МИРОВОЙ ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЛЕКСИИ И ЕЁ ПРЕОДОЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(305)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(305)
МИРОВОЙ ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЛЕКСИИ И ЕЁ ПРЕОДОЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Статья посвящена анализу международного опыта в области диагностики и коррекции дислексии у младших школьников, с фокусом на подходы, применяемые в США, Великобритании и Франции. Рассматриваются ключевые методы и программы, используемые в этих странах для поддержки детей с дислексией, включая фонические и многосенсорные подходы, индивидуализированные образовательные стратегии и интеграцию детей с дислексией в общую образовательную систему. В статье также анализируются существующие трудности и вызовы, с которыми сталкиваются дети с дислексией в Республике Казахстан, и подчеркивается необходимость внедрения международного опыта для улучшения системы коррекции и поддержки.
Ключевые слова: дислексия, многосенсорное обучение, графомоторика, графомоторные навыки, фоническое обучение, нейробиологические особенности.
Мы исследовали мировой опыт изучения и преодоления дислексии у младших школьников на материале работы учёных таких стран как Соединенные Штаты Америки (США), Великобритания и Франция. В США активно применяются структурированные программы, такие как Wilson Reading System и Orton-Gillingham, а также инновационные технологии для диагностики и мониторинга прогресса. Великобритания делает акцент на раннем выявлении и использовании систем фонического обучения, таких как Letters and Sounds и Jolly Phonics. Во Франции особое внимание уделяется ранней диагностике и индивидуальному подходу, что способствует успешной интеграции детей в образовательный процесс.
Дислексия — это нейропсихологическое расстройство, характеризующееся стойкими нарушениями в овладении навыками чтения и письма, несмотря на нормальное интеллектуальное развитие и адекватные условия обучения. Основными проявлениями дислексии являются затруднения в распознавании письменных знаков, нарушении их последовательности, а также сложности в фонематическом анализе и синтезе. Это расстройство связано с нарушением функционирования определённых областей мозга, ответственных за обработку звуковой информации, что ведёт к трудностям в связывании графических символов с их фонетическим звучанием.Причины дислексии считаются мультифакторными и могут включать генетическую предрасположенность, нейробиологические особенности и экологические факторы. Генетическая компонента проявляется в высокой вероятности возникновения расстройства у родственников первой степени родства. Нейробиологически дислексия связана с аномалиями в функционировании областей мозга, таких как задняя часть левого полушария (например, теменно-височные области), которые отвечают за распознавание письменных знаков и фонологическую обработку информации. Существуют также исследования, указывающие на нарушения в функционировании системы внимания и исполнительных функций.
Рассмотрим методы обучения детей с дислексией в ведущих странах Европы и США (Соединенных Штатах Америки).
Американские ученные предлагают множество методов обучения детей с дислексией:
Многосенсорный подход (Multisensory Teaching). Этот подход наиболее популярен в обучении тех, у кого есть проблемы не только с дислексией, но также и с СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности). Обучение является максимально инклюзивным, поскольку оно предлагает детям широкий спектр стратегий обучения, не зависящий только от аудирования, письма и чтения. Существуют различные виды сенсорного обучения, которые могут быть использованы в процессе обучения: [Structural Learning, 1]
- визуальное обучение- это обучение посредством наблюдения;
- аудиальное обучение- посредством слушания и восприятия звуков на слух;
- кинестетическое обучение- посредством движения тела и физической активности (это могут быть как вестибулярные, так и проприоцептивные ощущения);
- тактильное- обучение с помощью осязания.
Исследования показывают, что мультисенсорный подход приводит к наиболее высоким результатам, задействуя большую часть мозга. Учащиеся могут учиться используя все виды сенсорного обучения, в которых задействованы их руки и тело. Благодаря такому подходу учащиеся лучше понимают и синтезируют информацию, в связи с использованием более одного сигнала для установления связи между фактами. Немаловажно обеспечивать материалы для эффективного обучения. Это в частности, визуальные материалы такие как фотографии, видео, диаграммы,и карты. Аудиоресурсы как музыка, записи выступлений или песен [Structural Learning, 1].
Следующие подход это- Wilson Reading System (WRS). Это структурированная программа обучения детей и взрослых с дислексией и с другими трудностями в освоении навыков чтения и письма. Она основана на подходе Ортона- Гиллингема который предполагает использование четырех сенсорных каналов (зрение, слух, осязание и кинестетика), что улучшает навыки восприятия и запоминания. Программа состоит из 8 уровней, кажый из которых имеют свою структуру и правила:
- Уровень 1- основы фонетики, ознакомление с простыми звуками и буквами.
- Уровень 2-4- более сложные сочетания звуков и букв, основы работы с двусложными словами, закрепление навыков декодирования (процесс преобразования текста в звуки).
- Уровень 5-8- развитие навыков чтения более длинных фраз и предложений, понимание прочитанного, углубленное изучение правил правописания и структуры языка [Wilson Language Training, 2].
Учёные Великобритании предлагают оригинальный метод, который они назвали - Jolly Phonics. Этот метод предназначен для детей старше 3 лет и используется в тех странах, где английский является основным языком. Основные особенности данного метода заключаются в следующем:
- Основные звуки- (программа обучает детей 42 основным звукам английского языка, включая дифтонги и несколько вариантов написания одного и того же звука) представляются в виде образов или символов, что позволяет легче их запомнить.
- Структурированность- программа делится на 4 стадии:
1) знакомство с буквами и звуками;
2) развитие навыков декодирования и чтения простых слов;
3) расширение знаний о правописании и более сложных словах;
4) развитие навыков чтения и письма.
- Использование музыки - звуки в программе сопровождаются стихами, движениями и песнями для более легкого запоминания.
- Игры и активные задания - в программе активно используются разнообразные игры, для вовлечения детей в процесс обучения и уменьшения тревожности [Jolly Learning, 4].
В Великобритании также используются следующие технологические средства, для улучшения навыков письма и чтения:
- Text-to-Speech (Текст в речь): программы, которые преобразуют текст в речь. Это такие программы, как ClaroRead, Kurzweil 3000 и Read&Write, которые помогают детям с дислексией воспринимать текст через слух. Это особенно полезно для детей, которые испытывают трудности в восприятии написанного материала.
- Использование приложений для чтения. Такие программы, как Bookshare или Learning Ally предоставляют детям с дислексией доступ к книгам и учебным материалам в аудиоформате.
- Mind Mapping Tools (Инструменты для создания карт разума). Такие программы, как Inspiration и Kidspiration помогают детям с дислексией организовывать свои мысли, что облегчает выполнение ими письменных заданий и понимание материала.
- Мобильные приложения. Такие мобильные приложения, как Ghotit Real Writer или Dyslexia Quest помогают детям с дислексией улучшить орфографию и грамматику, а также развивают фонологические навыки.
Французские специалисты в свою очередь, разработали следующие теории и программы коррекции дислексии.
Теория Рональда Дэвиса. Рональд Дэвис разработал теорию, которая помогает скорректировать дислексию. В детстве ему был поставлен диагноз «умственная отсталость». Несмотря на это, у него был высокий уровень интеллекта и он понимал, что чтение и письмо буду стоить ему неимоверных усилий, из- за того, что его мозг работает по- другому. Основные методы коррекции дислексии по Дэвису:
- Реорганизация восприятия. Один из центральных методов, который используется в теории и практике Дэвиса. Заключается в том, чтобы помочь людям с дислексией «переучить» свой мозг воспринимать символы правильно. Для этого в методике используются специальные упражнения и техники пространственной ориентации, которые учат распознавать и правильно «фиксировать» буквы, слова и другие графические элементы.
- Ментальные карты и визуализация. Одним из способов коррекции дислексии является создание ментальных карт и использование техники воссоздания символов в воображении, чтобы помочь читателю представить буквы, слова и фразы так, как они должны быть представлены. Это также помогает людям с дислексией не просто запомнить, как буквы выглядят, но и увидеть их правильное расположение в пространстве.
- Работа с зеркальными изображениями. Методика предполагает работу с зеркальными изображениями, чтобы ребенок научился воспринимать и ориентироваться в пространственных ошибках. Это могут быть специальные упражнения, в которых человек практикуется в восприятии букв в зеркальном отражении и последующем исправлении ошибок.
- Обучение восприятию пространства. Для коррекции дислексии Дэвис разрабатывает методы, которые помогают улучшить восприятие пространственных отношений. Эти методы включают работу с геометрическими формами, пространственными упражнениями и различными упражнениями, направленными на улучшение пространственного восприятия и ориентации.
- Использование цвета и текстур. В методике Дэвиса используются различные цвета и текстуры для акцентирования внимания на определенных элементах текста, что помогает человеку с дислексией лучше воспринимать и запоминать информацию. Это может включать выделение отдельных частей текста цветом или использование текстурированных материалов для создания ощущений и ассоциаций, которые облегчают восприятие [Dyslexiakids.ru, 5]
Графомоторика— это способность координировать движения рук и пальцев для написания, рисования и других манипуляций, требующих точной моторной активности. Графомоторика включает в себя процессы, которые необходимы для написания букв, цифр и других символов, а также для выполнения различных графических заданий.
Французские ученые Denis Alamargot (Денис Аламарго), Marie-France Morin (Мари- Франс Морэн), Florence Bara (Флоранс Бара), внесли вклад в развитие графомоторики, основными компонентами которой являются следующие:
- Мелкая моторика: мелкая моторика — это способность точно и скоординировано двигать мелкие группы мышц, такие как пальцы рук, что необходимо для удержания ручки и контроля за движением. Для эффективного письма важно, чтобы эти движения были быстрыми, точными и непрерывными.
- Координация рук и глаз: графомоторика требует высокоразвитых навыков глазомоторной координации, то есть способности видеть символы и точно их воспроизводить. При этом важен не только контроль над движением руки, но и точность в передаче формы букв и цифр.
- Ритм и скорость письма: эффективная графомоторика также связана с ритмичным и последовательным письмом. Проблемы с графомоторикой могут проявляться в нарушении ритма письма, когда дети либо слишком медленно, либо, наоборот, слишком быстро записывают текст, из-за чего появляются ошибки.
- Пространственное восприятие: очень важным элементом является пространственная ориентация. Это касается правильного размещения символов на странице, пропорций букв и их сочетания в словах. Дети с нарушениями графомоторики могут испытывать трудности с выравниванием букв по строке, с правильным расположением букв и слов в пределах страницы.
Графомоторные навыки, согласно Denis Alamargot (Денис Аламарго), Marie-France Morin (Мари- Франс Морэн), Florence Bara (Флоранс Бара) развиваются в определённом порядке и возрасте. Основные этапы включают:
- Младший возраст (до 5 лет): Дети начинают развивать свои графомоторные навыки через рисование, штриховку, а затем через обводку букв и простых форм.
- Средний возраст (5-7 лет): В этот период начинается обучение письму. Дети учат правильное написание букв, их форму и размер, осваивают контроль над движением руки.
- Школьный возраст (7-10 лет): У детей должно происходить дальнейшее развитие графомоторных навыков. Здесь внимание сосредоточено на автоматизации навыков письма, улучшении скорости и качества [Padlet.com, Graphomotrika, 6]
Изучение международного опыта в области диагностики и коррекции дислексии, особенно в странах с высокоразвитыми образовательными системами, такими как США, Великобритания и Франция, показывает значительные успехи в преодолении трудностей, связанных с этим нейропсихологическим расстройством . В этих странах разработаны и активно используются специализированные подходы, программы и методики, направленные на поддержку детей с дислексией. В США активно применяются такие научно - обоснованные методы, как многосенсорные программы и структурированные фонические подходы. В Великобритании распространены систематические программы, такие как "Letters and Sounds" и "Jolly Phonics", которые помогают детям не только преодолевать трудности в чтении и письме, но и успешно развивать другие когнитивные навыки. Во Франции внимание уделяется ранней диагностике детей с дислексией, и последующей их интеграции в систему общего образования, с особым акцентом на индивидуальный подход.
Тем временем, ситуация в Республике Казахстан остается сложной, поскольку проблема дислексии, как и других специфических нейропсихологических нарушений, до сих пор не получает должного внимания на государственном уровне. Недостаток специализированных образовательных программ, методов диагностики и коррекции ограничивает возможности детей с дислексией для полноценного образовательного развития. В Республике Казахстан пока не существует широкомасштабных программ, которые были бы нацелены на раннее выявление и поддержку детей с дислексией. Это приводит к тому, что дети, страдающие от этого расстройства, часто сталкиваются с проблемами в учебе, социальной адаптации и развитии уверенности в своих силах. Для успешного решения этой проблемы необходимо не только внедрение лучших международных практик и методик, но и создание целостной системы поддержки, включающей обучение педагогов, подготовку специалистов в области психологии и логопедии.Особо следует отметить необходимость разработки нормативно-правовой базы, которая обеспечивала бы доступ к качественной диагностике и коррекционной помощи для детей с дислексией. Важно, чтобы в Республике Казахстан шаг за шагом внедрялись эти меры, обеспечивающие равные возможности для всех детей, независимо от их образовательных потребностей и индивидуальных особенностей.