Статья:

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(271)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Фасхутдинова Ф.Р. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 4(271). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/269/144264 (дата обращения: 29.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Фасхутдинова Фарида Ришатовна
студент, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Елабуга
Галич Татьяна Николаевна
научный руководитель, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Елабуга

 

Современные психолого-педагогические исследования демонстрируют важность сенсорного развития ребенка для его будущей жизни. Это определяет задачу, стоящую сегодня перед дошкольным учреждением — разработать и использовать в детском саду наиболее эффективные средства и методы сенсорного развития. Одним из таких средств является продуктивная деятельность дошкольника. Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте — это развитие эмоций, восприятий, зрительных представлений. В этом возрасте у детей снижаются пороги чувствительности, значительно повышаются острота зрения и цветовое восприятие, ощущение веса предметов также становится более точным, совершенствуются фонематический и звуковысотный слух.

Продуктивная деятельность тесно связана с сенсорным развитием ребенка, поскольку необходимое для успешной продуктивной деятельности формирование представления об объектах требует приобретения детьми знаний об их свойствах, качествах, форме, цвете, размере, их положении в пространстве. Основным способом организации продуктивной деятельности детей младшего дошкольного возраста является информационно-организационный, который обеспечивает восприятие детьми заранее подготовленной информации, когда дошкольники получают от воспитателя подробные пошаговые инструкции по выполнению деятельности.

Основными методами организации продуктивной деятельности младших дошкольников в ДОУ являются речевые методы (беседа, объяснение, поощрение, художественное слово) и игровые методы (дидактические, подвижные, театрализованные, пальчиковые). Посредством данных методов решаются основные задачи формирования продуктивной деятельности и сенсорного развития дошкольников.

На занятиях могут применяться различные методы, которые позволяют раскрыть личность ребенка, создать условия для переживания положительных эмоций в процессе творческого вдохновения, стать движущей силой, благотворно влияющей на развитие ребенка. Эта сила помогает дошкольнику справляться с трудностями в процессе продуктивной деятельности и способствует сенсорному развитию детей. На основе теоретического анализа по проблеме исследования мы сформулировали гипотезу о том, что процесс сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста будет более эффективным, если организовать его посредством продуктивной деятельности.

Сенсорика - это область восприятия и взаимодействия с окружающим миром через чувства. Это важный аспект развития ребенка, так как позволяет ему лучше понимать и адаптироваться к окружающей среде. Существует много исследований, которые подтверждают, что развитие сенсорных навыков может иметь положительное влияние на когнитивные и моторные навыки у детей.

Сенсорные навыки включают в себя такие аспекты, как зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, а также равновесие и положение тела в пространстве. Развитие этих навыков начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всей жизни.

Для детей дошкольного возраста особенно важно предоставлять разнообразные сенсорные опыты. Это может быть выполнение различных двигательных упражнений, экспериментирование с разными текстурами и формами, экспозиция к разным запахам и вкусам, а также игры, которые способствуют развитию координации и баланса.

Сенсорика также имеет важное значение для детей с особыми потребностями, таких как дети с задержкой развития или аутизмом. Упражнения по развитию сенсорики могут помочь им лучше взаимодействовать с окружающим миром и улучшить их качество жизни.

Таким образом, развитие сенсорики играет важную роль в общем физическом, эмоциональном и когнитивном развитии детей. Понимание этого подхода поможет родителям, педагогам и специалистам в области детского развития создать окружение, которое способствует полноценному развитию сенсорных навыков у детей.

Продуктивная деятельность играет важную роль в сенсорном развитии детей. Игры, задания и другие виды продуктивной деятельности не только развивают моторику и координацию движений, но и способствуют развитию чувства тактильного восприятия, зрительного восприятия, слухового восприятия и других аспектов сенсорного развития.

Одним из важных аспектов продуктивной деятельности является развитие моторики и координации движений. Во время игр и упражнений дети учатся контролировать свои движения, развивают ловкость и мастерство в выполнении различных задач. Это особенно важно в младшем возрасте, когда дети только начинают осваивать мир вокруг себя.

Кроме того, продуктивная деятельность способствует развитию чувства тактильного восприятия. Различные виды текстур, форм и размеров игрушек, материалов для рисования и лепки помогают детям развивать свое тактильное восприятие и учат их различать между различными поверхностями и материалами.

Зрительное восприятие также активно развивается во время продуктивной деятельности. Рисование, лепка, игра с конструкторами – все это помогает детям развивать свою визуальную память, воображение и пространственное мышление.

Слуховое восприятие также находит свое развитие во время продуктивной деятельности. Дети учатся слушать различные звуки, музыку, пения птиц или звуки животных, что помогает им развивать свое слуховое восприятие и отличать между различными звуками.

Игры и упражнения, направленные на развитие моторики, тактильного восприятия, зрительного и слухового восприятия, способствуют полноценному развитию ребенка и помогают ему осваивать мир вокруг себя.

Сенсорное развитие является одним из важнейших аспектов развития детей дошкольного возраста. В течение первых лет жизни дети учатся использовать все свои чувства для восприятия окружающего мира. Однако, не все дети имеют равномерное развитие сенсорных функций, что может влиять на их общее развитие и успех в будущем.

Исследования показали, что продуктивная деятельность, такая как игры с конструкторами, лепка из пластилина, рисование, игры с различными материалами и предметами, может значительно улучшить сенсорное развитие детей. Данные виды занятий помогают детям развивать свои тактильные, визуальные, слуховые и пространственные способности, что, в свою очередь, способствует улучшению памяти, внимания и мышления.

Кроме того, продуктивная деятельность может также помочь развивать мелкую моторику у детей, что является важным аспектом развития для успешной работы рук. Например, лепка из пластилина может помочь детям улучшить свои мелкомоторные навыки и координацию движений, а рисование – развивать устойчивость к руководству и свободу творческого мышления.

Развивая свои чувства и способности, дети могут стать более независимыми, уверенными и успешными в будущем.

Сенсорное развитие детей играет важную роль в их общем развитии и успешной адаптации в обществе. Оно включает в себя способность использовать свои зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и тактильные ощущения для понимания мира вокруг себя и взаимодействия с ним. Поэтому выявление исходного уровня сенсорного развития детей имеет важное значение для их дальнейшего обучения и поддержки.

Сенсорное развитие начинается еще с рождения и продолжается в течение всего детства. Оно связано с развитием нервной системы и мозга, а также с опытом, который ребенок получает взаимодействуя с окружающей средой. Поэтому важно проводить оценку сенсорного развития детей на ранних этапах и следить за его динамикой в течение всего детства.

Одним из способов выявления исходного уровня сенсорного развития детей является наблюдение за их поведением и реакциями на различные стимулы. Например, можно обратить внимание на то, как ребенок реагирует на изменения освещения в комнате, на звуки, запахи, на ощупывание различных текстур, на вкусы разных продуктов. Также можно провести специальные тесты, например, для оценки слуховой и зрительной реакции, координации движений и так далее.

Проведение оценки сенсорного развития детей не только поможет выявить их индивидуальные особенности и потребности, но и определить возможные задержки или отклонения в развитии, которые могут требовать дополнительной поддержки и коррекционных мероприятий. Например, дети с сенсорными нарушениями могут испытывать трудности в общении с окружающими, в учебе, в повседневных делах, что может привести к проблемам в самооценке и социальной адаптации.

Цель экспериментального исследования заключается в разработке и проверке эффективности использования дидактических игр с элементами сюжета для развития сенсорных навыков детей младшего дошкольного возраста. Эксперимент проводился в детском саду №31 "Волшебная страна" в городе Пенза на базе Филиала №2 "Акварелька". Участниками исследования стали 40 детей двух вторых младших групп в возрасте 3-4 года. Из них 20 детей принимали участие в констатирующем и контрольном этапах эксперимента (10 девочек и 10 мальчиков) и составляли экспериментальную группу, а 20 детей участвовали во всех трех этапах эксперимента (12 девочек и 8 мальчиков) и составляли контрольную группу. Такое количество участников было выбрано для обоснования результатов диагностики.

По итогам экспериментального исследования были определены уровни сенсорного развития детей второй младшей группы дошкольников [16]:

  • высокий уровень - 7-8 заданий выполнены самостоятельно;
  • средний уровень - 4-6 заданий выполнены самостоятельно или после показа взрослым;
  • низкий уровень - 1-3 задания выполнены самостоятельно или после показа взрослым.

Анализ диагностики уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста КГ на констатирующем этапе показал, что проблемы с упражнением на тактильные ощущения («Что лежит в мешочке») возникли у большинства детей, также как и в экспериментальной группе. В данной задаче успешно справилось 8 человек из КГ. Сформированное понятие формы отсутствовало почти у всех детей, и только 4 из 20 смогли выполнить упражнение «Разрезные картинки». Трудности также возникли с заданием на определение отсутствующего цвета («Какого цвета не стало»), и только 6 детей справились с этим заданием. Результаты иллюстрируются на рисунке 1.

 

Рисунок 1.  Результаты диагностики уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста ЭГ и КГ (констатирующий этап)

 

На основании результатов констатирующего этапа экспериментального исследования уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, можно сделать следующие выводы: в экспериментальной группе только трое детей (15% от общего числа детей ЭГ) имеют высокий уровень сенсорного развития, десять дошкольников (50%) обладают средним уровнем развития, а у семи детей (35%) наблюдается низкий уровень развития. Аналогичные данные получены и для контрольной группы: только двое детей (10% от общего числа детей КГ) имеют высокий уровень сенсорного развития, двенадцать детей (60%) обладают средним уровнем развития, а у шести детей (30%) наблюдается низкий уровень развития. Таким образом, результаты констатирующего этапа эксперимента показывают, что и в экспериментальной, и в контрольной группе наблюдаются низкие показатели сенсорного развития детей. Более того, результаты развития в обеих группах оказались примерно равными. Из полученных данных можно сделать вывод о необходимости проведения специальной работы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста.

Результаты контрольного этапа опытно-экспериментальной работы показывают, что использование дидактических игр с элементами сюжета влияет на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста (рис. 2). В экспериментальной группе 55% детей обладают высоким уровнем сенсорного развития, 45% - средним уровнем, а ни у одного из детей нет низкого уровня сенсорного развития. В контрольной группе только 20% детей имеют высокий уровень, 65% - средний уровень, и 15% все еще имеют низкий уровень сенсорного развития. Таким образом, результаты показывают эффективность и целесообразность использования дидактических игр с элементами сюжета в образовательной и воспитательной работе с детьми младшего дошкольного возраста для развития их сенсорных навыков.

 

Рисунок 2. Результаты диагностики уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста ЭГ и КГ на контрольном этапе

 

Список литературы:
1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 196 с.
2. Асмолов А. Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. — М.: Юрайт, 2019. — 150 с.
3. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М.: Юрайт, 2020. — 171 с.
4. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 219 с.
5. Болотина Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 218 с.