Статья:

Теоретические основы внедрения инноваций в управленческую деятельность руководителя дошкольной образовательной организации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(88)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Козейкина Е.С. Теоретические основы внедрения инноваций в управленческую деятельность руководителя дошкольной образовательной организации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 37(88). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/88/61150 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Теоретические основы внедрения инноваций в управленческую деятельность руководителя дошкольной образовательной организации

Козейкина Елена Сергеевна
магистрант Костромского государственного университета, РФ, г. Кострома

 

Управление образовательной организацией представляет собой особую деятельность, в которой ее субъекты посредством реализации функций планирования, организации, контроля обеспечивают организованность совместной деятельности педагогов, учащихся, воспитанников, родителей и ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития образовательной организации, в т. ч. дошкольной.

Л. М. Волобуева рассматривает управление дошкольной образовательной организацией как процесс активного полисубъектного взаимодействия, направленный на создание условий для саморазвития личности (ребенка, педагога, руководителя) и обеспечение целесообразного развития всех участников педагогического процесса и педагогической системы в целом [1, с. 23].

В научный оборот понятие инновации ввел американский ученый Й. Шумпетер. Ученый писал об инновациях как о новых комбинациях, формирующихся в результате реорганизации производства благодаря использованию новой техники, появлению нового сырья, внедрению новой продукции, возникновению новых рынков сбыта. Дальнейшее развитие его теории нашла в трудах А. Пригожина, Х. Фримена, Ю. Яковца и др. [5].

Инновации в образовании представляют собой конечный результат инновационной деятельности, реализованной в виде нового или усовершенствованного образовательного процесса, образовательного продукта, образовательной услуги используемого в практической деятельности.

Н. В. Шишариной выделены три группы инноваций в образовании.

1. Инновация-процесс – это технологическое и управленческое усовершенствование или создание принципиально нового процесса, повышающее эффективность и качество нового или существующего образовательного процесса.

2. Инновация-продукт – это новшество, имеющее физическую форму готового принципиально нового или усовершенствованного продукта, которое выходит в этой форме за пределы образовательной организации.

3. Инновация-услуга – это комплексное взаимодействие, деятельность, направленная на передачу знаний, умений и навыков общеобразовательного, профессионального характера потребителю, с целью удовлетворения и развития личных, групповых и общественных потребностей [4].

По этой классификации инновации могут затрагивать управленческую сферу в образовании и, представляя собой инновацию-процесс, направлены на усовершенствование управления или создание новых управленческих структур.

Л. В. Поздняк характеризует инновации по потенциалу, механизму его осуществления, по объему и последствиям, по особенности инновационного процесса (табл. 1). [3, с. 255].

Таблица 1

Типология инноваций Л. В. Поздняк

Основание типологии

Виды инноваций

Инновационный потенциал

радикальные, комбинированные, модифицированные

Особенности механизма осуществления

единичные – диффузные; завершенные – незавершенные; успешные – неуспешные;

Объемы, цели, социальные последствия

точечные; системные, многочисленные; стратегические.

Особенности инновационного процесса

абсолютная новизна (нет аналогов); относительная новизна (местная, в данной образовательной организации, регионе); целесообразная новизна

 

По мнению Л. М. Волобуевой, эта классификация удобна при характеристике нововведений в управлении образовательной организацией, потому что позволяет осознать руководителям значимость любого вводимого ими в управление новшества, так как вводит понятие его относительной новизны (в данном учреждении, регионе) [1, c.11].

По мнению А. Г. Латкина, управленческая инновация – это новое содержание и адекватная ему форма управленческой деятельности; при этом, как указывает автор, реализация управленческих инноваций – процесс намного более сложный, поскольку связан с изменением организационной культуры и представлений персонала об управлении. Но в конечном итоге управленческие инновации с течением времени трансформируют сам способ функционирования организации и ведут к эффективным результатам. Согласно А. Г. Латкину, для успешной реализации управленческих инноваций, включая новые методы управления, важную роль играет ориентация персонала на развитие. При реализации управленческих новшеств, связанных с переориентацией мышления с внутрихозяйственных на внешние проблемы, требуется огромная работа по преодолению сопротивления изменениям, формированию новой организационной культуры [2].

Процесс внедрения инноваций в управленческую деятельность носит динамический характер, развивается во времени и проходит определенные стадии (этапы). Этапы внедрения управленческих инноваций в образовательной  организации представлены в схеме (рис.1).

Рисунок 1. Этапы внедрения управленческих инноваций в образовательной организации

 

К настоящему времени в научной литературе сложилась следующая схема развития инновационного процесса в социальных организациях, в том числе образовательных организациях:

1. Обнаружение потребности в новшестве и возникновение идеи такого новшества; условно его называют этапом открытия, который является результатом фундаментальных или прикладных научных исследований (или мгновенного «озарения»).

2. Изобретение, то есть создание новшества, воплощенного в какой-либо объект, материальный или духовный продукт-образец. Сюда включаются разработка, создание и первое освоение новшества.

3. Нововведение – этап, на котором новшество находит практическое применение, происходит его доработка; завершается этот этап получением устойчивого эффекта от новшества.

После этого начинается самостоятельное существование новшества, процесс нововведения вступает в следующую стадию, которая наступает лишь при условии восприимчивости к новшеству.

4. Распространение новшества, заключающееся в его широком внедрении и распространении в новые сферы.

5. Господство новшества в конкретной области, когда собственно новшество перестает быть таковым, теряя свою новизну. Завершается этап появлением эффективной альтернативы или замены данного новшества более эффективным.

6. Сокращение масштабов применения новшества, связанное с заменой его новым продуктом.

Приведенная выше линейная структура последовательно сменяющих друг друга временных этапов инновационного процесса представляет собой упрощенную схему его реального протекания. Конкретный инновационный процесс не обязательно должен включать все рассмотренные этапы в их строгой последовательности и неразрывности. Указанные этапы могут иметь различную продолжительность [1, с. 15-16].

Внедрение управленческих инноваций ведет к обновлению управленческой деятельности руководителя образовательной организации, которая приобретает инновационный характер. Инновационная управленческая деятельность руководителя образовательной организации рассматривается как деятельность субъекта по созданию, разработке, освоению новшеств в содержании управленческих функций, используемых методов, организационной структуры, внедрению нововведений в практику с целью повышения эффективности управления и развития образовательной организации.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что для эффективного внедрения инноваций в управленческую деятельность руководителя дошкольной образовательной организации необходима реализация следующих условий:

1. Сформировать профессиональную готовность руководителя дошкольной образовательной организации к внедрению инноваций в управленческую деятельность.

2. Использовать в практической деятельности алгоритм разработки и внедрения инноваций в управленческую деятельность.

3. Обеспечить одновременное внедрение в управленческую деятельность руководителя дошкольной образовательной организации комплекса инноваций.

4. Обеспечить информированность педагогического коллектива о внедрении инноваций в управленческую деятельность руководителя дошкольной образовательной организации.

 

Список литературы:
1. Волобуева Л. М. Внедрение инноваций в управленческую деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения / Л. М. Волобуева, Е. Б. Кузнецова. – М.: Издательство: «Прометей», 2012. – 210 с.
2. Латкин А. Г. Управленческие нововведения [Текст]: учебник / А. Г. Латкин. – М.: Макс Пресс, 2008. – 328 с.
3. Поздняк Л. В., Лященко Н. Н. Управление дошкольным образованием / Л. В. Поздняк, Н. Н. Лященко. – М.: Академия, 2000. – 432 с.
4. Шишарина Н. В. Инновации в образовании: сущность, функции, свойства и виды [Электронный ресурс] / Н. В. Шишарина // Сибирский педагогический журнал. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-obrazovanii-suschnost-funktsii-svoystva-i-vidy.
5. Яшин С. Н., Кошелев Е. В., Купцов А. В. Разработка и реализация инновационно-инвестиционной стратегии предприятия: монография / С. Н. Яшин, Е. В. Кошелев, А. В. Купцов. – НГТУ им. Р. Е. Алексеева. Нижний Новгород, 2011. – 269 с.