Статья:

АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(269)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Васильева П.М. АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 2(269). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/269/143568 (дата обращения: 28.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Васильева Полина Максимовна
студент, Астраханский государственный технический университет, РФ, г. Астрахань
Жмыхова Алевтина Юрьевна
научный руководитель, Астраханский государственный технический университет, РФ, г. Астрахань

 

Введение:

Учебно-воспитательный процесс в высших учебных заведениях должен способствовать формированию самостоятельной, инициативной, творческой и здоровой личности. Однако, у части студентов во время обучения обнаруживаются различные функциональные нарушения и отмечается ухудшение здоровья. Адаптационный потенциал-показатель уровня приспособляемости организма спортсмена к различным и меняющимся факторам внешней среды. АП можно выделить как важнейший физический показатель жизнедеятельности, формирования уровня которого осуществляется всем комплексом изменений физиологических систем организма под влиянием стресс-факторов. При всех этих факторах формируется адаптивное поведение студента.

Адаптационный потенциал можно разделить на три уровня: индивидный, личностный и субъектно-деятельностный.

Индивидный включает в себя: энергетический, когнитивный.

Личностный включает: мотивационный, коммуникативный.

Субъектно-деятельностный инструментальный, творческий.

Адаптация как общее универсальное свойство живого обеспечивает жизнеспособность организма в изменяющихся условиях и представляет процесс адекватного приспособления его функциональных и структурных элементов к окружающей среде. В целом исследование процесса адаптации в спорте, ее механизмов и закономерностей, по-видимому, следует отнести к междисциплинарной проблеме, которая может стать ключевой в понимании многих аспектов развития тренированности, здоровья и заболеваемости спортсменов. Система закаливания и формирования сильного, красивого и выносливого человека всегда связывалась с адаптацией его к физическим нагрузкам. Физические нагрузки - самый естественный и древний фактор, воздействовавший на человека. Будучи обусловленным самой природой земной гравитации, этот фактор во все времена сопровождал человека, и двигательная активность всегда была важным звеном его приспособления к окружающему миру. Одним из непременных условий развития адаптации к физическим нагрузкам является мобилизация и использование физиологических резервов организм.

Адаптация организма к физическим нагрузкам заключается в мобилизации и использовании функциональных резервов организма, в совершенствовании имеющихся физиологических механизмов регуляции. Никаких новых функциональных явлений и механизмов в процессе адаптации не наблюдается, просто имеющиеся уже механизмы начинают работать совершеннее, интенсивнее и экономичнее.

Функциональная система, ответственная за адаптацию к физическим нагрузкам, включает в себя три звена: афферентное, центральное регулярное и эффектное. 

В процессе адаптации организма обмен веществ перестраивается в направлении более экономного расходования энергии в состоянии покоя и повышенной мощности метаболизма в условиях физического напряжения. Такая перестройка биологически более целесообразна и может явиться общим механизмом физиологической адаптации. [1]

Цель:

Целью настоящего исследования явилась экспресс-оценка состояния регуляторных систем организма студентов, обучающихся на юридическом факультете Астраханского Государственного Технического Университета.

Основная часть:

Процессы адаптации активизируются, когда меняются привычные условия и необходимо приспосабливаться к новым ситуациям, именно с этим постоянно сталкиваются студенты в университетах, начиная с первого курса, когда кардинально меняются их образ жизни и система обучения. В процессе адаптации студенты испытывают разнообразные трудности: - недостаток сна; - недостаточно полные знания по дисциплине; - отсутствие на нужный момент курсовой работы или проекта по дисциплине; 8 - несданные во время и незащищенные лабораторные работы; - не выполненные или выполненные неправильно задания; - перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка студента, то есть задание, которое следует завершить за конкретный период времени; - плохая успеваемость по определенной дисциплине; - большое количество пропусков по какому-либо предмету; - конфликт ролей. Он может возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации (преподавателя). В этой ситуации студент может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования преподавателя с другой; - отсутствие интереса к дисциплине или предлагаемой студенту работе; - плохие физические условия (отклонение в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум и др.). [2,3]

Снижение адаптационного потенциала студентов, считается фактором риска возникновения заболеваний, ведь даже незначительное ухудшение адаптационных возможностей может вызвать серьезные проблемы со здоровьем.

Выделяют несколько периодов адаптации студентов: Предаптационный период. Период подготовки студента к обучению в вузе перед поступлением.  Период адаптации. Делится на две стадии: ориентировочная и оценочная. Ориентировочная стадия включает знакомство с политикой ВУЗа, выработку ориентации в ее предметно-вещных элементах. Оценочная стадия характеризуется интенсивной познавательно-критической отборочной деятельностью. 3. Период долговременной адаптации. Он продолжается все время обучения студента (Дрижика А.Г. и др., 2001). Самым трудным периодом адаптации является первый год обучения - нужно освоиться в новой обстановке, привыкнуть к организации учебного процесса, требованиям преподавателей, учебной нагрузке, общественному окружению в университете, новым условиям проживаниям. От успешности адаптационных процессов в первый год обучения во многом зависит успешность его дальнейшего обучения в вузе. [1,2]

Для контроля состояния у спортсменов различного возраста и уровня подготовленности можно использовать пробу Руфье.[1]

Наиболее удобным показателем оценки эффективности взаимодействия сердечно-сосудистой и других систем организма в настоящее время признана вариабельность сердечного ритма.

На основании нашего исследования, можно сделать вывод, что, проведенные в последние годы исследования механизмов адаптации людей к различным условиям деятельности привели нас к убеждению в том, что физиологические факторы при долговременной адаптации обязательно сопровождаются следующими процессами: перестройкой регуляторных механизмов, мобилизацией и использованием физиологических резервов организма, формированием специальной функциональной системы адаптации к конкретной трудовой (спортивной) деятельности человека.

Следует иметь в виду, что возникшие в процессе длительных и интенсивных физических нагрузок структурные изменения в миокарде, костях и скелетных мышцах, нарушенный уровень обмена веществ, гормональные и ферментативные перестройки, своеобразно закрепленные механизмы регуляции к исходным значениям, как правило, не возвращаются. За систематические чрезмерные физические нагрузки, а затем за их прекращение организм спортсменов платит определенную биологическую цену, что может проявляться развитием кардиосклероза, ожирением, снижением резистентности клеток и тканей к различным неблагоприятным воздействиям и повышением уровня общей заболеваемости.

Изучение самочувствия студентов методом пробы Руфье, и развитие у них утомления показало, что большой объем учебной нагрузки легче, переносят студенты физически активные и в хорошем физическом состоянии. В частности, выявлено, что среди студентов, временно освобожденных от занятий физической культурой, к началу следующей учебной недели завершения восстановления не наблюдалось у 28,3% студентов, тогда как у посещающих физическую культуру только у 6,4%. Студенты второго курса показали следующие результаты: девушки-13%, юноши-28%.

Низкая физическая активность снижает и умственную работоспособность. Повышение адаптационного потенциала необходимо для развития студентов во многих аспектах своей жизни. Положительную роль играет и упорядочивание режима дня, дисциплинированность, характерные для молодых людей, регулярно занимающихся спортом.

 

Список литературы:
1. Сизова Н. Н. Изучение показателей здоровья и физической подготовленности студентов Владивостокского филиала Российской таможенной академии / Н. Н. Сизова, Ю. Д. Исмагилова, Т. Н. Тиосова// Международный научно-исследовательский журнал. – 2014. – № 11 (30). – Часть 4. – С. 39-42.
2. Сизова Н. Н. Анализ психофизической готовности студентов Владивостокского филиала Российской таможенной академии [текст] / Н.Н. Сизова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 10 (119). – С. 151-156
3. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его     мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. Т. 22 2001 №1