью осязания.

Исследования показывают, что мультисенсорный подход приводит к наиболее высоким результатам, задействуя большую часть мозга. Учащиеся могут учиться используя все виды сенсорного обучения, в которых задействованы их руки и тело. Благодаря такому подходу учащиеся лучше понимают и синтезируют информацию, в связи с использованием более одного сигнала для установления связи между фактами. Немаловажно обеспечивать материалы для эффективного обучения. Это в частности, визуальные материалы такие как фотографии, видео, диаграммы,и карты. Аудиоресурсы как музыка, записи выступлений или песен [Structural Learning, 1].

Следующие подход это- Wilson Reading System (WRS). Это структурированная программа обучения детей и взрослых с дислексией и с другими трудностями в освоении навыков чтения и письма. Она основана на подходе Ортона- Гиллингема который предполагает использование четырех сенсорных каналов (зрение, слух, осязание и кинестетика), что улучшает навыки восприятия и запоминания. Программа состоит из 8 уровней, кажый из которых имеют свою структуру и правила:

  • Уровень 1- основы фонетики, ознакомление с простыми звуками и буквами.
  • Уровень 2-4- более сложные сочетания звуков и букв, основы работы с двусложными словами, закрепление навыков декодирования (процесс преобразования текста в звуки).
  • Уровень 5-8- развитие навыков чтения более длинных фраз и предложений, понимание прочитанного, углубленное изучение правил правописания и структуры языка [Wilson Language Training, 2].

Учёные Великобритании предлагают оригинальный метод, который они назвали - Jolly Phonics. Этот метод предназначен для детей старше 3 лет и используется в тех странах, где английский является основным языком. Основные особенности данного метода заключаются в следующем:

  • Основные звуки- (программа обучает детей 42 основным звукам английского языка, включая дифтонги и несколько вариантов написания одного и того же звука) представляются в виде образов или символов, что позволяет легче их запомнить.
  • Структурированность- программа делится на 4 стадии:

1) знакомство с буквами и звуками;

2) развитие навыков декодирования и чтения простых слов;

3) расширение знаний о правописании и более сложных словах;

4) развитие навыков чтения и письма.

  • Использование музыки - звуки в программе сопровождаются стихами, движениями и песнями для более легкого запоминания.
  • Игры и активные задания - в программе активно используются разнообразные игры, для вовлечения детей в процесс обучения и уменьшения тревожности [Jolly Learning, 4].

В Великобритании также используются следующие технологические средства, для улучшения навыков письма и чтения:

  • Text-to-Speech (Текст в речь): программы, которые преобразуют текст в речь. Это такие программы, как ClaroRead, Kurzweil 3000 и Read&Write, которые помогают детям с дислексией воспринимать текст через слух. Это особенно полезно для детей, которые испытывают трудности в восприятии написанного материала.
  • Использование приложений для чтения. Такие программы, как Bookshare или Learning Ally предоставляют детям с дислексией доступ к книгам и учебным материалам в аудиоформате.
  • Mind Mapping Tools (Инструменты для создания карт разума). Такие программы, как Inspiration и Kidspiration помогают детям с дислексией организовывать свои мысли, что облегчает выполнение ими письменных заданий и понимание материала.
  • Мобильные приложения. Такие мобильные приложения, как Ghotit Real Writer или Dyslexia Quest помогают детям с дислексией улучшить орфографию и грамматику, а также развивают фонологические навыки.

Французские специалисты в свою очередь, разработали следующие теории и программы коррекции дислексии.

Теория Рональда Дэвиса. Рональд Дэвис разработал теорию, которая помогает скорректировать дислексию. В детстве ему был поставлен диагноз «умственная отсталость». Несмотря на это, у него был высокий уровень интеллекта и он понимал, что чтение и письмо буду стоить ему неимоверных усилий, из- за того, что его мозг работает по- другому. Основные методы коррекции дислексии по Дэвису:

  • Реорганизация восприятия. Один из центральных методов, который используется в теории и практике Дэвиса. Заключается в том, чтобы помочь людям с дислексией «переучить» свой мозг воспринимать символы правильно. Для этого в методике используются специальные упражнения и техники пространственной ориентации, которые учат распознавать и правильно «фиксировать» буквы, слова и другие графические элементы.
  • Ментальные карты и визуализация. Одним из способов коррекции дислексии является создание ментальных карт и использование техники воссоздания символов в воображении, чтобы помочь читателю представить буквы, слова и фразы так, как они должны быть представлены. Это также помогает людям с дислексией не просто запомнить, как буквы выглядят, но и увидеть их правильное расположение в пространстве.
  • Работа с зеркальными изображениями. Методика предполагает работу с зеркальными изображениями, чтобы ребенок научился воспринимать и ориентироваться в пространственных ошибках. Это могут быть специальные упражнения, в которых человек практикуется в восприятии букв в зеркальном отражении и последующем исправлении ошибок.
  • Обучение восприятию пространства. Для коррекции дислексии Дэвис разрабатывает методы, которые помогают улучшить восприятие пространственных отношений. Эти методы включают работу с геометрическими формами, пространственными упражнениями и различными упражнениями, направленными на улучшение пространственного восприятия и ориентации.
  • Использование цвета и текстур. В методике Дэвиса используются различные цвета и текстуры для акцентирования внимания на определенных элементах текста, что помогает человеку с дислексией лучше воспринимать и запоминать информацию. Это может включать выделение отдельных частей текста цветом или использование текстурированных материалов для создания ощущений и ассоциаций, которые облегчают восприятие [Dyslexiakids.ru, 5]

Графомоторика— это способность координировать движения рук и пальцев для написания, рисования и других манипуляций, требующих точной моторной активности. Графомоторика включает в себя процессы, которые необходимы для написания букв, цифр и других символов, а также для выполнения различных графических заданий.

Французские ученые Denis Alamargot (Денис Аламарго), Marie-France Morin (Мари- Франс Морэн), Florence Bara (Флоранс Бара), внесли вклад в развитие графомоторики, основными компонентами которой являются следующие:

  • Мелкая моторика: мелкая моторика — это способность точно и скоординировано двигать мелкие группы мышц, такие как пальцы рук, что необходимо для удержания ручки и контроля за движением. Для эффективного письма важно, чтобы эти движения были быстрыми, точными и непрерывными.
  • Координация рук и глаз: графомоторика требует высокоразвитых навыков глазомоторной координации, то есть способности видеть символы и точно их воспроизводить. При этом важен не только контроль над движением руки, но и точность в передаче формы букв и цифр.
  • Ритм и скорость письма: эффективная графомоторика также связана с ритмичным и последовательным письмом. Проблемы с графомоторикой могут проявляться в нарушении ритма письма, когда дети либо слишком медленно, либо, наоборот, слишком быстро записывают текст, из-за чего появляются ошибки.
  • Пространственное восприятие: очень важным элементом является пространственная ориентация. Это касается правильного размещения символов на странице, пропорций букв и их сочетания в словах. Дети с нарушениями графомоторики могут испытывать трудности с выравниванием букв по строке, с правильным расположением букв и слов в пределах страницы.

Графомоторные навыки, согласно Denis Alamargot (Денис Аламарго), Marie-France Morin (Мари- Франс Морэн), Florence Bara (Флоранс Бара) развиваются в определённом порядке и возрасте. Основные этапы включают:

  • Младший возраст (до 5 лет): Дети начинают развивать свои графомоторные навыки через рисование, штриховку, а затем через обводку букв и простых форм.
  • Средний возраст (5-7 лет): В этот период начинается обучение письму. Дети учат правильное написание букв, их форму и размер, осваивают контроль над движением руки.
  • Школьный возраст (7-10 лет): У детей должно происходить дальнейшее развитие графомоторных навыков. Здесь внимание сосредоточено на автоматизации навыков письма, улучшении скорости и качества [Padlet.com, Graphomotrika, 6]

Изучение международного опыта в области диагностики и коррекции дислексии, особенно в странах с высокоразвитыми образовательными системами, такими как США, Великобритания и Франция, показывает значительные успехи в преодолении трудностей, связанных с этим нейропсихологическим расстройством . В этих странах разработаны и активно используются специализированные подходы, программы и методики, направленные на поддержку детей с дислексией. В США активно применяются такие научно - обоснованные методы, как многосенсорные программы и структурированные фонические подходы. В Великобритании распространены систематические программы, такие как "Letters and Sounds" и "Jolly Phonics", которые помогают детям не только преодолевать трудности в чтении и письме, но и успешно развивать другие когнитивные навыки. Во Франции внимание уделяется ранней диагностике детей с дислексией, и последующей их интеграции в систему общего образования, с особым акцентом на индивидуальный подход.

Тем временем, ситуация в Республике Казахстан остается сложной, поскольку проблема дислексии, как и других специфических нейропсихологических нарушений, до сих пор не получает должного внимания на государственном уровне. Недостаток специализированных образовательных программ, методов диагностики и коррекции ограничивает возможности детей с дислексией для полноценного образовательного развития. В Республике Казахстан пока не существует широкомасштабных программ, которые были бы нацелены на раннее выявление и поддержку детей с дислексией. Это приводит к тому, что дети, страдающие от этого расстройства, часто сталкиваются с проблемами в учебе, социальной адаптации и развитии уверенности в своих силах. Для успешного решения этой проблемы необходимо не только внедрение лучших международных практик и методик, но и создание целостной системы поддержки, включающей обучение педагогов, подготовку специалистов в области психологии и логопедии.Особо следует отметить необходимость разработки нормативно-правовой базы, которая обеспечивала бы доступ к качественной диагностике и коррекционной помощи для детей с дислексией. Важно, чтобы в Республике Казахстан шаг за шагом внедрялись эти меры, обеспечивающие равные возможности для всех детей, независимо от их образовательных потребностей и индивидуальных особенностей.

 

Список литературы:
1. Structural Learning, Multisensory Learning In The Classroom: A Teacher's Guide. https://www.structural-learning.com/post/multisensory-learning-in-the-classroom-a-teachers-guide
2. Wilson Language Training, Wilson Reading System (WRS). https://www.wilsonlanguage.com/programs/wilson-reading-system/
3. Medium.com, The Fundamentals of Jolly Phonics and Its Approach to Teaching Reading and Writing. Megha Vyas in Jolly Reading is an Education Consultant who has Certification for Jolly Phonics & Jolly Grammar from JOLLY PHONICS CPD College UK. https://medium.com/@jollyreadingin/the-fundamentals-of-jolly-phonics-and-its-approach-to-teaching-reading-and-writing-e528d9adc105. 
4. Jolly Learning, https://www.jollylearning.co.uk
5. Dyslexiakids.ru, Теория Рональда Дейвиса. https://dyslexia-kids.ru/articles/teoriya-ronalda-deyvisa 
6. ResearchGate.net, Enseigner la graphomotricité à l'école : un apprentissage fondamental pour les élèves, Denis Alamargot, Université de Poitiers. https://www.researchgate.net/publication/341122963_Enseigner_la_graphomotricite_a_l'ecole_un_apprentissage_fondamental_pour_les_eleves
7. Apprentissage de la graphomotricité à l’école: Quelles acquisitions? Quelles pratiques? Quels outils? Marie-France Morin, Florence Bara, Denis Alamargot.  https://hal.science/hal-01889114/document
8. Padlet.com, Graphomotrika. https://padlet.com/miriamtabeaauer/graphomotorik-w3tayrg6fl9mjshd