Статья:

Совершенствование системы обработки данных контроля знаний обучающихся вуза

Конференция: XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Ересько П.В. Совершенствование системы обработки данных контроля знаний обучающихся вуза // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIII междунар. науч.-практ. конф. — № 11(13). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 33-38.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Совершенствование системы обработки данных контроля знаний обучающихся вуза

Ересько Полина Владимировна
канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», РФ, г. Саратов

 

Improvement of data processing system of control of knowledge of students of higher educational institution

 

Polina Eresko

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Saratov State Law Academy, Russia, Saratov

 

Аннотация. В статье анализируются информационные технологии, используемые для совершенствования системы обработки данных контроля знаний. Использование информационных технологий в контексте анализа полученных данных контроля обучающихся вуза позволяет совершенствовать учет их знаний, повысить объективность контроля знаний, мотивировать обучающихся вуза, а вместе с тем повысить качество высшего образования.

Abstract. The article analyzes information technologies, which are used for improvement of data processing system of control of knowledge. The use of information technologies in the context of the analysis of the obtained data control of students of higher educational institution allows improving accounting of students' knowledge, to increase the objectivity of knowledge control, to motivate the students of higher educational institution and along with that to improve the quality of higher education.

 

Ключевые слова: система контроля знаний обучающихся вуза; данные контроля знаний обучающихся вуза; обработка данных контроля; информационные технологии.

Keywords: control system of knowledge of students of higher educational institution; control data of knowledge of students of higher educational institution; data processing of control; information technologies.

 

К важнейшим задачам модернизации высшего российского образования относят задачу повышения качества подготовки студентов (в дальнейшем обучающихся по статье 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») по образовательным программам высшего образования, определяемую в том же Федеральном законе в статье 72 [1], в частности, для юридического вуза причисляют задачу повышения качества полу­чаемых будущими выпускниками вуза профессиональных юриди­ческих знаний. Качество подготовки выпускников вуза складывается посредством формирования компетенций обучающихся вуза; повышения профессиональной компетентности преподавателей вуза; повышения объективности оценивания уровня знаний обучающихся; совершенствования системы контроля знаний обучающихся вуза и других показателей. Улучшение качества знаний обучающихся вуза способствует повышению конкурентоспособности вуза среди других вузов Российской Федерации (РФ), зарубежных вузов. Актуальность указанной тематики обеспечивается проектом Министерства образования и науки РФ «Повышение конкурентоспособности ведущих универси­тетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров» с рабочим названием «5-100», в котором планируется обеспечить вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов. Целью проекта ставится качественный прорыв по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов [2].

Формирование компетенций опирается на получение обучающи­мися знаний, умений и навыков по дисциплинам вуза, а одним из способов повышения объективности оценивания и учета данных контроля знаний обучающихся является обработка данных контроля при помощи информационных технологий.

Повышение качества профессионального образования с использованием информационных технологий считается одной из актуальных задач в высшем профессиональном образовании. Информационные технологии обеспечивают индивидуализацию про­цесса обучения в системе модернизации образовательных программ высшего профессионального образования. К задачам программы «Развитие образования» на 2013‑2020 годы, представленной Министерством образования и науки РФ относят «создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности», «создание системы поддержки сбора и анализа информации об индивидуальных образовательных достижениях», «создание системы мониторинговых исследований качества образования» [3], что возможно при применении информационных технологий во всех сферах высшего образования. Мониторинг различают по видам: внутренний и внешний. Каждый из видов имеет свои цели: внутренний имеет целью определить соответствие полученных обучающимися знаний компетенциям, обозначенным в рабочих программах дисциплин; внешний мониторинг выполняется при лицензировании, аттестации и аккредитации вуза. К задачам мониторинга относят: постановку цели; подготовку показателей и критериев определения учебных достижений; сбор информации, создание базы данных, анализ полученных данных; составление аналитических справок; принятие управленческих решений.

В настоящее время обработка данных контроля знаний обучающихся вуза при помощи информационных технологий является актуальной проблемой в связи с необходимостью повышения мотивации обучающихся вуза, постоянным дефицитом времени преподавателя вуза для учета и обработки данных контроля знаний обучающихся вуза. К данным контроля знаний обучающихся вуза, предназначенным для обработки информационными технологиями, отнесем следующие показатели: количество посещений обучающимися лекций, семинаров; выполнение различных семестровых работ (практических работ, контрольных работ, рефератов, докладов и других). Задачей приме­нения информационных технологий для обработки данных контроля является выведение промежуточных и итоговых показателей конкретного обучающегося по изученной дисциплине.

Контроль знаний обучающихся проводится в различных видах и формах, составляющих фонд оценочных средств: устный опрос, фронтальный опрос, тестирование, проверочная работа, контрольная работа по теме, по разделу.

Контроль знаний обучающихся вуза осуществляется при помощи 5-балльной системы оценивания. Обработка данных контроля при помощи информационных технологий предполагает увеличение итоговых показателей в виде итоговой отметки по дисциплине, в частности, суммирование и выведение средних показателей в виде отметок по теме, по разделу, по семестру, по всей дисциплине. В результате можно сделать вывод по поводу качества знаний обучающегося: получил ли он базовые знания по дисциплине или не получил, а если получил, то в какой степени, то есть далее следует выведение оценки.

Автором статьи была разработана система обработки данных контроля знаний обучающихся вуза по дисциплинам математического и естественнонаучного цикла на кафедре информатики, разработаны критерии, балльные соотношения по видам учебной деятельности обучающихся.

Особенностью преподавания информационных технологий является возможность оценивания знаний, умений обучающихся вуза по дисциплине на каждом практическом занятии. На практических занятиях используется 5-балльная или 10-балльная системы оценива­ния, причем каждая оценка имеет свой вес в итоговом балле семестра. В 10-балльной системе каждое занятие может быть оценено максимум 10 баллами – оценка “5”, минимум 6 баллами – оценка “3”. Отчитавшись на консультации за пропущенное занятие, обучающийся получает баллы за результативность занятия по дисциплине, но отчеты не убирают пропуски по дисциплине. Для обучающихся вуза, также как и для школьников, может быть применима система ведения электронного журнала. Электронный журнал для школьников представлен в сети Интернет в его личном кабинете, где имеются все предметы, изучаемые в данном классе, оценки за текущие уроки, средние и итоговые показатели по предмету в четвертях и годовые показатели.

Если рассматривать российские вузы, то далеко не все вузы представляют в сети Интернет данные контроля по дисциплинам и семестрам обучающихся вуза. Но, с другой стороны, преподаватели не могут стоять в стороне от технического прогресса, и практически каждый преподаватель автоматизирует учет данных контроля. И у каждого преподавателя может быть своя методика учета контроля знаний обучающихся в силу имеющейся компетентности в сфере информа­ционных технологий и соответствующего опыта, а также практики применения тех или иных методик. Обработку данных контроля можно осуществлять с помощью Microsoft Excel, Microsoft Access, среды дистанционного обучения с открытым исходным кодом MOODLE и других информационных систем и технологий. Результирующим документом является создание электронного документа [4] журнала посещаемости или электронного журнала, отметок обучающихся и журнала нагрузки, удобного для хранения и передачи по телеком­муникационным линиям связи в отличие от бумажного варианта. В файле Microsoft Excel каждой группе обучающихся вуза отводится один или несколько листов, на которых можно производить обработку оценок группы обучающихся, выводить журнал учета проведенных занятий в семестре. При этом на листе Microsoft Excel данные показатели по успеваемости и посещениям обучающихся будут выглядеть в виде матрицы. Матрицы чисел легко обрабатывать, также несложно производить матричный анализ показателей [5] и выполнять различные вычисления в матрицах [6]. В файле Microsoft Access для обработки оценок каждой группы обучающихся используются отдельные таблицы (объекты базы данных), производятся запросы и выводятся отчеты по одной и нескольким группам одновременно. Автором статьи была разработана база данных СтуБД.mde для кафедры информатики ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», которая используется как один из вариантов обработки данных контроля знаний обучающихся по дисциплинам кафедры информатики и учитывает основные показатели. К показателям, составляющим систему оценивания знаний обучающихся, относятся следующие: посещение, результативность работы, контрольные мероприятия.

К преимуществам использования базы СтуБД.mde учета данных контроля относится, в том числе, одновременное применение базы несколькими пользователями (преподавателями), срок использования рассмотренной базы неограничен, допускается гибкое изменение исходных данных. Анализировать данные контроля знаний обучаю­щихся вуза возможно при помощи различных информационных систем и технологий. Использование информационных технологий в указанном аспекте позволяет совершенствовать систему обработки данных контроля, повысить объективность контроля знаний, и, в целом, повышается качество высшего образования.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
2. Проект Министерства образования и науки Российской Федерации «5 100» http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/5-100 (Дата обращения 9.10.2017).
3. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295 (ред. от 31.03.2017) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы" // Собрание законодательства РФ, 28.04.2014, N 17, ст. 2058.
4. Сенина Е.В. (Варламова Е.В.) Средства создания юридических электронных документов с помощью полей форм // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2008. № 6 (64). С. 139-143. 
5. Ересько П.В. Информационные технологии для проведения матричного анализа экономических показателей // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2016. № 1 (108). С. 246-255.
6. Архангельская Е.В. Платежные матрицы в экономических задачах // Современное образование: плюсы, минусы и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции. Саратов: ООО «Центр профессионального менеджмента «Академия Бизнеса», 2014. С. 3-6.