ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФФНР
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(325)
Рубрика: Педагогика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(325)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФФНР
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с ЗПР, а также возможности использования игровых технологий с целью коррекции нарушений.
Ключевые слова: отклонения в развитии, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, фонетико-фонематическая сторона речи.
Преодоление речевых нарушений у детей в раннем возрасте имеет критически важное значение для их общего психического развития. Это обстоятельство объясняет высокий уровень исследовательского интереса к данной теме. Психологи и логопеды, применяя психолого-педагогическую диагностику, могут определить оптимальные подходы и методы работы с детьми, которые имеют речевые отклонения, что позволяет адаптировать учебный процесс под их индивидуальные характеристики, как в групповом, так и в индивидуальном формате. С увеличением числа дошкольников, сталкивающихся с различными отклонениями в развитии, возрастает необходимость внедрения диагностико-коррекционных и профилактических методов в работу дошкольных учреждений. По статистике, около 60% всех детей в детских садах имеют проблемы с речевым развитием. Как отмечает Л.С. Выготский, нарушения в одном из анализаторов или в интеллектуальной сфере не происходят изолированно, они приводят к множеству других отклонений. Это взаимодействие создает сложный психологический профиль нарушений психического развития у детей, где речевые расстройства являются одним из основных синдромов. Развитие фонетико-фонематической стороны речи проходит несколько этапов. На первой стадии у ребенка отсутствует способность различать звуки и понимать речь. Эта стадия называется дофонематической. На второй стадии дети способны различать только звучания, которые отличаются сильно, но не замечают мелких различий. Третья стадия отмечается тем, что ребенок понимает смысловые признаки звуков, хотя может использовать слова с искаженным произношением. На четвертой стадии речь становится более зрелой, хотя фонематическое деление остается нестабильным, особенно в отношении незнакомых слов. На финальной стадии процесс фонематического развития завершается, и ребенок начинает адекватно различать правильное и неправильное произношение. Полное развитие фонематического различия должно завершиться в дошкольном возрасте. К двум годам дети способны различать слова, отличающиеся лишь одним звуком, а к трем годам они начинают замечать неправильное произношение у других. В возрасте 4-5 лет дети начинают осознанно учиться произносить трудные звуки и к пяти годам навыки нормированного произношения формируются окончательно, что позволяет развивать фонематический анализ. Ошибки в фонематических процессах часто возникают из-за недоразвития фонетико-фонематической стороны речи, что негативно сказывается на понимании и производстве языковых структур. К таким ошибкам относятся пропуски и добавления звуков, изменения их порядка и слияние слов, которые указывают на незрелость фонематического восприятия и анализа. Например, пропуск согласных или слогов может означать, что ребенок не обладает четким звуковым представлением слова. Игры все чаще используются как эффективный метод для помощи детям в преодолении речевых нарушений. Они не только привлекают внимание, но и помогают развивать навыки произношения и знание грамматических норм, подготавливая детей к обучению в школе. Помимо развлекательной функции, дидактические игры решают важные задачи в речи, такие как развитие словарного запаса, формирование правильных грамматических конструкций и улучшают связную речь. Формирование фонематического восприятия начинается с простых неречевых звуков и плавно переходит к звукам речи. Это позволяет детям учиться различать и анализировать звучание слов. Успешное выполнение заданий и игра в учебном процессе способствует выработке необходимых навыков. Например, во время игры дети могут угадывать людей по голосу, определять звук в словах, выделять слоги и выполнять другие логические задачи. Таким образом, использование игр для развития фонетико-фонематической стороны речи оказывает значительное влияние на общие способности детей к овладению языком и служит основой успешного обучения. В конечном счете, задача воспитателя заключается в том, чтобы заинтересовать детей и грамотно организовать учебный процесс, что будет способствовать усвоению нового материала и поощрять их к обучению.
