Статья:

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЙ В ПРИРОДЕ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(228)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Наумова И.А. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЙ В ПРИРОДЕ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 5(228). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/228/123631 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЙ В ПРИРОДЕ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ

Наумова Ирина Алексеевна
студент, Елабужский Институт Казанского Федерального Университета, РФ, г. Набережные Челны

 

Как в детском саду преобладает игра как метод познания окружающей среды, так в начальной школе преобладает метод наблюдения. Обучающиеся наблюдают и подражают поведению учителя- нового в их жизни человека, смотрят на своих одноклассников и перенимают новые привычки и манеры. В этот период крайне важно направить внимание ребенка на то, что может его увлечь, принести новые знания и проявить интерес в дальнейшем к какому-либо предмету.

Наиболее эффективным средством обучения экологического образования младших школьников является ознакомление учащихся с природой. Ещё Коменский Я.А. в «Великой дидактике» рекомендовал начинать изучение не со словесных толкований, а с наблюдений в природе. А Ушинский К.Д. отмечал, что неторопливая прогулка, проводимая не вполне обычным образом, помогает сосредоточить внимание ребят на многих сторонах мира живой природы.

Рассмотрим на примере наблюдения за изменениями природы в школьном дворе. Предмет окружающий мир.

К сожалению для некоторых педагогов и к счастью для детского развития, мы не можем поставить детей п стойке смирно и дать им команду «Наблюдать». В начальной школе можно проявить интерес к наблюдениям через игру, соревнование.

К примеру, класс вышел на прогулку во время продленного дня. С классом можно найти одно дерево или куст (желательно, не на центральной аллее, а подальше от чужих глаз) и устроить игру, кто из ребят будет первый замечать, что изменится во время каждой прогулки. Затем каждый месяц делать вывод уже на уроке окружающего мира, как изменяется погода каждый месяц. Главное правило в таком наблюдении- систематичность и постоянство. Дети могут вести свои наблюдения даже во время каникул и выходных, и при встрече с учителем делиться своими наблюдениями.

Но совсем не обязательно выходить гулять с классом в любую погоду. Можно возродить старую добрую традицию- вести календарь погоды. Существует много способов реализации календаря погоды для детей. Данное дерево, это уникальный способ отмечать, какая была погода каждый день, в течении всего года. Выполняется это с помощью раскрашивания каждого листочка в цвет, который соответствует определенной погоде. На дереве, по порядку, вдоль веток, размещено 365 или 366 листочков (в зависимости от того, високосный год или нет). Каждый листочек соответствует одному дню. С примером такого календаря можно ознакомиться ниже. Дети самостоятельно определяют цвета для каждого определения погоды. Данный плакат можно повесить в классе и ежедневно заполнять с классом.

 

Рисунок 1. Иллюстрация

 

Для того, чтобы ребенок не заострял внимание только на одном объекте для наблюдения, крайне важно прививать детям важнейшее качество, которое пригодится им в дальнейшем. Это наблюдательность.

Так как учитель для детей- идеал для подражания, то и прививать наблюдательность можно на своем примере.

Можно делать детям комплименты, заменять каждый день что-то новое. У кого-то новая рубашка, новая стрижка или рюкзак. Главное делать это ежедневно и от души. Так обучающиеся научатся уже сами замечать что-то новое. И уже через месяц можно будет заметен результат. Замечать они будут не только изменение во внешности одноклассников, но и изменения, которые происходят вокруг них.

И закончить хотелось бы высказыванием Василия Александровича Сухомлинского: «Человек стал человеком, когда услышал шелест листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». Ведь именно педагог учит детей наблюдать за природой, ее изменениями и фиксирует это.

 

Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.
2. Барышева Ю.А. Наблюдение как метод познания окружающего мира младшими школьниками [Текст] / Ю.А. Барышева // Начальная школа. - 2018. - №7. - С. 36-40.
3. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания [Текст] / Е.В. Григорьева. – М.: ВЛАДОС, 2018. - 253 с.
4. Зубков Т.И. Формирование познавательной активности учащихся начальных классов [Текст] / Т.И. Зубков. – Екатеринбург, 2017. – 190ː с.
5. Тимошкина Н.В., Черткоева Е.Г. Наблюдение как метод изучения окружающего мира в начальной школе // Международный студенческий научный вестник. - 2019. - № 2. - С. 135.