Статья:

СПОРТИВНАЯ ХОДЬБА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(247)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Ключникова Н.В., Пономарева А.С., Смирнова А.Ю. СПОРТИВНАЯ ХОДЬБА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 24(247). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/247/129383 (дата обращения: 29.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СПОРТИВНАЯ ХОДЬБА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Ключникова Надежда Владимировна
студент, Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета, РФ, г. Ишим
Пономарева Александра Сергеевна
студент, Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета, РФ, г. Ишим
Смирнова Анастасия Юрьевна
студент, Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета, РФ, г. Ишим
Гераськин Анатолий Александрович
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры ТиМФК, Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета, РФ, г. Ишим

 

Аннотация. В данной статье мы рассмотрим технику спортивной ходьбы, ее отличия от обычной ходьбы, а также задачи спортивной ходьбы.

 

Ключевые слова: спортивная ходьба, техника, отличия спортивной ходьбы, задачи спортивной ходьбы, легкая атлетика, шаг, движение рук, характеристики.

 

Актуальность: в последние годы в системе обучения школьников большое внимание уделяется спортивной ходьбе. Привлекательная для детей, сегодня спортивная ходьба является ведущей дисциплиной на занятиях физической культурой.

Ходьба - обычный способ передвижения человека, который является отличным физическим упражнением для. Во время длительных и ритмичных занятий ходьбой будут задействованы почти все группы мышц. Так же активизируется деятельность сердечно- сосудистой, дыхательной и других систем организма, повышается обмен веществ. Занятия с использованием ходьбы имеют оздоровительный эффект.

Цель: исследовать технику обучения школьников спортивной ходьбе

Задачи:

  1. Описать технику спортивной ходьбы
  2. Обозначить отличия спортивной ходьбы
  3. Выделить этапы обучения техники спортивной ходьбы

Техника спортивной ходьбы составляет один цикл действия, состоящий из двойного шага, шага левой и правой ноги. В цикле содержится: два периода одиночной опоры, два периода двойной опоры и два периода переноса маховой ноги. 

Период одиночной опоры одной ноги единовременен с периодом переноса другой ноги. Период двойной опоры кратковременный и его можно не заметить [5].

Во время ходьбы движение рук и ног перекрёстно. Из всех движений таза следует уделять большее значение движению вокруг вертикальной оси, т.к. это увеличивает длину шага. Так же таз движется по сагиттальной и поперечной оси.

Основными характеристиками техники ходьбы являются:

  • угол наклона туловища и величина вертикальных колебаний ОЦМ (общего центра массы) тела;
  • длина и частота шагов и их зависимость от скорости ходьбы;
  • периоды и фазы ходьбы;
  • уменьшение длительности двойной опоры с увеличением скорости ходьбы;
  • критический темп и критическая скорость ходьбы [4].

Основные отличия спортивной ходьбы:

  • высокая скорость передвижения;
  • высокая частота движений, достигающая более 200 шагов в минуту;
  • длина шага превышает 100 см, а у ведущих спортсменов до 120 см;
  • выпрямленная опорная нога с момента постановки до момента вертикали;
  • значительные движения таза вокруг вертикальной оси;
  • активная работа движения рук [1].

Наиболее важным условием совершенной техники ходьбы является умение свободно идти без лишнего напряжения и оптимально сочетать длину и частоту шагов.

Задачи спортивной ходьбы:

Задача 1. Ознакомить с техникой спортивной ходьбы.

Технику спортивной ходьбы следует показывать в медленном темпе, разделяя движения и сопровождая кратким и чётким объяснением. Обучающихся необходимо расположить так, чтобы преподавателя, демонстрирующего технику спортивной ходьбы, можно было видеть и сбоку, и спереди, и сзади. Для создания более подробного представления о техники спортивной ходьбы следует использовать видеоматериалы [2].

После рассказа и демонстрации техники ходьбы занимающимся предлагается самим пройти 2-3 раза по 50-80 м. Преподаватель должен отметить наиболее серьезные ошибки (скованность движений, согнутые ноги, утрированная ходьба и т.п.) и назвать возможные варианты их устранения.

Задача 2. Обучить движению ног и таза при спортивной ходьбе.

Основным средством обучения в данном случае является медленная ходьба, при которой выпрямленная нога ставится на грунт с одновременным поворотом тела и движениями рук, как при обычной ходьбе, оставаясь в таком положении до момента вертикали. В дальнейшем скорость движения постепенно увеличивается, главным образом за счет частоты шагов.

Обучая быстроте вынесения маховой ноги вперед, выполняется «семенящая» ходьба (шаг 60 – 80 см), ходьба по кругу диаметром 5-6 м и ходьба «змейкой» (на 2-4 м вправо, затем влево). Эти упражнения чередуются с ходьбой по белым линиям беговой дорожки или по начерченной линии (50-60 м).

Для обучения поворотов таза вокруг вертикальной оси применяются противоположные повороты плечевого пояса и таза (плечи вправо, таз влево и наоборот), ходьба с «закручиванием», при которой движение правой ногой производится не столько вперед, сколько влево и наоборот.

При неполном выпрямлении ноги в опорной фазе следует применять ходьбу в гору, акцентируя внимание на выпрямлении ноги в коленном суставе, ходьба по дорожке в обратном направлении. Чтобы ликвидировать излишнюю напряженность, можно выполнять упражнения на месте и в движении, попеременно перемещая тяжесть тела с одной ноги на другую [3]. Все перечисленные упражнения в процессе обучения повторяются несколько раз в зависимости от освоения отдельных элементов техники.

Задача 3. Обучить движению рук и плечевого пояса при спортивной ходьбе.

Во время спортивной ходьбы руки должны быть согнуты под прямым или тупым углом и двигаться прямолинейно. Необходимо следить за тем, чтобы плечи были опущены, а руки двигались без лишнего напряжения.

Дистанция ходьбы в указанных упражнениях 100-150 м. Количество повторов упражнений зависит от правильности их выполнения и скорости усвоения движений.

Задача 4. Обучить технике спортивной ходьбы в целом.

В процессе овладения техникой спортивной ходьбы необходимо многократно повторять различные упражнения, направленные на освоение отдельных элементов ходьбы в целом. С этой целью следует обращать особое внимание на: положение туловища и головы; мягкость шага, раскрепощенность движений туловища, рук и ног; достаточную длину шага; свободный перенос ноги с возможно низким переносом стопы; своевременный отрыв пятки от грунта; согласованность всех движений [1].

Основными средствами обучения технике спортивной ходьбы в целом будут: ходьба с различной скоростью на различные дистанции (400-800 м и более) с указанием ошибок в движениях ног, таза, рук, положении туловища; ходьба с нахождением оптимального соотношения длины и частоты шагов.

Задача 5. Совершенствование техники спортивной ходьбы.

При совершенствовании техники спортивной ходьбы обучающийся должен найти удобный для себя темп ходьбы с оптимальным сочетанием длины, частоты шагов и соотношением количества вдохов и выдохов с количеством шагов, мягкость, раскрепощенность движений туловища, ног и рук и, наконец, общую слаженность всех движений. Немаловажное значение на данном этапе обучения будет играть повышение уровня общей и специальной физической подготовленности на фоне постепенного увеличения отрезков ходьбы с включением подъемов и спусков различной крутизны. В процессе обучения закрепляется правильный стереотип движений [2].

Спортивная ходьба является сложным видом лёгкой атлетики. Достижение высоких результатов зависит от степени заинтересованности школьников. Для успешных результатов в спортивной ходьбе, необходимо в совершенстве обладать техникой, уметь выполнять задачи, поставленные учителем и развивать следующие качества: выносливость, силу, целеустремленность, настойчивость, упорство.

 

Список литературы:
1. Легкая атлетика: учебник / М.Е. Кобринский [и др.]; под общ. ред. М.Е. Кобринского, Т.П. Юшкевича, А.Н. Конникова. — Мн.: Тесей, 2020. — 336 с.
2. Легкая атлетика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. И. Жилкин, В. С. Кузьмин, Е. В. Сидорчук. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 464 с 
3. Муратова Г.Р., Бойматов Х.Ҳ. Научно-методические основы спортивной ходьбы [Текст]: Учебное пособие /. — Ташкент: "Umid Design", 2021. – 104 стр.
4. Спортивная ходьба: пособие / В. В. Мехрикадзе [и др.]; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. – Минск: БГУФК, 2019. – 27 с.
5. Теория и методика легкой атлетики: учебно-методическое пособие для студентов 12 курсов бакалавриата: Филиал Кубанского гос. ун-та в г. Славянске-на-Кубани, 2018. — 76 с. 1 экз.