Статья:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Конференция: LIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Гагарина Н.С. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЕ ВРЕМЯ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(59). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/1(59).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Гагарина Нина Сергеевна
магистрант, ФГБОУ ВО Новосибирский государственный педагогический университет, РФ, г. Новосибирск
Храпченков Владимир Георгиевич
научный руководитель, д-р. пед. наук, профессор кафедры педагогики и методики начального образования Института детства ФГБОУ ВО Новосибирский государственный педагогический университет, РФ, г. Новосибирск

 

В начальной школе подготовка школьников к проектной деятельности является одной из важнейших задач педагогов, где стоит учитывать многие условия для успешного формирования регулятивных универсальных учебных действий.

Развитие и формирование регулятивных универсальных учебных действий может реализовываться в различных ситуациях: урочная и внеурочная деятельность, проектная работа и другая деятельность младших школьников. Проектная деятельность в школе направлена на достижение целей интеллектуального развития учащихся, формирование качеств мышления, характерных для проектной деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем, а также на знакомство ребенка с миром, формирование у школьников творческого мышления и реализации своего творческого потенциала[1].

Метод проектов в формировании познавательных УУД занимает важное место. Главная идея метода проектов – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической[2].

Организация проектов в начальной школе сегодня - очень интересное и актуальное направление. Об этом говорит довольно большой интерес педагогов-практиков к данной теме. Как показывает опыт, педагоги часто смешивают такие понятия, как «проектирование», «проектный метод» и «проектная деятельность», поэтому важно различать данные понятия. Проект в переводе с английского - «брошенный вперед», это прообраз, план какого-либо объекта, процесса, дела. Проектирование - это понятие, отражающее сам процесс создания проекта его участниками. Понятие «проектный метод» включает в себя две составляющие - «проект» и «метод». Метод - это способ, путь обучения. Таким образом, под проектным методом можно понимать способ обучения через организацию проектов. Проектная деятельность - это активная творческая деятельность учащихся, имеющая конкретную цель, определенную структуру, направленная на получение заранее прогнозируемого продукта [4].

Проектная деятельность может быть организована в урочное время в различных форматах, которые можно интегрировать.

Рассмотрим несколько видов деятельности в урочное время:

Игровая деятельность. Для детей младших классов проект - это часто игра, включающая их в выполнение соответствующих ролей - архитектора, дизайнера и прочих (в зависимости от вида и темы проекта)

Познавательная деятельность (в том числе исследовательская). У детей младшего школьного возраста довольно маленький жизненный опыт и запас знаний. Именно поэтому выполнение проекта всегда связано для них с поиском новых знаний, умений и последующим их применением

Ценностно-ориентационная деятельность. В процессе работы над проектом важно не только развивать соответствующие умения, обогащать детей знаниями, но и формировать осознанное, эмоционально-ценностное отношение к объекту проектирования и полученному опыту. Это одна из важнейших задач педагога-организатора проектной деятельности

Учебная деятельность. В процессе реализации работы над проектом у детей формируются проектные умения (организационные, коммуникативные, творческие, презентационные, оценочные), которые, по сути, являются метапредметными и соответствуют всем группам универсальных учебных действий

Коммуникативная деятельность. Организация проектов в начальной школе обязательно должна начинаться с коллективных и групповых проектов, так как это способствует эффективному формированию проектных умений. Следовательно, дети погружаются в ситуации общения со взрослым и сверстниками

Созидательная творческая деятельность. Особенность проектной деятельности состоит в том, что ее результатом является конкретный продукт. Поэтому в начальной школе проектная детальность часто связана именно с созидательной творческой деятельностью - рисованием, лепкой, моделированием и др [5].

Все эти виды деятельности могут быть реализованы с помощью проектной деятельности, в которой младшие школьники развивают свои умения, формируют свое сознание, самостоятельность и учебное сотрудничество. Также в рамках такой деятельности младшие школьники формируют универсальные учебные действия и развивают свой творческий потенциал.

Также отметим, что в начальной школе на различных предметах можно организовать проектную деятельность, которая решит ряд задач, в соответствии с направлением проектной деятельности.

Например, на уроке окружающего мира в начальной школе происходит изучение двух важнейших направлений - природы и культуры. Формирование понятий обязательно должно быть связано с включением детей в активную деятельность - исследовательскую, творческую. Только пропустив знание через свою деятельность, ребенок сделает его «своим». В этом плане использование проектной деятельности на уроках не только оправданно, но и является эффективным. Конкретным продуктом такого проекта может быть «Красная книга края», «Макет улицы (площади) города», «Журнал безопасной жизни» и подобное.

Проекты на уроках литературного чтения будут способствовать лучшему пониманию конкретных произведений, жанровых, стилистических особенностей. Проекты, реализуемые на уроке чтения, могут быть связаны с инсценированием произведения, создания словаря устаревших слов, рисунков-слайдов и др. Но подчеркнем, что все указанные виды работ на данных уроках будут связаны с проектной деятельностью, если педагог будет реализовывать их по этапам проектирования.

Таким образом, проектная деятельность, являясь интегративной деятельностью, обеспечивает погружение учащихся в разнообразную активную деятельность, решает задачи усвоения предметных знаний различных дисциплин, позволяет формировать универсальные учебные действия проектного характера. Важно, что благодаря проектной деятельности дети становятся активными участниками образовательной деятельности на уроке. Если проектная деятельность будет успешно организована не только во внеурочное, но и в урочное время, это позволит педагогам сделать процесс обучения более интересным и эффективным.

 

Список литературы:
1. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения  Директор школы. М.1995, №6. 236 с.
2. Калиткина, Е. В. Организация проектной деятельности младших школьников // Молодой ученый. 2019.  № 1 (239).  С. 168-170.
3. Поздеева С. И., Кузнецова Т. В. Позиция педагога в организации проектной деятельности младших школьников // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 2. С. 62.
4. Семенова Н. А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 11.
5. Семенова Н. А. Проектная деятельность младших школьников в урочное время // Ped.Rev.. 2013. №1 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-mladshih-shkolnikov-v-urochnoe-vremya (дата обращения: 26.06.2021).