Статья:

Лекция как одна из форм учебных дисциплин

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(85)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Зарихина Е.В. Лекция как одна из форм учебных дисциплин // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 34(85). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/85/59690 (дата обращения: 24.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Лекция как одна из форм учебных дисциплин

Зарихина Екатерина Витальевна

 

Аннотация. В статье поднимается один из аспектов актуальной проблемы учебно-методического обеспечения для учебной дисциплины «Информационное право». Выясняется цель лекции по учебной дисциплине «Информационное право», анализируются различные формы лекционных занятий. Автором предлагаются наиболее оптимальные формы лекционных занятий по учебной дисциплине «Информационное право».

 

Ключевые слова: лекция, цель лекции по учебной дисциплине «Информационное право», подготовка к лекции по учебной дисциплине «Информационное право», формы лекций по учебной дисциплине «Информационное право».

 

Постановка проблемы. Информационное право как учебная дисциплина была введена в учебные планы сравнительно недавно. Это было обусловлено рядом исторических, научных, нормативных и других причин. В то же время преподавания указанной учебной дисциплины сегодня является требованием времени, поскольку развитие информационно-коммуникативных и технологических процессов идет непрерывно, а обеспечить должное юридическое обслуживание информационных отношений - неотложная задача высших учебных заведений, которые готовят будущих юристов. Отсюда следует, что актуальными сейчас является разработка и применение в учебном процессе новейших методик преподавания учебной дисциплины «Информационное право».

Информационное право как учебную дисциплину рассматривали такие ученые, как В.М. Брижко [1], В.Г. Хахановський [2], В.С. Этим - балюк [3] и некоторые другие. Однако учебно-методических рекомендаций относительно соответствующего преподавания учебной дисциплины «Информационное право», по нашему мнению, недостаточно.

Цель статьи - исследовать на практике применения в учебном процессе различных форм лекционных занятий по учебной дисциплине «Информационное право», выяснить положительные и отрицательные стороны каждой формы лекций и предложить наиболее оптимальные для преподавания.

Лекция - устное, четко структурированное представление учебного материала, направлено на формирование у студентов понимания основных положений темы.

Несмотря на первичное значение (термин «лекция» происходит из латинского языка и означает «чтение»), лекция не должна быть сухо прочитанная из заготовленного ранее.  Это эмоциональный рассказ, который порой переходит в дискуссию, привлекая, таким образом, студентов к активной форме взаимодействия с преподавателем.

Формы построения лекций по учебной дисциплине "Информационное право" разные. Наиболее распространенной формой можно считать традиционную лекцию, структура которой предусматривает вступление, основную часть и выводы. Такая форма лекции акцентировано на активном участии преподавателя и обеспечивает полноценную подачу учебного материала в течение установленных учебных часов. Роль студентов при этом характеризуется как пассивная. Позитивами такой формы лекционного занятия является полная подача преподавателем необходимого учебного материала, наличие соответствующих записей у студентов, нужного для изучения темы. Вместе с тем низкая активность студентов, рассеянное внимание, отсутствие восприятия некоторыми студентами информации на слух значительно снижают производительность традиционной лекции. Это обусловливает поиск новых подходов к проведению лекционных занятий.

Достаточно основательно данная проблема рассмотрена в трудах российских исследователей «Организационное и методическое обеспечение учебного процесса в вузе» [4]. В частности, ими выделяются такие: лекция-визуализация, лекция с другим преподавателем, лекция с ранее запланированными ошибками, лекция-пресс - конференция, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция с применением техники обратной связи [4, с. 198].

В данной статье были апробированы определенные выше формы лекций при преподавании учебной дисциплины «Информационное право», что дало основания сделать следующие выводы:

1) проведение лекции-визуализации является целесообразным при изучении вводных и описательных тем по учебной дисциплине «Информационное право», поскольку здесь применяется принцип наглядности и образности, что помогает студентам представить конкретику темы, стимулировать дальнейшее самостоятельное изучение вопросов, которые их заинтересовали. Вместе с тем следует помнить об ограниченности объема визуально оформленного учебного материала, поскольку несоблюдение этого положения ослабляет внимание студентов, увеличивается усталость и, как следствие, нужная информация не усваивается студентом.

2) лекция с другим преподавателем является более сложной формой лекционных занятий, поскольку: а) при подготовке к лекции учебный материал необходимо согласовывать с другим преподавателем; б) взгляды лекторов могут не совпадать, что создает необходимость у студентов выбирать и аргументировать одну из двух точек зрения.

Применение такой формы лекционного занятия является интересным в случае изучения аспектов сравнения теоретически-научного и практического подхода. Прослушав теоретическое положение, у студентов есть возможность связать их с примерами из жизни, с практическими аспектами информационной деятельности;

3) лекция с ранее запланированными ошибками является довольно специфической, направленной на аудиторию определенного уровня. Использовав на практике эту форму лекционного занятия, автор такого исследования столкнулся с рядом проблем, которые значительно весомее за мнимые преимущества. Происходит запоминание неправдивой информации, которую нелегко заменить, а это значительно снижает качество учебного процесса. Таким образом, при изучении учебной дисциплины "Информационное право" не рекомендуется использовать такую форму лекционных занятий.

4) лекция-пресс-конференция - довольно интересная форма лекционного занятия, неплохо реализуемая на практике. Ее использование возможно при изучении тем, которые актуальны для современного сообщества.
Структура лекции-пресс-конференции несколько отличается от традиционной: вместо вводной части предусматривается процедура подачи вопросов преподавателю (устно или письменно), а основная часть трансформируется в логически построенный доклад-ответ. Преимущество такой формы лекционного занятия в том, что аудитория получает конкретную информацию на те вопросы, которые ее беспокоят, акцентируют на них внимание и, как следствие, запоминают. Это также создает предпосылки к самостоятельной работе студентов над насущными для них положениями;

5) лекция-беседа является одной из наиболее удачных форм лекционного занятия. Она проходит как диалог между преподавателем и студентами и, соответственно, предполагает активность обеих сторон. С ее помощью удается  решить сразу несколько важных задач: выяснить уровень подготовки студентов и состояние остаточных знаний, активизировать студентов путем постановки вопросов, повторить основополагающие принципы юриспруденции, стимулировать запоминание, представить интересы аудитории, направить саморазвитие и углубление информационно-правовых знаний;

6) лекция-дискуссия в определенной мере подобна предыдущей форме лекционного занятия: такая же активность студентов, привлечение к диалогу, больше возможности к запоминанию. Вместе с этим существуют и определенные различия. Такая форма лекционного занятия должна проводиться тогда, когда студенты уже получили определенный объем информационно-правовых знаний и могут свободно излагать свои мнения относительно рассматриваемой темы. Считаем, что лекция-дискуссия позволяет в большей степени, чем другие формы лекционного занятия, поспособствовать стимуляции мышления студента, а это, в свою очередь, обеспечивает наивысший уровень запоминания учебного материала.

7) лекция с рассмотрения конкретных ситуаций - это форма лекционного занятия, которая хоть и имеет своеобразный плюс, но и серьезный недостаток - невозможность привести весь нужный учебный материал, минимум записи теории, неопределенность ракурса семинарской и самостоятельной подготовки. По нашему мнению, вышеупомянутая форма лекционного занятия для учебной дисциплины «Информационное право» является неподходящим.

8) лекция с применением техники обратной связи - это форма лекционного занятия, которая на практике занимает очень много лекционного времени. Идею такой лекции можно использовать в части других форм лекционного занятия (например, в лекции-беседе). Это будет способствовать и экономии времени, и обеспечит должное представление учебного материала.

Выводы

Таким образом, попробовав провести лекционные занятия по учебной дисциплине «Информационное право» в различных формах, приходим к выводу, что наиболее удачными для восприятия, запоминания, изложения учебного материала стали такие формы лекционного занятия, как традиционная лекция, лекция-визуализация, лекция-р - речь, лекция-дискуссия, лекция-пресс-конференция.

 

Список литературы:
1. Брижко В. М. Методологические и правовые основы упорядочения информационных отношений : [монография] / В. М. Бриж - ко. - К.: ООО "Пан Тот", 2009. - 415 С.
2. Хахановский В. Структура и задачи учебной дисциплины «Информационное право» / В. Хахановский / / правовая информатика. - 2006. - № 3 (11). - С. 56-60.
3. Цимбалюк В. С. Информационное право-право информационного общества / В. С. Цимбалюк / / Вестник Национального технического университета Украины «Киевский политехнический институт". Политология. Социология. Право: сборник наук.трудов. - 2010. - № 3 (7). - С. 153-157.
4. Берденникова Н. г организационное и методическое обеспечение ученого процесса в вузе / Н. Г. Берденніко - ва, В. И. Меденцев, Н. И. Панов.  - СПб. : Д. А. РК., 2006. - 208 с.