Статья:

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Конференция: LXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Кузнецова О.В. КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(62). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/4(62).pdf (дата обращения: 28.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кузнецова Ольга Васильевна
студент, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск
Лебедева Марина Петровна
научный руководитель, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск

 

COMPETENCE OF TEACHERS IN PHYSICAL EDUCATION AT THE UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF INCLUSIVE EDUCATION

 

Olga Kuznetsova

Student, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Russia, Arkhangelsk

Marina Lebedeva

Scientific adviser, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Russia, Arkhangelsk

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются отличительные особенности процесса обучения учеников в условиях инклюзивного образования, внутренние качества, межличностные отношения и подход к работе.

 

Ключевые слова: инклюзивное образование, физическая культура, коммуникативная компетентность, эмпирическое исследование, устойчивость.

 

Введение. Среди приоритетных задач целостной системы образования выступает обучение в условиях инклюзии, так как имеющийся опыт педагогического процесса необходимо адаптировать под лиц, имеющих определенные отклонения в состоянии здоровья и обучающихся совместно со здоровыми сверстниками. Для реализации данной задачи необходимо расширять элементы профессиональных компетенций, особенно для педагогов практикоориентированных дисциплин [1, c.111], таких как физическая культура. Профессиональная компетентность педагога представляет собой взаимосвязь теоретической и практической подготовки к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его как профессионала в специализированных дисциплинах [2, c.160]. Особо следует определить профессиональную компетентность педагога по физической культуре, которую можно рассматривать как совокупность знаний, умений, навыков в сфере физической культуры, а также ценностные ориентации педагога, его культура (речь, межличностное общение, отношение к своей профессиональной деятельности). К основным компонентам профессиональной компетентности педагога [3, c.157]., осуществляющего свою деятельность в рамках инклюзивного образования, относятся мотивационно-ценностный, когнитивный, организационно-деятельностный, рефлексивный компоненты. Остро стоит вопрос о коммуникативном взаимодействии педагогов и обучающихся, которые имеют специфические особенности развития, что и будет актуальным в нашем исследовании.

Цель исследования – описать характеристику коммуникативной компетентности преподавателей физической культуры в условиях инклюзивного образования.

Задачи:

  1. Проанализировать теоретические литературные источники по теме исследования.
  2. Провести эмпирическое исследование коммуникативной компетентности преподавателей физической культуры.
  3. Описать особенности коммуникативной компетентности преподавателей физической культуры осуществляющих инклюзивное образование.

Основная часть. Для оценки коммуникативной компетентности педагогов по физическому воспитанию, нами был осуществлен подбор методов для осуществления эмпирического исследования: диагностика коммуникативной социальной компетентности (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.) и U-критерий Манна-Уитни. В качестве выборки исследования выступили педагоги факультета физической культуры Вологодского технического института (15 человек) – ЭГ1 и педагоги физической культуры Вологодского института права и экономики ФСИН России (15 человек) – ЭГ2. Разделение выборки осуществлялось по принципу осуществления профессиональной деятельности, так педагоги ЭГ1 осуществляют деятельность студентов в условиях инклюзивного обучения, тогда как педагоги ЭГ2 обучают курсантов прошедших профессиональный отбор и являющихся физически здоровыми. Начнем с описания результатов, полученных по опроснику коммуникативной социальной компетентности (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.) у педагогов ЭГ1, которые представлены на рисунке 1.

 

Примечание: 1- Фактор А; 2 – Фактор В; 3 – Фактор С; 4 – Фактор Д; 5 – Фактор К; 6 – Фактор М; 7 – Фактор Н.

Рисунок 1. Средние значения по опроснику коммуникативной социальной компетентности (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.) у педагогов ЭГ1

 

Как видно из рисунка 1, у педагогов по физической культуре осуществляющих инклюзивное образование показатели коммуникативной социальной компетентности имеют разносторонний уровень выраженности. Так, доминирующие показатели выявлена по факторам: А (общительность) ср.знач. 15,6 и В (логическое мышление) ср.знач.14,4. Преобладающий уровень выраженности имеют показатели по факторам: С (эмоциональная устойчивость) ср.знач 13,8 и Д (беспечность) ср. знач 13,2. Средний уровень выраженности имеют такие факторы: Н (контроль) ср.знач 11,8; М (независимость) ср.знач. 10,4; К (взаимодействие с людьми) ср.знач 8,4. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что доминирующими компонентами коммуникативно социальной компетентности педагогов осуществляющих деятельность в условиях инклюзивного образования являются коммуникативность, высокий уровень логического мышления, эмоциональная зрелость, независимость, способность принимать самостоятельные решения. Далее рассмотрим результаты, полученные по опроснику коммуникативной социальной компетентности (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.) у педагогов ЭГ2, которые представлены на рисунке 2.

 

Примечание: 1- Фактор А; 2 – Фактор В; 3 – Фактор С; 4 – Фактор Д; 5 – Фактор К; 6 – Фактор М; 7 – Фактор Н.

Рисунок 2. Средние значения по опроснику коммуникативной социальной компетентности (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.) у педагогов ЭГ2

 

Как видно из рисунка 2, у педагогов физической культуры осуществляющих деятельность в специализированном учебном заведении показатели коммуникативной социальной компетентности имеют в большинстве своем высокий уровень выраженности. Так, максимальный уровень выраженности имеют результаты по факторам: С (эмоциональная устойчивость) ср.знач 16,8 и К (взаимодействие с людьми) ср.знач 16,6. Следовательно, для данной выборки испытуемых характерно высокий уровень самоконтроля, эмоциональная устойчивость и зрелость, можно это объяснить хорошо сформированных профессионально важных качеств, так как респонденты данной группы осуществляют не только педагогическую деятельность, но и являются действующими сотрудниками уголовно-исполнительной системы. Высокую выраженность имеют показатели по факторам: А (общительность) ср.знач. 15,4; В (логическое мышление) ср.знач.15,2; М (независимость) ср.знач. 14,4. Также данная группа респондентов будет характеризоваться высоким уровнем общительности, развитым логическим мышление, независимостью в принятии решений. Фактор Д (беспечность) ср. знач 8,6; фактор К (взаимодействие с людьми) ср.знач 8,2 имеют средний уровень выраженности. Далее для сравнения результатов выраженности коммуникативной социальной компетентности у педагогов физической культуры осуществляющих свою профессиональную деятельности с применением разных форм обучения, мы осуществили статистический анализ с использованием U – критерия Манна –Уитни. Результаты сравнительного анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Сравнительный анализ результатов с использованием U – критерия Манна – Уитни по опроснику коммуникативной социальной компетентности (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.) у педагогов физической культуры ЭГ1 и ЭГ2.

Факторы

ЭГ-1

ЭГ-2

U – критерий Манна –Уитни

Ср.знач

Ст. откл

Ср.знач

Ст. откл

Фактор А

15,6

2,4

15,4

3,6

-

Фактор В

14,4

3,1

15,2

3,9

-

Фактор С

13,8

1,9

16,8

3,8

0,05

Фактор Д

13,2

3,4

8,6

1,2

0,01

Фактор К

8,4

1,2

8,2

1,8

-

Фактор М

10,4

2,4

14,4

2,6

0,01

Фактор Н

11,8

2,2

16,6

4,1

0,01

 

Анализируя результаты сравнения показателей по факторам характеризующим коммуникативную социальную компетентность, мы можем констатировать различия в выраженности показателей у респондентов изучаемых групп. Значимые различия выявлены по факторам: В (логическое мышление), Д (беспечность), М (независимость), Н (контроль), свидетельствующие о более выраженных показателях коммуникативной компетентности у педагогов ведомственного института.

Заключение. Таким образом, из результатов проведенного нами эмпирического исследования было выявлено, что для педагогов, осуществляющих обучение в условиях инклюзивного образования характерными особенностями коммуникативной компетентности выступают высокий уровень коммуникативной культуры, логического мышления, эмоциональная устойчивость, зрелость и взвешенность принятия решений, самоконтроль.

 

Список литературы:

  1. Завьялов Л.И., Данилова Е.Н., Черепанова А.А., Вериго Л.И., Сабинин Л.Т. Особенности организации занятий прикладной физической культурой в вузе при дистанционной форме обучения // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021. № 3 (193). С. 111- 115. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p111-115 — 28 — Russian Journal of Education and Psychology 2022, Том 13, № 1 • http://rjep.ru
  2. Кантор В. З., Проект Ю. Л. Инклюзивный образовательный процесс в вузе: теоретико-экспериментальная модель психологической готовности преподавателей // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 3. С. 156–182. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-3-156-182
  3. Митрохин Е.А. Современное занятие по физической культуре в рамках инклюзивного обучения // Молодые ученые России: сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2020. С. 157-159.