СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(271)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(271)
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Современные психолого-педагогические исследования демонстрируют важность сенсорного развития ребенка для его будущей жизни. Это определяет задачу, стоящую сегодня перед дошкольным учреждением — разработать и использовать в детском саду наиболее эффективные средства и методы сенсорного развития. Одним из таких средств является продуктивная деятельность дошкольника. Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте — это развитие эмоций, восприятий, зрительных представлений. В этом возрасте у детей снижаются пороги чувствительности, значительно повышаются острота зрения и цветовое восприятие, ощущение веса предметов также становится более точным, совершенствуются фонематический и звуковысотный слух.
Продуктивная деятельность тесно связана с сенсорным развитием ребенка, поскольку необходимое для успешной продуктивной деятельности формирование представления об объектах требует приобретения детьми знаний об их свойствах, качествах, форме, цвете, размере, их положении в пространстве. Основным способом организации продуктивной деятельности детей младшего дошкольного возраста является информационно-организационный, который обеспечивает восприятие детьми заранее подготовленной информации, когда дошкольники получают от воспитателя подробные пошаговые инструкции по выполнению деятельности.
Основными методами организации продуктивной деятельности младших дошкольников в ДОУ являются речевые методы (беседа, объяснение, поощрение, художественное слово) и игровые методы (дидактические, подвижные, театрализованные, пальчиковые). Посредством данных методов решаются основные задачи формирования продуктивной деятельности и сенсорного развития дошкольников.
На занятиях могут применяться различные методы, которые позволяют раскрыть личность ребенка, создать условия для переживания положительных эмоций в процессе творческого вдохновения, стать движущей силой, благотворно влияющей на развитие ребенка. Эта сила помогает дошкольнику справляться с трудностями в процессе продуктивной деятельности и способствует сенсорному развитию детей. На основе теоретического анализа по проблеме исследования мы сформулировали гипотезу о том, что процесс сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста будет более эффективным, если организовать его посредством продуктивной деятельности.
Сенсорика - это область восприятия и взаимодействия с окружающим миром через чувства. Это важный аспект развития ребенка, так как позволяет ему лучше понимать и адаптироваться к окружающей среде. Существует много исследований, которые подтверждают, что развитие сенсорных навыков может иметь положительное влияние на когнитивные и моторные навыки у детей.
Сенсорные навыки включают в себя такие аспекты, как зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, а также равновесие и положение тела в пространстве. Развитие этих навыков начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всей жизни.
Для детей дошкольного возраста особенно важно предоставлять разнообразные сенсорные опыты. Это может быть выполнение различных двигательных упражнений, экспериментирование с разными текстурами и формами, экспозиция к разным запахам и вкусам, а также игры, которые способствуют развитию координации и баланса.
Сенсорика также имеет важное значение для детей с особыми потребностями, таких как дети с задержкой развития или аутизмом. Упражнения по развитию сенсорики могут помочь им лучше взаимодействовать с окружающим миром и улучшить их качество жизни.
Таким образом, развитие сенсорики играет важную роль в общем физическом, эмоциональном и когнитивном развитии детей. Понимание этого подхода поможет родителям, педагогам и специалистам в области детского развития создать окружение, которое способствует полноценному развитию сенсорных навыков у детей.
Продуктивная деятельность играет важную роль в сенсорном развитии детей. Игры, задания и другие виды продуктивной деятельности не только развивают моторику и координацию движений, но и способствуют развитию чувства тактильного восприятия, зрительного восприятия, слухового восприятия и других аспектов сенсорного развития.
Одним из важных аспектов продуктивной деятельности является развитие моторики и координации движений. Во время игр и упражнений дети учатся контролировать свои движения, развивают ловкость и мастерство в выполнении различных задач. Это особенно важно в младшем возрасте, когда дети только начинают осваивать мир вокруг себя.
Кроме того, продуктивная деятельность способствует развитию чувства тактильного восприятия. Различные виды текстур, форм и размеров игрушек, материалов для рисования и лепки помогают детям развивать свое тактильное восприятие и учат их различать между различными поверхностями и материалами.
Зрительное восприятие также активно развивается во время продуктивной деятельности. Рисование, лепка, игра с конструкторами – все это помогает детям развивать свою визуальную память, воображение и пространственное мышление.
Слуховое восприятие также находит свое развитие во время продуктивной деятельности. Дети учатся слушать различные звуки, музыку, пения птиц или звуки животных, что помогает им развивать свое слуховое восприятие и отличать между различными звуками.
Игры и упражнения, направленные на развитие моторики, тактильного восприятия, зрительного и слухового восприятия, способствуют полноценному развитию ребенка и помогают ему осваивать мир вокруг себя.
Сенсорное развитие является одним из важнейших аспектов развития детей дошкольного возраста. В течение первых лет жизни дети учатся использовать все свои чувства для восприятия окружающего мира. Однако, не все дети имеют равномерное развитие сенсорных функций, что может влиять на их общее развитие и успех в будущем.
Исследования показали, что продуктивная деятельность, такая как игры с конструкторами, лепка из пластилина, рисование, игры с различными материалами и предметами, может значительно улучшить сенсорное развитие детей. Данные виды занятий помогают детям развивать свои тактильные, визуальные, слуховые и пространственные способности, что, в свою очередь, способствует улучшению памяти, внимания и мышления.
Кроме того, продуктивная деятельность может также помочь развивать мелкую моторику у детей, что является важным аспектом развития для успешной работы рук. Например, лепка из пластилина может помочь детям улучшить свои мелкомоторные навыки и координацию движений, а рисование – развивать устойчивость к руководству и свободу творческого мышления.
Развивая свои чувства и способности, дети могут стать более независимыми, уверенными и успешными в будущем.
Сенсорное развитие детей играет важную роль в их общем развитии и успешной адаптации в обществе. Оно включает в себя способность использовать свои зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и тактильные ощущения для понимания мира вокруг себя и взаимодействия с ним. Поэтому выявление исходного уровня сенсорного развития детей имеет важное значение для их дальнейшего обучения и поддержки.
Сенсорное развитие начинается еще с рождения и продолжается в течение всего детства. Оно связано с развитием нервной системы и мозга, а также с опытом, который ребенок получает взаимодействуя с окружающей средой. Поэтому важно проводить оценку сенсорного развития детей на ранних этапах и следить за его динамикой в течение всего детства.
Одним из способов выявления исходного уровня сенсорного развития детей является наблюдение за их поведением и реакциями на различные стимулы. Например, можно обратить внимание на то, как ребенок реагирует на изменения освещения в комнате, на звуки, запахи, на ощупывание различных текстур, на вкусы разных продуктов. Также можно провести специальные тесты, например, для оценки слуховой и зрительной реакции, координации движений и так далее.
Проведение оценки сенсорного развития детей не только поможет выявить их индивидуальные особенности и потребности, но и определить возможные задержки или отклонения в развитии, которые могут требовать дополнительной поддержки и коррекционных мероприятий. Например, дети с сенсорными нарушениями могут испытывать трудности в общении с окружающими, в учебе, в повседневных делах, что может привести к проблемам в самооценке и социальной адаптации.
Цель экспериментального исследования заключается в разработке и проверке эффективности использования дидактических игр с элементами сюжета для развития сенсорных навыков детей младшего дошкольного возраста. Эксперимент проводился в детском саду №31 "Волшебная страна" в городе Пенза на базе Филиала №2 "Акварелька". Участниками исследования стали 40 детей двух вторых младших групп в возрасте 3-4 года. Из них 20 детей принимали участие в констатирующем и контрольном этапах эксперимента (10 девочек и 10 мальчиков) и составляли экспериментальную группу, а 20 детей участвовали во всех трех этапах эксперимента (12 девочек и 8 мальчиков) и составляли контрольную группу. Такое количество участников было выбрано для обоснования результатов диагностики.
По итогам экспериментального исследования были определены уровни сенсорного развития детей второй младшей группы дошкольников [16]:
- высокий уровень - 7-8 заданий выполнены самостоятельно;
- средний уровень - 4-6 заданий выполнены самостоятельно или после показа взрослым;
- низкий уровень - 1-3 задания выполнены самостоятельно или после показа взрослым.
Анализ диагностики уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста КГ на констатирующем этапе показал, что проблемы с упражнением на тактильные ощущения («Что лежит в мешочке») возникли у большинства детей, также как и в экспериментальной группе. В данной задаче успешно справилось 8 человек из КГ. Сформированное понятие формы отсутствовало почти у всех детей, и только 4 из 20 смогли выполнить упражнение «Разрезные картинки». Трудности также возникли с заданием на определение отсутствующего цвета («Какого цвета не стало»), и только 6 детей справились с этим заданием. Результаты иллюстрируются на рисунке 1.
Рисунок 1. Результаты диагностики уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста ЭГ и КГ (констатирующий этап)
На основании результатов констатирующего этапа экспериментального исследования уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, можно сделать следующие выводы: в экспериментальной группе только трое детей (15% от общего числа детей ЭГ) имеют высокий уровень сенсорного развития, десять дошкольников (50%) обладают средним уровнем развития, а у семи детей (35%) наблюдается низкий уровень развития. Аналогичные данные получены и для контрольной группы: только двое детей (10% от общего числа детей КГ) имеют высокий уровень сенсорного развития, двенадцать детей (60%) обладают средним уровнем развития, а у шести детей (30%) наблюдается низкий уровень развития. Таким образом, результаты констатирующего этапа эксперимента показывают, что и в экспериментальной, и в контрольной группе наблюдаются низкие показатели сенсорного развития детей. Более того, результаты развития в обеих группах оказались примерно равными. Из полученных данных можно сделать вывод о необходимости проведения специальной работы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста.
Результаты контрольного этапа опытно-экспериментальной работы показывают, что использование дидактических игр с элементами сюжета влияет на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста (рис. 2). В экспериментальной группе 55% детей обладают высоким уровнем сенсорного развития, 45% - средним уровнем, а ни у одного из детей нет низкого уровня сенсорного развития. В контрольной группе только 20% детей имеют высокий уровень, 65% - средний уровень, и 15% все еще имеют низкий уровень сенсорного развития. Таким образом, результаты показывают эффективность и целесообразность использования дидактических игр с элементами сюжета в образовательной и воспитательной работе с детьми младшего дошкольного возраста для развития их сенсорных навыков.
Рисунок 2. Результаты диагностики уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста ЭГ и КГ на контрольном этапе