Статья:

РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(280)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Максимова Л.В. РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 13(280). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/280/146690 (дата обращения: 29.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Максимова Лиана Валериевна
студент, ФГБОУ ВО Башкирский государственный Педагогический университет имени М. Акмуллы, РФ, г. Уфа
Шабаева Гузель Фагимовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВО Башкирский государственный Педагогический университет имени М. Акмуллы, РФ, г. Уфа

 

Аннотация. В данной статье рассмотрен родительский клуб как форма взаимодействия по физическому воспитанию старших дошкольников. Выделены формы взаимодействия с семьями воспитанников. Раскрыто содержание понятия «родительский клуб». Представлены цели, задачи и принципы организации родительского клуба, функции и этапы организации деятельности.

Abstract. This article considers the parent club as a form of interaction in the physical education of older preschoolers. Forms of interaction with families of pupils have been highlighted. The content of the concept of "parent club" is disclosed. The goals, objectives and principles of organizing a parent club, functions and stages of organizing activities are presented.

 

Ключевые слова: родительский клуб, дошкольный возраст, физическое воспитание, взаимодействие.

Keywords: parental club, preschool age, physical education, interaction.

 

Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В ФГОС ДО говорится о необходимой поддержке родителей в воспитании детей охране и укрепления их здоровья, вовлечение семьи в непосредственную образовательную деятельность [5].

Многие родители испытывают затруднения в воспитании ребенка, не знают возрастных особенностей, недостаточно уделяют время. Многие родители осознают недостатки воспитания своих детей, но зачастую им не хватает элементарных знаний по педагогике, психологии, медицине, чтобы решить возникшие проблемы.

Одной из форм повышения уровня физического развития дошкольников, по моему мнению, может выступать организация родительского клуба. Для начала рассмотрим содержание данного понятия.

А.А. Скляренко предлагает следующее определение: «Родительский клуб – это форма работы с родителями, которая учитывает актуальные потребности семей воспитанников, способствует укреплению ценности семейного воспитания» [3].

Е.В. Мелентьева считает, что родительский клуб – это одна из форм взаимодействия педагогов ДОО и семей воспитанников, где педагог передает знания и опыт родителям [2].

Следовательно, мы можем утверждать, что родительский клуб – это способ взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников.

При организации родительских клубов необходимо опираться на некоторые принципы их работы:

1. участие в родительском клубе осуществляется на добровольческой основе;

2. необходимо производить учет пожеланий и предложений участников клуба;

3. проявлять творческую активность в работе клуба;

Важно понимать, что взаимодействие ДОО и семей воспитанников будет успешным только в том случае, если родители будут сами проявлять активную позицию. Следовательно, одной из задач при осуществлении работы с семьями считается формирование активной позиции родителей.  О.В. Солодянкина выдвигает принципы взаимодействия между педагогами ДОО и семьями воспитанников:

  • партнерство педагогов ДОО и семей дошкольников;
  • наличие общих целей и задач воспитания и обучения детей;
  • уважительное и доверительное отношение к детям со стороны и педагогов, и родителей;
  • максимальное использование возможностей воспитателей ДОО и семьи в работе с детьми;
  • регулярный анализ и выявление результатов процесса взаимодействия семьи и детского сада [4].

Организация родительского клуба в детском саду помогает повысить уровень личного комфорта всех участников образовательного процесса, как в семье, так и в детском саду, формирует позитивный опыт семейного воспитания, способствует организации разнообразного, увлекательного семейного досуга.

Родительский клуб реализует несколько функций, рассмотрим подробнее содержание каждой из них.

Коммуникативная функция направлена на создание и сплочение родительского коллектива как объекта педагогической деятельности.

Личностно-ориентированная функция направлена на самоопределение родителей, снятие ограничений и раскрытие собственных ресурсов.

Содержательная функция представляет собой процесс решения возникающих проблем.

Инструментальная функция способствует выработке навыков анализа определенных ситуаций, формированию умения творческой работы в коллективе, овладению навыками  самоорганизации.

Диагностическая функция дает оценку взаимодействию родителей и педагогов ДОО, дошкольников и воспитателей.

Развивающая функция предполагает подбор игр и игровых упражнений для познавательного развития, а также привлечение родителей к организации различных экскурсий, конкурсов, праздников, проектной деятельности и т.д.  [1].

Выделяют конкретные этапы проектирования совместной деятельности педагогов и родителей дошкольников:

Первый этап – моделирование взаимодействия. На данном этапе осуществляется сбор первичной информации о семье. Данная информация поможет грамотно спланировать маршрут работы с конкретной семьей с учетом ее специфических особенностей.

Второй этап – формирование  доброжелательных отношений между педагогами и родителями дошкольников. На данном этапе педагог мотивирует родителей процессом обучения и воспитания детей, конкретно той деятельностью, которую необходимо провести.

Третий этап – формирование полноценного образа ребенка у родителей, его восприятия с учетом знаний педагогов о ребенке. На данном этапе родители обучаются методам и приемам воспитания ребенка.

Четвертый этап – ознакомление педагога с имеющимися проблемами в семье, которые касаются процесса воспитания ребенка. На данном этапе мы получаем отклик и активное участие родителей в работе родительского клуба.

Пятый этап – исследование и организация совместной деятельности родителей и детей. На данном этапе родители совместно с педагогами исследуют особенности построения совместной деятельности семьи и ребенка.

Для того чтобы вызвать интерес родителей к обсуждаемому материалу, педагог может использовать метод активизации – вопросы родителям, дискуссия, мозговой штурм, приведение примеров из психолого-педагогической литературы.

По окончанию обсуждения необходимо использовать метод рефлексии – анализ педагогических ситуации, введение домашних заданий. Этот метод способствует формированию родительской позиции, актуализирует полученные  знания.

Очень важно формировать у родителей умение применять полученные знания в практической деятельности. Необходимо дать понимание того, что нет одного универсального рецепта на конкретные педагогические ситуации.

Таким образом, практика работы родительского клуба показывает, что такая форма сотрудничества является перспективной и взаимовыгодной.

 

Список литературы:
1. Болгова, Т.И. Консультативный клуб на базе детского сада [Текст] / Т.И. Болгова // Воспитатель дошкольных образовательных учреждений. - 2012. - № 4. - С. 83-87
2. Мелентьева, Е.В. Особенности взаимодействия родителей и детей дошкольного возраста [Текст] / Е.В. Мелентьева // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы, 2012. – №6. – с. 134-140.
3. Скляренко, А.А. Клубная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях как продуктивная форма организации работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО [Текст] / А.А. Скляренко. – Таганрог: Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова, 2018.
4. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие для работников ДОУ [Текст] / О. В. Солодянкина. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аркти, 2005. - 77 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.