Статья:

Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами арт-педагогики

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(129)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Романенко К.О. Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами арт-педагогики // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 36(129). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/130/79975 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами арт-педагогики

Романенко Кристина Олеговна
студент, Северо-Кавказский федеральный университет, РФ, г. Ставрополь
Колокольникова Мария Валерьевна
научный руководитель, старший преподаватель, Северо-Кавказский федеральный университет, РФ, г. Ставрополь

 

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата - это полиморфная в клиническом и психолого-педагогическом отношении категория лиц. Изучение личностных особенностей детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата является одной из наиболее актуальных проблем в коррекционной психологии. Кардинальное изменение взглядов на систему помощи больному ребенку, наметившееся в последние годы, привело к осознанию того, что первостепенной задачей стало развитие личности ребенка и успешная интеграция его в социум [1, С. 132].

Эмоции детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата качественно отличаются от эмоций детей с нормальным развитием. И это, в первую очередь, может быть обусловлено поражением головного мозга при данной патологии. В возникновении эмоциональных состояний главнейшую роль играет центральная нервная система. Так как нарушения опорно-двигательного аппарата могут возникать в результате раннего поражения определенных структур головного мозга, то соответственно, сам механизм эмоционального реагирования изначально будет нарушен. И процесс развития и формирования эмоциональной сферы, у ребенка дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата будет  иметь отличия от аналогичного механизма нормального развития эмоций.

Эмоционально-волевая сфера у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата  характеризуется следующими особенностями: повышенная возбудимость, пассивность, безынициативность, застенчивость, повышенная склонность испытывать беспокойство, ощущение постоянного напряжения, расстройство сна, повышенная впечатлительность, повышенная утомляемость, слабая волевая активность ребенка [2, С.15; 6, С. 21].

Наблюдения психологов и педагогов, а также опыт педагогов-практиков показали, что использование традиционных методов, приемов и средств  воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата не всегда дают ожидаемый результат. В связи с этим возникает необходимость поиска новых эффективных методов работы с детьми с особыми образовательными потребностями, поэтому, наряду с использованием традиционных методов важную роль в преодолении недостатков развития могут сыграть и арт-педагогика [5, С. 368].

При правильном отборе и систематическом включении арт-терапевтических технологий в процесс коррекции эмоционального развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата будет незримо происходить обогащение эмоционального фона положительными эмоциями, формирование умения адекватно отреагировать ребёнком любые жизненные ситуации.

На сегодняшний день разработано огромное количество средств арт-терапевтической направленности. Наиболее благоприятными и эффективными для детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата являются следующие направления арт-терапевтических технологий.

Изотерапия как увлекательное, доступное, интересное средство психологической коррекции эмоционального развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Умело и грамотно подобрав изобразительные материалы и техники в соответствии с особенностями психоэмоционального состояния ребёнка, можно не только развить у него положительные эмоции и чувства, но и сформировать первоначальные элементарные навыки контроля за своим поведением.

Еще одним направлением в коррекционной работе средствами искусства при двигательных нарушениях является музыкальное воспитание и музыкальная терапия. Особую важность это направление имеет в тех случаях, когда патология связана с нарушениями мышечного тонуса- специально подобранное музыкальное воздействие способствует нормализации нарушенного тонуса.

У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ритмические упражнения под музыку очень важны для стабилизации нормального положения головы, развития умения расслаблять мышцы и подавлять патологические синергии и синкинезии и др. Они создают положительный эмоциональный настрой.

Но самым важным направлением в работе с этим контингентом, несомненно, является кинезиотерапия. Кинезитерапия включает в себя все формы лечения движением и состоит из средств, непосредственно восстанавливающих двигательные функции. В психолого-педагогической практике используют следующие виды кинезиотерапии: танцетерапию, хореотерапию, коррекционную ритмику, психогимнастику. В языке жеста, мимики, в позах, движениях всегда отражается внутреннее эмоциональное, душевное состояние ребенка, происходит развитие и нормализация нарушений двигательной сферы.

Активно на занятиях с детьми дошкольного возраста c проблемы в развитии двигательной сферы используется сказкотерапия. Она позволяет ребенку осознать свои проблемы и увидеть различные пути их решения. Психологи, применяющие сказки, часто отмечают, что на осознаваемом вербальном уровне ребенок может и не принимать сказку, однако положительный эффект от работы все равно присутствует, т. е. изменения часто происходят на подсознательном уровне.

В основе работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата с использованием арт-терапии лежит психолого-педагогическая помощь, которая обеспечивает необходимое ощущение психологической и эмоциональной защищенности каждому ребёнку в отдельности и группе детей в целом. Благодаря использованию и комплексному сочетанию методов арт-терапии возможна коррекция психомоторной сферы, эмоционального состояния детей, развитие позитивных личностных качеств (уверенности в себе, независимости, активности) обеспечение более успешной и адаптации [3, С. 100; 4, С. 192]. Таким образом,  понимание сущности эмоционального развития и того, что основными причинами нарушений эмоциональных состояний являются слабость нервной системы ребёнка, возрастные и индивидуально-личностные особенности, особенности детско-родительских отношений, отношений в детском коллективе и с педагогам дают возможность использовать арт-терапию как совокупность эффективных методик, которые способствуют коррекции эмоционального развития детей  с нарушениями опорно-двигательного аппарата за счёт снижения уровня тревожности, страхов, нивелирования негативных состояний после психотравмирующих жизненных ситуаций.

 

Список литературы:
1. Бадалян, Л.О., Журба, Л.Т., Тимонина, О. В. Детские церебральные параличи. М., 2008.- С. 132.
2. Винокурова, И. П. Эмоциональные особенности детей с диагнозом ДЦП // Вестник интегративной психологии. – 2004. – № 9. – С.14-18, С.15.
3. Дудка С. В. Арт-терапевтические занятия для детей с ДЦП / С. В. Дудка. – Одесса: Просвещение, 2007. – С. 100.
4. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. – Москва: Академия, 2010. – С. 192.
5. Шипицына, Л.М., Мамайчук, И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – С. 368. 
6. Шишковская А. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП [Текст] / А. Шишковская // Вестник интегративной психологии. - 2006. - № 5. - С.14-22, с.21.